МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от «26» февраля 2016 г. по делу №33а-4740/2016
Судья: О.А. Казакова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Харитонова Д.М., Ставича В.В.,
при секретаре Маркеловой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе административных истцов Летягиной Е.В., Струкова Т.С. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Летягиной Е.В., Струкова Т.С., Соломатиной О.С. к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, Комитету государственного строительного надзора города Москвы о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, отмене приказа об утверждении градостроительного плана и разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛА:
Летягина Е.В., Струков Т.С., Соломатина О.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), приказа Москомархитектуры от 6 февраля 2015 года №505 об утверждении данного градостроительного плана и разрешения на строительство №…. от 28 января 2015 года, выданного Мосгосстройнадзором.
Требования мотивированы тем, что на земельном участке по адресу: …. на основании вышеуказанных документов осуществляется строительство пристройки к ГБОУ Гимназия №…. на 200 мест с переходом (зимний сад), в то время как разрешенное использование данного земельного участка предусматривает проектирование и строительство многофункционального жилого комплекса; площадь земельного участка, предусмотренного ГПЗУ, не соответствует площади земельного участка, указанного в разрешении на строительство, что нарушает право административных истцов на благоприятные условия проживания и участие в градостроительной деятельности.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просят административные истцы Летягина Е.В., Струков Т.С. по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии административные истцы Летягина Е.В., Струков Т.С. и их представитель по доверенности К…. Д.С. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Москомархитектуры по доверенности Г…Е.Д., С… Р.Г. в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, по мотивам письменных возражений.
Представитель Правительства Москвы и Мосгосстройнадзора Б… А.В. по доверенности полагала, что решение суда следует оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом Москомархитектуры от 6 февраля 2015 г. №505 утвержден градостроительный план земельного участка №…., площадью 0,69 га, расположенного по адресу: г. Москва, ….
28 января 2015 г. Мосгосстройнадзором застройщику Казенное предприятие г. Москвы «Управление гражданского строительства» выдано разрешение на строительство №…. объекта капитального строительства - пристройки на 200 мест с переходом (зимний сад) к ГБОУ гимназия №…., общей площадью 4494,8 кв. м, площадью земельного участка 0,71 га, по адресу: …. на срок до 28 октября 2015 г.
Согласно Генеральному плану г. Москвы указанный земельный участок входит в границы территорий функциональной зоны жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной застройки.
В книге 3 Генерального плана г. Москвы в функциональной зоне №…. района «Тропарево-Никулино» предусмотрено строительство новых обще образовательных учреждений.
Административные истцы ссылаются на то, что являются жителями близлежащих домов и полагали, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка без проведения публичных слушаний по данному вопросу нарушило их право на участие в градостроительной деятельности, неоднократные жалобы в органы власти оставлены без удовлетворения.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, объяснения участников процесса, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку процедура оформления, утверждения и выдачи ГПЗУ соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 25 июня 2008 №28 «Градостроительный кодекс города Москвы», что установленный вид разрешенного использования в целях строительства пристройки к образовательному учреждению не противоречит требованиям к использованию земельного участка утвержденным Генеральным планом города Москвы.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из изложенного следует, что градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Градостроительный план земельного участка, по своей правовой природе, выполняет информационную функцию: в нем должна быть консолидирована информация о всех строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план земельного участка соответствующие строительные характеристики и ограничения в отношении земельного участка не утверждает, а лишь воспроизводит.
В соответствии с ч. 9 ст. 43 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. №28 «Градостроительный кодекс города Москвы» порядок разработки, оформления, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков, состав, требования к содержанию градостроительных обоснований и порядок из разработки устанавливаются нормативными актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
На основании ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Порядок разработки, оформления и утверждения ГПЗУ установлен также Административным регламентом предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков», утвержденным вышеуказанным постановлением от 25 мая 2011 г. №229-ПП.
Согласно административному регламенту, предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. №28 «Градостроительный кодекс города Москвы»; постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. №1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы»; постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. №228-ПП «Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве».
