Дело № 2-1101/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 14 апреля 2016 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Козьмик Л.А.,
при секретаре Деминой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович ФИО7 к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Комович Е.В. с иском к ГУ - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором просит признать бездействия ответчика, выразившееся в непредоставлении Комович Е.В. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 г. незаконными и обязать ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Комович Е.В. и сопровождающему ее лицу – Комович В.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 г. за счет средств федерального бюджета.
Требования прокурора г. Новоалтайска обоснованы тем, что Комович Е.В. является <данные изъяты> и в соответствии с положениями ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Закон) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. Однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение истцу и сопровождающему его лицу в 2014 году не предоставлена, чем нарушено право истца.
Материальный истец Комович Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Процессуальный истец - прокурор Кунтуев Д.Б. в судебном заседании исковые требования не поддержал.
Представитель ответчиков – ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала № 5 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, с учетом мнения прокурора, в соответствие с положениями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов представляет систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и интеграции в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является санаторно-курортное лечение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" при предоставлении социальных услуг инвалиды 1-й группы имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Судом установлено, что Комович Е.В., ДАТА года рождения, является <данные изъяты>, что подтверждается справкой ВТЭ-86 НОМЕР (л.д.7).
Тот факт, что в 2014 году истец являлась получателем набора социальных услуг, подтверждается сообщением ГУ-УПФР в АДРЕС и АДРЕС от ДАТА (л.д. 22) и ответчиком не оспаривается.
Как следует из заявления Комович Е.В., она обратилась в филиал № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ДАТА с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение.
Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения подтверждалось справкой для получения путевки от ДАТА НОМЕР, выданной Комович Е.В. по соответствующей форме № 070/у-04. В справке также указано на необходимость сопровождения (л.д.16).
Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения сопровождающим лицом Комович В.С. подтверждалось справкой для получения путевки от ДАТА НОМЕР, выданной по соответствующей форме № 070/у-04 (л.д.20).
Согласно уведомлению из филиала № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комович Е.В. ДАТА на основании представленных документов поставлена на очередь на получение санаторно-курортной путевки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Комович Е.В. имела право на обеспечение санаторно-курортным лечением в 2014 г. с сопровождением и ею был соблюден установленный законом порядок обращения для получения путевки.
Ответчиками не оспаривается, что Комович Е.В. путевка на санаторно-курортное лечение за 2014 год не предоставлялась.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Согласно п.1.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных льгот является календарный год.
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 №328. Согласно п.п. 3.3, 3.6, 3.7 данного Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года (п.3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).
Согласно п. 3.9 Правил территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальный услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 №864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте по месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме №070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п.13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст.6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных им бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп.4,11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи»). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004г. №143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источники объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст.17(ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. №686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Заявление истца от ДАТА о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 было рассмотрено Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, Комович Е.В. принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером НОМЕР.
Учитывая, что Федеральный закон от ДАТА № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не предусматривает внеочередное или первоочередное обеспечение путевками какой-либо категории граждан, в связи с чем, последовательность предоставления определяется датой регистрации заявления, что в свою очередь согласуется с принципом справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, поэтому путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из очередности, определяемой датой регистрации заявления.
Удовлетворение исковых требований о предоставлении истцу путевки повлечет за собой нарушение прав иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих в очереди для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Комович Е.В. в Филиал №5 ГУ АРО ФСС РФ по данному вопросу.
Учитывая, что суду не предоставлены доказательства того, что к моменту вынесения решения, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления истца, возникла обязанность ответчика обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович ФИО8 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий Л.А.Козьмик