РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» октября 2017 года г.Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Пираевой Е.А.
секретаря судебного заседания Вилковой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Автобаза администрации города Астрахани» к Осипова Е.С. о взыскании расходов за хранение и перемещение задержанного транспортного средства
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Осипову Е.С. о взыскании расходов за хранение и перемещение задержанного транспортного средства. В обосновании своих требований истец указал, что <дата обезличена> инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по АО был составлен протокол о задержании транспортного средства <данные изъяты> г/н <№>, которое было перемещено на специализированную стоянку истца, расположенную по адресу: <адрес>, а с <дата обезличена> автомобиль был перемещен на специализированную стоянку, расположенную по адресу: <адрес>. Задолженность за перемещение транспортного средства и ответственное хранение задержанного транспортного средства за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> составила 156434 руб.
Истец просит взыскать с ответчика Осипова Е.С., как с собственника транспортного средства расходы за хранение и перемещение задержанного транспортного средства в размере 156434 руб., госпошлину в размере 4328 руб. 68 коп.
Представитель истца Храмова В.В., действующая по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик Осипов Е.С. в судебное заседание не явился. Судом предприняты все возможные меры, предусмотренные ст. 113 ГПК РФ, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела, которому направлялись судебные повестки по адресу его последней регистрации. Иные сведения о фактическом месте жительства ответчика у суда отсутствуют.
Представитель ответчика Осипова Е.С. - адвокат Карпенко Ю.Н., назначенный судом в порядке ст. 50 ГПК РФ, в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 906 Гражданского кодекса РФ правила главы 47 Гражданского кодекса РФ, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Из содержания п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше правовых норм, следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
При этом поклажедателем в данном случае является не должностное лицо ГИБДД, которое в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств устранило правонарушение, а лицо, вещь которого помещена на хранение в силу закона, а именно владелец транспортного средства, переданного на хранение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, транспортное средство - автомобиль ВАЗ 2108, государственный регистрационный знак <№>, <дата обезличена> в 10 часа 00 минут помещено на охраняемую стоянку по адресу: <адрес>, и передано на хранение МБУ Автобаза Администрации г. Астрахани. <дата обезличена> транспортное средство перемещено на специализированную стоянку, расположенную по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается журналом учета задержанных транспортных средств, а также протоколом о задержании транспортного средства <№>
В силу п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задержание транспортного средства являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемыми в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Согласно части 1 статьи 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренными частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19 КоАП РФ, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания,
Законом Астраханской области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств», принятым Думой Астраханской области <дата обезличена>, предусмотрено, что возврат задержанного транспортного средства со специализированной стоянки производится владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (далее - лицо, прибывшее для получения задержанного транспортного средства), на основании решения о прекращении задержания указанного транспортного средства после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Копия решения о прекращении задержания транспортного средства приобщается к акту осмотра и хранится на специализированной стоянке (ст. 6).
В соответствии со ст. 5 Закона Астраханской области от <дата обезличена> № 43/2012-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств», оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки и по тарифам, которые устанавливаются Правительством Астраханской области. Оплата стоимости хранения задержанного транспортного средства осуществляется за период с момента его помещения на специализированную стоянку до момента его возврата.
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2012 года N 601-П «О размерах оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, предельная плата за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Астраханской области за каждый полный час их нахождения на стоянке, категорий В и D массой до 3,5 тонны составляет 11 рублей.
Распоряжением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от <дата обезличена> <№>, услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств оказываются МБУ Автобаза Администрации г. Астрахани.
Собственником задержанного автомобиля является Осипов Е.С. Данное обстоятельство в судебном заседании оспорено не было и подтверждается сведениями МРО ГИБДД УМВД России по астраханской области.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, ответчик, являясь собственником автомобиля, помещенного на специализированную стоянку, в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ обязан нести бремя содержания своего имущества, и в силу пункта 1 статьи 886 и части 1 статьи 896 Гражданского кодекса РФ должен выплатить истцу вознаграждение за хранение транспортного средства.
Согласно части 4 статьи 896 Гражданского кодекса РФ, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не изъята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи.
Федеральный законодатель, включая в систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административное задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (пункт 7 части 1 статья 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях), одновременно установил правовые гарантии его применения.
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства, возмещаются лицом, обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протокол (части 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (части 10, 11 статьи 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Таким образом, по мысли федерального законодателя, задержанное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Аналогичный порядок оснований задержания транспортного средства, его помещения на специализированную стоянку, выдачи владельцу предусмотрен и Законом Астраханской области от 02 августа 2012 года N 43/2012-03 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств».
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> N 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Согласно расчету истца, задолженность за перемещение транспортного средства <данные изъяты> г/н <№> за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> составила 155 639 руб. Данный расчет суд находим обоснованным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям, в связи с чем считает необходимым взыскать с Осипова в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 4328 руб. 68 коп.
На сновании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Осипова Е.С. в пользу Муниципального бюджетного учреждения «Автобаза администрации города Астрахани» расходы за хранение и перемещение задержанного транспортного средства в размере 156434 руб., госпошлину в размере 4328 руб. 68 коп.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Пираева
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2017 года.