Согласно п. 3.2 указанного Административного регламента, основанием начала выполнения административной процедуры является поступление от заявителя заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Пунктом 3.9. Административного регламента установлено, что должностное лицо, ответственное за обработку документов (информации) при наличии сформированного комплекта документов, представленных заявителем осуществляет в том числе следующие действия:
- при подтверждении права заявителя на получение государственной услуги готовит проект градостроительного плана земельного участка в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации;
- вносит изменения в проект градостроительного плана земельного участка при наличии решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы или Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы;
- подписывает одобренный решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, решением Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы или подготовленный на основании решения Комитета проект градостроительного плана земельного участка.
Согласно с ч. 5 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы и п. 1.3. постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2011 г. №229-ПП до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом: Генерального плана города Москвы; территориальных и отраслевых схем; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; историко-культурного опорного плана; результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с положениями п. 2.25 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Выдача разрешения на строительство», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. №145-ПП основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на строительство» являются:
- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта);
- отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.8, 2.9, 2.11 - 2.13 настоящего Регламента;
- несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку застройщик представил в Мосгосстройнадзор полный комплект документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и вышеуказанным Административным регламентом, у Мосгосстройнадзора отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка факту изменения вида разрешенного использования земельного участка позднее утверждения ГПЗУ подлежит отклонению, поскольку сам по себе ГПЗУ только отражает вид разрешенного использования земельного участка, который устанавливается в соответствии со строительной документацией (ст. 78 Градостроительного кодекса РФ) и Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка утверждается распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы в рамках своих полномочий, что и было осуществлено в соответствии с распоряжением от 27 апреля 2015 года №5686 «Об изменении адреса и разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014009:109», в котором установлен вид разрешенного использования земельного участка: «Образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)».
Правовая позиция административных истцов сводится к тому, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка должны проводиться публичные слушания. Наличие градостроительного плана земельного участка с измененным видом разрешенного использования не освобождает от проведения публичных слушаний.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что изменение вида разрешенного использования земельного участка и все действия связанные с этим не находятся в компетенции Москомархитектуры о чем заявляют в жалобе административные истцы, поскольку после утверждения ГПЗУ изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществил Департамент городского имущества г. Москвы.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных ч. ч. 1 - 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Давая оценку содержания приведенных норм, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за второй квартал 2013 года указал, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица.
Таким образом, с учетом обстоятельств, установленных по настоящему делу, не требовалось соблюдение процедуры проведения публичных слушаний при утверждении градостроительного плана земельного участка, который просило выдать Казенное предприятие г. Москвы «Управление гражданского строительства».
Вопреки доводам апелляционной жалобы рассматриваемый ГПЗУ полностью соответствует проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), поскольку согласно данным Единого геоинформационного пространства города Москвы, утвержденного распоряжением Правительства Москвы №120-РП от 20 марта 2012 года, земельный участок расположен в территориальной зоне размещения общественно-деловых объектов с индексом 10-1003 (зона культурно просветительских объектов).
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года №228-ПП «Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве» данный вид разрешенного использования означает размещение общественных объектов, в том числе в сфере образования.
Несостоятелен и довод административных истцов об отсутствии границ земельного участка, поскольку на листе №3 ГПЗУ отображен ситуационный план земельного участка с координатами его границ.
Несоответствие площади, указанной в ГПЗУ №… (0,69 га) от площади указанной в разрешении на строительство №.. (0,71 га) объясняется тем, что разрешение на строительство выдано одновременно на три ГПЗУ трех разных земельных участков, а именно: №…. (0,69 га) – для участка под школу; №…. (0,1 га) – подъезд к школе №1; №… (0,1 га) – подъезд к школе №2.
Из этого следует, что в совокупности площадь трех вышеуказанных ГПЗУ, на которые Мосгосстройнадзором было выдано разрешение на строительство №…. составляет 0,71 га = (0,69 + 0,1 + 0,1), как и указано в оспариваемом разрешении на строительство.
Таким образом, и этот довод апелляционной жалобы следует признать несостоятельным.
Иные доводы апелляционной жалобы, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░