Дело № 2-1277/2013
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 11 апреля 2013 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Рябцун М.М.,
С участием заявителя Хвощева Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хвощевой <данные изъяты>, Хвощева <данные изъяты>, Хвощева <данные изъяты> о признании незаконным решения администрации Советского района и возложении обязанности рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки,
У С Т А Н О В И Л:
Хвощева Н.В., Хвощев Н.А., Хвощев В.Н. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным отказ администрации Советского района г. Волгограда в согласовании в самовольной перепланировки недействительным, как создающем препятствия осуществлению их прав и свобод, согласовать выполненную перепланировку в <адрес>; признать перепланировку квартиры, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не нарушающей прав и законных интересов граждан и не создающей угрозу жизни или здоровью, сохранить квартиру в перепланированном состоянии.
Впоследствии заявленные требования уточнили, просили возложить обязанность на администрацию Советского района г. Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведенной в жилом помещении - <адрес> с учетом необходимости предоставления заявителем документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В обоснование заявленных требований указав, что Хвощева Н.В. является нанимателем квартиры по указанному адресу. В целях благоустройства квартиры они самовольно произвела ее перепланировку. Оформив все необходимые документы, они обратилась в Администрацию Советского района города Волгограда с заявлением о сохранении самовольно выполненных работ по перепланировке. Однако, ДД.ММ.ГГГГ они получили письменный отказ. В то же время Администрация Советского района г. Волгограда обязала их вернуть жилое помещение в первоначальное состояние до ДД.ММ.ГГГГ. С данным отказом они не согласны, так как работы по перепланировке квартиры, были выполнены с учетом требований строительных и санитарных норм и не нарушают прав и интересов граждан, а также не создают угрозы их жизни и здоровью.
Заявитель Хвощев Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Заявители Хвощева Н.В., Хвощев В.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно.
Представитель заинтересованного лица администрации Советского района г. Волгограда по доверенности Ермолова О.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать.
Заинтересованное лицо представитель администрации г. Волгограда в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав заявителя Хвощева Н.А., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Как установлено судом, Хвощева <данные изъяты> является нанимателем <адрес>. Вместе с ней по данному адресу зарегистрированы Хвощев <данные изъяты>, Хвощев <данные изъяты>.
Данные факты подтверждается копиями ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35), справки №, выданной МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), паспорта Хвощевой Н.В. № выданного Советским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-31), паспорта Хвощева Н.А. серии №, выданного Советским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33).
В указанном помещении в целях благоустройства была произведена несанкционированная перепланировка, которая заключалась в следующем:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В результате перепланировки квартиры ее площадь изменилась, <данные изъяты>
Разрешительная документация на проведенные работы по перепланировке в МБТИ не предъявлена, что позволяет отнести их к самовольным, то есть выполненным без получения на это соответствующих разрешений.
Как следует из заключения № о техническом состоянии строительных конструкций после перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, выполненного лицензированной организацией <данные изъяты> (л.д. 7-27), новые объемно-планировочные решения не изменяют конструктивную схему здания и не снижают пространственную жесткость и устойчивость обследуемого объекта. Повреждений конструкций (трещин, сколов) в процессе проведения технического обследования все конструкции находились в работоспособном состоянии и обеспечивали восприятие нагрузок. Критических деформаций, значительных дефектов, повреждений деформационной природы и силового характера в конструкциях не выявлено. Жилое помещение (квартиру) можно сохранить в перепланированном и переустроенном состоянии. Помещения квартиры соответствуют требованиям п.8 «Безопасность при пользовании» СП 54.13330.2011. Произведенные перепланировка и переустройство квартиры не приводят к существенному увеличению уровня расчетных эксплуатационных нагрузок и изменению расчетной схемы здания. Использование помещений возможно в полном объеме, перепланировка и переустройство не оказывают значительного влияния на эксплуатационную пригодность здания (жилого дома) в целом. Конструктивные характеристики, а также характеристики надежности и безопасности не превышают предельных параметров разрешенного строительства, установленных градостроительным регламентом. Изменения, связанные с перепланировкой и переустройством <адрес> не угрожают жизни и здоровью граждан, не затрагивают охраняемые государством интересы третьих лиц, не нарушают эксплуатационную надежность и долговечность несущих и ограждающих конструкций и позволяют дальнейшую безаварийную эксплуатацию квартиры и жилого дома в целом.
Предоставив все необходимые документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ, заявители обратились в Администрацию Советского района города Волгограда с заявлением о сохранении самовольно выполненных работ по перепланировке.
ДД.ММ.ГГГГ заявителям Администрацией Советского района г. Волгограда было отказано в удовлетворении заявления о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> перепланированном состоянии. Отказ мотивирован тем, что администрация Советского района Волгограда не наделена полномочиями по решению вопроса о согласовании самовольно произведенных переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ и по смыслу обзора законодательства судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 года, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке предусмотренном главой 25 ГПК РФ суд, установив, что имели место незаконные действия (бездействия) не только признает его таковым, но и обязывает устранить допущенные нарушения.
Заявители с указанным отказом не согласились, в связи с чем обратились в суд.
Условия и основания сохранения жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии содержатся в статье 26 ЖК РФ.
В силу ст. 27 ЖК РФ основаниями отказа в согласовании перепланировки и переустройства являются:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном или перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Решение Администрации Советского района Волгограда об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований для отказа, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ЖК РФ не содержит.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Советского района г. Волгограда в рассмотрении заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии <адрес> является незаконным.
Согласно Положению об Администрации Советского района Волгограда, Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.
Кроме того, исходя из пунктов 2.1, 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений», утверждённого Постановлением администрации Волгограда от 12.09.2012 года № 2700, администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений».
Таким образом, именно администрация района, как подразделение органа местного самоуправления, полномочна рассматривать вопросы согласования по заявлению гражданина самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 26 ЖК для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные и нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проем переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В пункте 2.2. «Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда», утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31.03.2005 года № 540 закреплено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 года N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения»:
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения (далее - проект). В случае если переустройство и (или) перепланировка связаны с устройством и демонтажем встроенной мебели, кладовых, возведением некапитальных перегородок, закрытием арочных и дверных проемов, установкой входных дверей и другими случаями, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения, при наличии заключения о надежности и безопасности помещения, выданного лицензированной организацией, либо акта о надежности и безопасности помещения, выданного районными бюро технической инвентаризации, имеющими в своем составе соответствующих специалистов, проект может не представляться;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого, реконструируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры и допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещений, реконструкции, если такое помещение или дома, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявителем при решении вопроса о согласовании перепланировки были представлены вседокументы, предусмотренные п. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Принимая во внимание, что спор возник из публичных правоотношений, суд считает необходимым, в соответствии со статей 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принять решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в данном конкретном случае - возложить обязанность на администрацию Советского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> учетом необходимости представления заявителем документов, предусмотренных ч.2 ст.26 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявление Хвощевой <данные изъяты>, Хвощева <данные изъяты>, Хвощева <данные изъяты> обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 29 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 198 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 26 ░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.04.2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░