Судебный акт #1 () по делу № 33-3044/2016 от 23.05.2016

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Старостина И.М.                                                                       Дело № 33-3044/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                       28 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Нефёдова О.Н.,

судей Пулькиной Н.А. и Бабойдо И.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 01 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области организовать на территории муниципального образования Сюксюмское сельское поселение добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области, для питьевого водоснабжения граждан организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).

Обязать администрацию муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области обеспечить добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области, для питьевого водоснабжения граждан организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., объяснения представителя администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области Новикова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда  законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать на территории МО Сюксюмское сельское поселение добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района, для питьевого водоснабжения граждан организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды). Также прокурором предъявлены требования к администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области, для питьевого водоснабжения граждан организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).

В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой Инзенского района проверкой выявлены нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования Сюксюмское сельское поселение.

Результатами проверки установлено, что предприятия коммунального хозяйства, осуществляющего деятельность в сфере водоснабжения граждан, в муниципальном образовании Сюксюмское сельское поселение не имеется с 2008 года. С указанного времени функции по обеспечению граждан питьевым водоснабжением осуществляются администрацией данного муниципального образования.

Вода подается в водопроводную сеть из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района. В 2015 году из скважин поднято 9,2 кубометров питьевой воды. За водопользование в 2015 году с населения администрацией МО Сюксюмское сельское поселение принято                 144 551,41 руб. За истекший период 2016 года из скважин поднято 0,6 кубометров воды, от населения за услуги водоснабжения принято 6 662,56 руб.

Добыча недр (питьевой воды) из скважин осуществляется администрацией поселения для целей питьевого водоснабжения данного населенного пункта. Однако разрешения (лицензии) на добычу указанных недр до настоящего времени не имеется. Таким образом, администрация МО Сюксюмское сельское поселение осуществляет безлицензионное недропользование.

Отсутствие лицензии на добычу недр не гарантирует безопасность добываемой воды для употребления гражданами, её соответствие санитарным нормам и правилам.

Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» организовать на территории МО Сюксюмское сельское поселение добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области, для питьевого водоснабжения граждан организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды); обязать администрацию муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области обеспечить добычу недр (воды) из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в черте с. Сюксюм Инзенского района Ульяновской области, для питьевого водоснабжения граждан организацией, имеющей лицензию на добычу недр (питьевой воды).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области выражает свое несогласие с решением суда, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. При этом, ссылаясь на положения Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  указывает, что полномочия по организации водоснабжения на территории Сюксюмского сельского поселения исполняет администрация данного поселения. Считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не имеет права распоряжаться спорными водонапорными сетями. В исковом заявлении не указано, какие именно права граждан нарушены. Просила решение суда отменить.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области также считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Считает себя ненадлежащим ответчиком. Указывает на неправильное и неполное толкование судом и истцом норм действующего законодательства. Заключенное соглашение с администрацией муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области о передаче полномочий по водоснабжению считает противоречащим действующему законодательству. Указывает на наличие спора в суде о признании соглашения недействительным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Как следует из п.3 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к участкам недр местного значения.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Как усматривается из материалов дела, функции по обеспечению граждан питьевым водоснабжением на территории МО Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области осуществляет сельское поселение, не имея лицензии на добычу воды. Предприятия коммунального хозяйства, осуществляющего деятельность в сфере водоснабжения граждан, в указанном сельском поселении не имеется. Вода подается в водопроводную сеть из двух водяных скважин «Северная» и «Южная», расположенных в с.Сюксюм Инзенского района Ульяновской области.

Согласно ч. 1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В месте с тем, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 06.12.2006 № 185-ЗО «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области» водонапорные башни «Южная» и «Северная», водопровод закреплены на праве собственности за муниципальным образованием «Сюксюмское сельское поселение».

Согласно положениям ст. 14 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

По смыслу приведенных норм к вопросам местного значения сельского поселения относится содержание принадлежащего ему имущества, необходимого для водоснабжения населения муниципального образования.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы администрации  муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области о том, что на администрацию сельского поселения не может быть возложена обязанность по обеспечению добычи воды для питьевого водоснабжения граждан, противоречат действующему законодательству.

Из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч.3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.4 ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Право администрации МО «Инзенский район»  заключать такие соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, предусмотрено также Уставом муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 23.12.2005 № 89.

В соответствии с соглашением между администрацией МО Сюксюмское сельское поселение и администрацией МО «Инзенский район» от 30.01.2015 администрация района передала, а администрация поселения приняла осуществление полномочий по водоснабжению населения поселения с осуществлением контроля за исполнением переданных полномочий. Срок действия соглашения с 01.01.2015. Вопреки доводам жалобы администрации МО Сюксюмское сельское поселение о незаконности указанного соглашения оно на момент рассмотрения дела судом  незаконным  и недействительным признано не было, действует и по настоящее время. Следует отметить, что на момент заключения соглашения Уставом МО Сюксюмское сельское поселение вопрос организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения был отнесен к вопросам местного значения поселения, и лишь решением Совета депутатов МО Сюксюмское сельское поселение от 04.06.2015 пункт, предусматривающий организацию водоснабжения, был из Устава исключен.

Указанным соглашением урегулирован порядок финансирования расходов на реализацию переданных полномочий, а именно за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета МО «Инзенский район» Ульяновской области в бюджет МО Сюксюмское сельское поселение.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что органом, осуществляющим полномочия по водоснабжению населения, является как администрация МО Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, фактически осуществляющая водоснабжение населения, так и администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области», поскольку на нее возложена обязанность по финансированию переданных полномочий.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции стороны, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования Сюксюмское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

 

33-3044/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор района
Ответчики
Администрация МО Сюксюмское сельское поселение
Администрация Мо Инзенский район
Другие
Новиков А.В.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
28.06.2016[Гр.] Судебное заседание
04.07.2016[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2016[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее