Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2013 года г. Спасск-Дальний
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначевой Т.В.,
с участием помощников прокурора Спасского района Наливайко Е.В., Сендецкой Ю.Ю.,
при секретаре Каракиян О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Спасского района в интересах Грищенко О.Г. к КГБУЗ Спасская городская больница, Департаменту здравоохранения администрации Приморского края о взыскании сумм недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Спасского района в интересах Грищенко О.Г. обратился в суд с иском, в котором указал, в прокуратуру Спасского района с письменным заявлением обратилась Грищенко О.Г., которая сообщила, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в МУЗ «Спасская городская больница» в должности <данные изъяты>. Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, работодателем является КГБУЗ «Спасская городская больница». Ее заработная плата как выполнившей норму рабочего времени за отработанный полный месяц, составила: за ДД.ММ.ГГГГ - <Сумма 1> руб., за ДД.ММ.ГГГГ - <Сумма 2> руб., за ДД.ММ.ГГГГ года - <Сумма 2> руб.
С размером заработной платы она не согласна, т.к. считает, что районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в Южных районах Дальнего Востока должна быть начислена на фактический заработок, а не на оклад.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 133, 129 ТК РФ, Грищенко О.Г.в ДД.ММ.ГГГГ года было начислено <Сумма 3> руб., к выдаче заработная плата составила <Сумма 1> руб., в ДД.ММ.ГГГГ года начислено <Сумма 4> руб., к выдаче заработная плата составила - <Сумма 2> руб., в ДД.ММ.ГГГГ года начислено <Сумма 4> руб., к выдаче заработная плата составила <Сумма 2> руб.
Таким образом, из расчетных листков, лицевого счета и справки видно, что начисление процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока и районного коэффициента Грищенко О.Г. за ДД.ММ.ГГГГ года производилась на оклад, а не на фактический заработок.
Данный факт нарушает право работника на получение в полном объеме заработной платы, в связи с чем, подпадает под сферу прокурорской защиты.
По изложенному, и руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор просит взыскать с КГБУЗ «Спасская городская больница» и Департамента здравоохранения Администрации Приморского края сумму недополученной заработной платы в пользу Грищенко О.Г. за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <Сумма 5> рублей.
Обязать КГБУЗ «Спасская городская больница» и Департамент здравоохранения Администрации Приморского края производить начисление процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока и районного коэффициента Грищенко О.Г. на фактический заработок.
В судебном заседании помощники прокурора Спасского района Наливайко Е.В. и Сендецкая Ю.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме.
Грищенко О.Г. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без её участия, на исковых требованиях настаивает.
Представители КГБУЗ «Спасская городская больница» по доверенностям О.Ю. и Т.А. с исковыми требованиями не согласились, пояснив суду, что месячная заработная плата работников КГБУЗ «Спасская ГБ» начисляется согласно «Положения об оплате труда и стимулировании работников краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Спасская ГБ», утвержденного главным врачом С.В. и согласованного председателем профсоюзного комитета Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ
Положение об оплате труда и стимулировании работников КГБУЗ «Спасская ГБ» разработано в соответствии со статьей 144 ТК РФ и постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате работников государственных учреждений Приморского края».
Размеры окладов работников учреждения установлены руководителем учреждения с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- рекомендаций органов исполнительной власти Приморского края, в ведении которых находится учреждение, по установлению окладов работникам учреждений в зависимости от квалификационной категории и внутридолжностного категорирования, согласно приложения № к постановлению Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате работников государственных учреждений Приморского края».
Начисленная месячная заработная плата Грищенко О.Г. - сестре хозяйке гинекологического отделения КГБУЗ «Спасская ГБ» за ДД.ММ.ГГГГ года при норме часов не ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 №53 введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Данная надбавка является компенсационной выплатой.
Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановление №49 от 11 сентября 1995 г. Об утверждении и разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)».
Разъяснение от 11 сентября 1995г., №3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)».
Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Таким образом, учитывая, что должностной оклад является лишь частью заработной платы, работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальную сумму оклада меньше МРОТ, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте РФ.
МРОТ - это ограничитель минимума оплаты труда. Районные коэффициенты и
процентные надбавки начисляются на оклад. Поскольку заработная плата уже содержит вышеперечисленные надбавки, МРОТ не увеличивается на надбавки и районные коэффициенты.
Зарплата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий) или только из оклада (тарифной ставки). Месячная зарплата не должна быть меньше МРОТ. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ федерального или регионального.
Согласно ст. 132 Трудового кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и. качества затраченного труда. При переходе от выплаты зарплаты к выплате МРОТ нужно учитывать нормы этой статьи. Поэтому, нельзя перевести всех сотрудников на одинаковую минимальную оплату труда. Нужна дифференциация вознаграждения, хотя бы условная. Например, если заработная плата уборщицы равна МРОТ, зарплата инженера должна быть хотя бы немного, но больше.
