Дело № 2-885/2017
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
17 октября 2017 года г.Шарыпово
Шарыповского городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Олейниковой И.А.,.
с участием представителей ответчиков – Пуниной Н.С.(по доверенности № 16 от 19.07.2017), Широченковой Ю.Ю. (по доверенности от 24.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крюковой В.М. к заместителю Главы города Шарыпово - председателю КУМИ Администрации г. Шарыпово Курносовой Е.А., КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово Красноярского края, Администрации города Шарыпово Красноярского края, о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Крюкова В.М. обратилась в суд к заместителю Главы города Шарыпово - председателю КУМИ Администрации г. Шарыпово Курносовой Е.А с указанным иском (с учетом уточнений), мотивируя свои требования тем, что в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес> истица проживать не может, поскольку в доме печное отопление, крыша протекает. Кроме того, указанная часть города является дачным поселком, дом в котором она живет – дача, непригодная для проживания. Кроме того, у истицы есть дом в <адрес>. На основании изложенного Крюкова В.М. просит суд, обязать ответчика предоставить ей благоустроенную квартиру в черте города Шарыпово, а именно, квартиру, с централизованным отоплением и водоснабжением, расположенную на первом этаже дома №154 мкр. Пионерного в г.Шарыпово, либо обменять дом в <адрес> на требуемую истцом квартиру.
Определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 05 сентября 2017 года, при подготовке к рассмотрению дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация города Шарыпово Красноярского края, КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово Красноярского края (л.д.2).
Истица Крюкова В.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 5, 15-16, 22-29).
Представитель ответчика КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово Пуниной Н.С. (полномочия проверены) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве: 05.10.2015 в КУМИ Администрации г. Шарыпово от истца поступило заявление по вопросу обмена жилого помещения с адреса <адрес> (принадлежащего Крюковой В.М. на праве собственности) на жилое помещение по адресу: г. Шарыпово, м-он Пионерный, на первом этаже дома № 154. На данное заявление был дан ответ (от 29.10.2015 №), согласно которого КУМИ Администрации г. Шарыпово не имеет возможности рассмотреть вопрос обмена жилого помещения, находящегося в частной собственности, на жилое помещение муниципального жилищного фонда, так как действующим законодательством это не предусмотрено. В дальнейшем от Истца поступало ряд аналогичных заявлений (от 31.03.2016 г., от 25.07.2016 г., от 19.04.2016 г.), на что были даны ответы. Согласно выкопировке из плана города Шарыпово, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в черте города, что противоречит доводам истца о нахождении данного жилого дома в дачном поселке. КУМИ Администрации г. Шарыпово не может предоставить Истцу благоустроенную квартиру в черте города Шарыпово с централизованным отоплением и водоснабжением на 1 этаже д. 154, ввиду того, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, что тем самым противоречит действующему жилищному законодательству. Также следует учесть тот факт, что в собственности у Истца имеется жилое помещение, расположенное в черте города, общей площадью <данные изъяты> кв. м., состоящее из 3 комнат, где истец непосредственно проживает (л.д.18,31-33).
Представитель ответчика Администрации г. Шарыпово Красноярского края –Широченкова Ю.Ю. (полномочия проверены) в судебном заседании просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований, а также пояснила, что Крюкова В.М. на учете в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении не состоит. В собственности Крюковой В.М. имеется жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором она проживает в настоящее время. Таким образом, учитывая, что Крюкова В.М. не обращалась с заявлением о принятии на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с действующим законодательством, Администрация города Шарыпово не имеет оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д.19,63-64).
Выслушав доводы представителей ответчиков, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
Статьей 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу положений ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, обязательными условиями для предоставления жилья по договору социального найма являются малоимущее положение лица и признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в установленном порядке (постановка на учет).
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда:
Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или
жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального
найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом
Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской
Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или)
федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом
субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых
помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ
порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом,
указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ:
1. Гражданами, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ устанавливает порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено в судебном заседании, Постановлением № от 27.08.2012 года Администрации города Шарыпово утверждено положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово (л.д.36).
Согласно указанному Положению, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово является структурным подразделением Администрации города Шарыпово, которым осуществляются исполнительные и распорядительные функции в области управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «город Шарыпово», ее эффективного использования, приватизации, а также координации в этой сфере деятельности муниципальных предприятий и учреждений, проведение единой жилищной политики в области учета и обеспечения жильем работников муниципальных предприятий и учреждений, социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отдельных категорий граждан, имеющих льготы по обеспечению жилой площадью в соответствии с законодательством РФ и выполнения иных некоммерческих функций. Комитет наделен правами юридического лица (л.д.37-48).
Распоряжения Администрации г. Шарыпово №-к от 07.08.2017 руководителем КУМИ Администрации г. Шарыпово назначена ФИО7 (л.д.35).
На основании договора на передачу квартиры в собственность от 15.01.1993 года, заключенного между Шарыповским городским Советом депутатов, в лице ФИО8 (зав. агентством по приватизации жилья) и ФИО9, жилое помещение, занимаемое им и членами его семьи, расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность ФИО9 и членам его семьи ФИО10 (мать истицы), Крюковой В.М. (л.д.8).
Согласно выписке из домовой книги, на регистрационном учете по указанному адресу состояли: ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (умер), ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (умерла), Крюкова В.М. с 18.01.1990 по настоящее время (л.д.16).
После смерти родителей истица вступила в наследство на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.28).
Согласно справке, выданной КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово от 02.10.2017 г. №1348, Крюкова В.М. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации г. Шарыпово не состояла, и в настоящее время не состоит (л.д.49).
Кроме того, на основании договора купли-продажи от 02.04.1993 года, заключенного между ФИО11 и Крюковой В.М., целое домовладение с надворными постройками, площадью 25 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность Крюковой В.М. (л.д.26).
05.10.2015 г. в КУМИ Администрации г. Шарыпово от истца поступило заявление по вопросу обмена жилого помещения с адреса <адрес> (принадлежащее ей на праве собственности) на адрес: г. Шарыпово, м-он Пионерный, д. 154 на первом этаже, на данное заявление был дан ответ (от 29.10.2015 №2819), согласно которого КУМИ Администрации г. Шарыпово не имеет возможности рассмотреть вопрос обмена жилого помещения, находящегося в частной собственности, на жилое помещение муниципального жилищного фонда, так как действующим законодательством это не предусмотрено.
В материалы дела приложены аналогичные заявления от 31.03.2016 г., от 25.07.2016 г., от 19.04.2016 г., на которые КУМИ Администрации г. Шарыпово, а также Администрацией города Шарыпово были даны аналогичные ответы (л.д.50-61).
Согласно выкипировке из плана города Шарыпово, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в черте города Шарыпово (л.д. 34).
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п.3 ст.67 ГПК РФ).
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Крюкова В.М. не обращалась с заявлением о принятии на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с действующим законодательством.
Жилищным законодательством не предусмотрен обмен жилого помещения, находящегося в частной собственности, на жилое помещение муниципального жилищного фонда.
Доводы истца о нахождении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в дачном поселке, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Ответчиками ранее разъяснялось истцу, право решить вопрос об обмене жилого помещения, на благоустроенной жилое помещение, самостоятельно.
Также суд разъясняет Крюковой В.М. положения ст. 30 ЖК РФ, согласно которым собственник вправе распоряжаться жилым помещением по своему усмотрению.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются незаконными, необоснованными и поэтому не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Крюковой В.М. к заместителю Главы города Шарыпово - председателю КУМИ Администрации г. Шарыпово Курносовой Е.А., КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово Красноярского края, Администрации города Шарыпово Красноярского края, о предоставлении жилого помещения, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: