РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 29 сентября 2015 г.
Советский районный суд г. Рязани в составе судьи Жаворонковой О.Н.,
при секретаре Бобыревой С.С.,
с участием истца Ершовой Н.Н.,
представителя ответчика Бебякина В.А., действующего на основании доверенности № 2 от 13.01.2015 г., срок действия доверенности по 31.12.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ершовой Н.Н. к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Е.Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она родилась в. Ее родителями были Е.Н.А. и Е.Н.В. Ее отец умер г., ее мать г. была лишена родительских прав. Решением Красноборского районного Совета народных депутатов исполнительного комитета № от г. она была определена в детское учреждение и за ней была закреплена жилая площадь по адресу:. С г. по г. она обучалась в …школе, с г. по г. она находилась на обучении в …№. 02.06.1999 г. она была направлена отделом социальной защиты населения территориального округа Майская горка на учебу в …ПУ-интернат. С г. она обучалась в.. профессиональном училище по г. На время обучения находилась на полном государственном обеспечении и была зарегистрирована с г. по настоящее время по адресу:. После окончания ПУ-интернат с июня 2003 г. она вместе со своим малолетним ребенком проживала в общежитии ПУ-интерната и находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 01.09.2005 г. она проходила обучение по квалификации «….» в …профессиональном училище. С июня 2006 г. она проживала в общежитии училища. В 2014 г. она узнала, что закрепленное за ней жилое помещение было уничтожено вследствие пожара в 2006 г. 17.12.2014 г. ответчиком ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку она не имеет жилья, а закрепленное за ней жилое помещение уничтожено в результате пожара, просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании истец заявлены исковые требования признала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, не оспаривая, что до достижения 23 лет истец относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исковые требования не признал, пояснил, что истец имела закрепленное за ней жилое помещение, которое было уничтожено в результате пожара в 2006 г., когда истец уже достигла возраста 23 лет, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица - орган опеки и попечительства Ухоловского муниципального района рязанской области и администрация муниципального образования Ухоловский муниципальный район, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система государственных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам и (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (ред. от 29.02.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К категории - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец Ершова Н.Н. родилась г., что подтверждается повторным свидетельством о рождении №, выданным …В свидетельстве о рождении истца содержатся сведения о ее родителях: матери - Е.Н.А. и отце - Е.Н.В.
г. отец истца умер, что подтверждается записью акта о смерти № от г.
Решением народного суда Красноборского района Архангельской области от г. мать истца была лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и истца.
На основании решения исполнительного комитета Красноборского районного Совета народных депутатов № от г. истец была направлена в детское государственное учреждение.
С г. по г. истец обучалась в …коррекционной школе-интернате, что подтверждается справкой № от 21.01.2015 г., выдананной ….С г. по г. истец проходила обучение в …профессиональном училище-интернате, что подтверждается справкой № от 20.01.2015 г., выданной …Во всех детских воспитательных и образовательных учреждениях истец находилась на полном государственном обеспечении.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец до достижения ею 18 - летнего возраста относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а с 18 до 23 лет являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установленные судом обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
До вступления в силу ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировались ЖК РФ, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в населенных пунктах Рязанской области, утвержденные постановлением главы администрации Рязанской области № 541 от 11.11.1997 г., постановлением Правительства Рязанской области № 243 от 26.09.2006 г. «Об утверждении порядка выделения средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», Законом Рязанской области № 139-ОЗ от 20.12.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., предусматривалось предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее - ФЗ № 159) в редакции, действовавшей до 2013 г., детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При этом, в силу ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В судебном заседании установлено, что на основании постановления исполнительного комитета Красноборского районного Совета народных депутатов № от 19.03.1987 г. за истцом была закреплена жилплощадь по адресу: (п. 2 постановления).
Таким образом, в судебном заседании бесспорно установлено, что истец в несовершеннолетнем возрасте, относясь к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имела закрепленное за ней жилое помещение.
Судом также установлено, что закрепленное за истцом жилое помещение было уничтожено огнем вследствие пожара в мае 2006 г., что подтверждается сведениями, представленными администрацией муниципального образования «Телеговское» Красноборского района Архангельской области. На момент уничтожения огнем закрепленного жилого помещения истцу исполнилось полных 26 лет.
В судебном заседании также установлено, что истец обращалась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На основании приказа № от 17.12.2014 г. истцу было отказано во включении в указанный в список.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до достижения возраста 23 лет истец не имела права на предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры социальной поддержки в части обеспечения жилым помещением в виду наличия у нее закрепленного жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ею исковых требований не имеется.
Довод истца о том, что об уничтожении в результате пожара закрепленного за ней жилого помещения она узнала только в 2014 г. правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
Наличие у истца 3 группы инвалидности, размер ее заработной платы, а также то, что она является матерью одиночкой не могут служить основаниями для удовлетворения заявленных ею исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ершовой Н.Н. к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья-подпись.