Ниже МРОТ не может опускаться именно сумма начисленной заработной платы.
Считают исковые требования не обоснованными и просят отказать в удовлетворении иска.
Представитель Департамента здравоохранения Приморского края в судебное заседания не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что доводы истца о взыскании недоимки по заработной плате с Департамента Здравоохранения Приморского края считают необоснованными, т.к. не являются надлежащим ответчиком. Департамент Здравоохранения Приморского края в трудовых отношениях с истцом не состоит. Начисление, расчёт, выплата заработной платы сотрудникам Лечебно-профилактических учреждений Приморского края производится бухгалтерами соответствующих ЛПУ. Департамент здравоохранения ПК, действуя в рамках своих полномочий, в соответствии с Положением о Департаменте, Законом ПК об управлении имуществом в рамках своей компетенции как отраслевой орган исполнительной власти Приморского края согласовывает кандидатуры на должности главных бухгалтеров подведомственных краевых государственных унитарных предприятий и работодателем не является. Так, Департамент являясь распорядителем бюджетных средств, получает субсидию на выполнение государственного задания, которая поступает в соответствующие ЛПУ. Данная субсидия распределяется руководителем ЛПУ на соответствующие расходы. В свою очередь бухгалтер соответствующего учреждения производит расчёт заработной платы и согласует её с работодателем. Деятельность сотрудников ЛПУ, в том числе расчёты по заработной плате работодатель самостоятельно контролирует в соответствии с действующим законодательством, в том числе внутренними документами учреждений. Бухгалтерская отчётность принимается от ЛПУ и утверждается по установленной форме. В то же время формой бухгалтерской отчётности ЛПУ, предоставляемой в Департамент Здравоохранения Приморского края не предусмотрены подробные расчёты заработной платы.
По изложенному, просят в удовлетворении требований к Департаменту Здравоохранения Приморского края, изложенных в исковом заявлении отказать, признать Департамент Здравоохранения Приморского края ненадлежащим ответчиком, и рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента здравоохранения Приморского края.
Суд, заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 ч.3).
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Таким образом, ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не может быть заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты.
В силу гл. 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод следует из системного толкования ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 предусмотрено, что для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, размер районного коэффициента к заработной плате составляет 1,2.
Пунктом 7 постановления Госкомтруда и ВЦСПС от 31.03.1960 № 453/9 предусмотрено, что к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций Приморского края установлен районный коэффициент 1,3.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53 введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от
06.04.1972 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми
АССР».
Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановлением Министерства Труда РФ № 49 от 11.09.1995 «Об утверждении разъяснения о порядке начисления процентных к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в Южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов», процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Как следует из представленных материалов дела, Грищенко О.Г. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> в акушерском отделении КГБУЗ «Спасская городская больница», при этом ей установлены: должностной оклад (тарифная ставка) <Сумма 6> руб., районный коэффициент 30% в месяц - <Сумма 7> руб., сельская доплата 25% - <Сумма 8> руб. Итого <Сумма 4> руб. в месяц.
Как следует из лицевого счета, расчетных листков и справки КГБУЗ «Спасская ЦРП», Грищенко О.Г. за ДД.ММ.ГГГГ года начислена заработная плата, с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и составила <Сумма 3> руб., и соответственно <Сумма 4> руб. и <Сумма 4> руб., при этом районный коэффициент и процентная надбавка фактически включались в минимальный размер оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме <Сумма 4> рублей.
Принимая во внимание, что КГБУЗ Спасская городская больница» является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и соответственно, не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса РФ, является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты, с учреждения подлежит взысканию сумма недоплаты Грищенко О.Г. заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <Сумма 5> коп.
Департамент Здравоохранения Приморского края не состоит в трудовых отношениях с истцом, является распорядителем бюджетных средств - субсидий на выполнение государственного задания, т.е. не является надлежащим ответчиком.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до <Сумма 9> рублей - 4 процента цены иска, но не менее <Сумма 10> рублей.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, его требования удовлетворены, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в сумме <Сумма 10> руб. с КГБУЗ «Спасская городская больница» в доход местного бюджета.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 146, 148, 315 Трудового кодекса РФ, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Спасского района в интересах Грищенко О.Г. к КГБУЗ Спасская городская больница о взыскании сумм недополученной заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Спасская городская больница» в пользу Грищенко О.Г. сумму недополученной заработной платы в размере <Сумма 5> коп. и государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <Сумма 10> рублей.
Обязать КГБУЗ «Спасская городская больница» производить начисление процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока и районного коэффициента Грищенко О.Г. на фактический заработок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.
Федеральный судья Т.В. Миначева