Дело №2-842/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 г. с. Кабанск
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., с участием представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Помазкиной О.А., при секретаре Веретениной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машуковой Натальи Анатольевны к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Машукова Н.А. обратилась в суд с иском к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» о признании установки общедомового прибора учета (далее ОДПУ) электроэнергии по адресу: РБ, <адрес> перерасчете платы на общедомовые нужды (далее ОДН) по нормативам, запрете использования показаний ОДПУ. Свои требования мотивирует, что в период с 01 июня 2014 г. по 30 июня 2016 г. АО «Читаэнергосбыт» необоснованно по показаниям ОДПУ начислили ему плату за ОДН в сумме 7875,50 руб. С расчетом он не согласен, так как не был уведомлен о его установке.
Определениями от 06 сентября 2017 г. для участия в деле в качестве третьего лица привлечено ООО УК «Дом».
Истец Машукова Н.А. не явилась. Была извещена надлежаще. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Помазкина О.А. иск не признала, считает, что ОДПУ был установлен законно. С 01 июля 2016 г. начисления по ОДН производится по нормативу. Представила письменные возражения. Считает, что срок исковой давности истек.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» не явился. Был извещен надлежаще. Направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявил об истечении срока исковой давности по требованию о признании установки ОДПУ незаконной.
Представитель третьего лица ООО УК «Дом» не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще. Согласно ответа на запрос суда, ООО «Дом» не обслуживает дом истца, дом находится на непосредственном управлении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Машукова Н.А. является собственником <адрес>. Лицевой счет по данному адресу открыт на ее имя.
Согласно акту № от 29 мая 2012 г. в данном доме установлен общедомовой прибор учета. Из лицевого счета следует, что истцу начислена плата за ОДН, произведен перерасчет в сентябре 2015 г., в ноябре 2015 г., в июне 2016 г., в общей сумме 7875,50 руб., которая предъявлена ему АО «Читаэнергосбыт» в качестве задолженности.
Порядок расчета платы за электроэнергию на ОДН регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 с учетом положений ФЗ от 23 ноября 2009 г. №261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261).
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ №261 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой, в т.ч. электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01 июля 2012 г.
Согласно ч.12 ст. 13 ФЗ №261 до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5) в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные последствия невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета указаны в п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 (далее Положение №442).
Согласно акту № от 29 мая 2012 г. общедомовой прибор учета в <адрес> введен в эксплуатацию 29 мая 2012 г., т.е. до 01 июля 2012 г. в период, когда в силу ст. 13 ФЗ №261 обязанность по оснащению своих домов общедомовыми приборами учета лежала на самих собственниках и не возникла в принудительном порядке у сетевой организации ПАО «МРСК Сибири». Доказательств согласия собственников на установку ОДПУ не представлено, также как и заключенных договоров на установку ОДПУ с сетевой организацией в соответствии с Приказом Минэнерго РФ №149 от 07.04.2010 г. Акт установки ОДПУ по запросу суда ответчиками не представлен.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
Акт наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме истца не составлялся. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ОДПУ установлен, введен в эксплуатацию в нарушение установленного законодательством порядка, ФЗ №261, что свидетельствует о незаконности его установки, в связи с чем показания прибора учета не могут быть использованы для расчета ОДН по квартире истца, поскольку истец не уполномочен на обращение в суд в защиту прав, свобод и интересов всех жильцов дома, заявляя данное требование, указал «по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Вместе с тем, принимая во внимание, что добросовестные потребители по закону должны оплачивать только ту электроэнергию, которая действительно была использована на содержание общего имущества дома, и не обязаны возмещать убытки, причиненные ресурсоснабжающей организации в результате действий иных лиц.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими даже в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Учитывая, что в период с 01 июня 2014 года по 31 июня 2016 г. начисления ОДН истцу превышали потребление по нормативу, что следует из лицевого счета, суд считает требование о перерасчете платы за ОДН по нормативу обоснованным. При этом перерасчет должен быть произведен по нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия согласно приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г..
С 01 июля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" начисление ОДН сверх нормативов не производится. В связи чем требования истца о запрете использования показаний общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии для расчетов за потребленную электроэнергию не подлежат удовлетворению, поскольку с 01 июля 2016 г. ОДПУ не используется для расчетов с потребителями. Как следует из выписок из лицевого счета истца, ОДН с 01 июля 2016 г. начисляется по нормативу.
Ходатайство представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» об истечении срока исковой давности по требованию о признании установки ОДПУ незаконными не подлежит удовлетворению, поскольку как указал истец в исковом заявлении, она не была уведомлена об установке ОДПУ. Согласно лицевого счета перерасчет по ОДН ему произведен в сентябре 2015 г. Учитывая, что ПАО «МРСК» установили ОДПУ до 01 июля 2012 г., т.е. в период, когда в силу ст. 13 ФЗ №261 обязанность по оснащению своих домов общедомовыми приборами учета лежала на самих собственниках, без их извещения, перерасчет по показаниям ОДПУ был произведен в сентябре 2015 г., суд считает, что срок исковой давности не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Машуковой Натальи Анатольевны удовлетворить частично.
Признать действия ПАО «МРСК Сибири» по установке общедомового прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес>, при расчете платы за общедомовые нужды по электроэнергии по <адрес> незаконными.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести Машуковой Натальи Анатольевне перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды за период с 01 июня 2014 года по 30 июня 2016 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд РБ в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Баторова