РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Реутов 29 мая 2015 года
Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу – судьи Какадеева А.И., при секретаре судебного заседания Серкели Ю.А., с участием представителя заявителя Голикова А.Н., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Меского А.Н., об оспаривании действий Главнокомандующего <данные изъяты> и руководителя Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>», связанных не выплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний,
УСТАНОВИЛ:
Из заявления Меского, усматривается, что заявитель проходит военную службу по контракту в войсковой части №. Заявитель входил в состав различных испытательных бригад по проведению специальных и контрольных летных испытаний авиационной техники. Мескому приказами командира войсковой части №, за качественное проведение контрольных летных испытаний авиационной техники установлено денежное вознаграждение в соответствующих размерах.
Приказом командира войсковой части № заявитель был назначен в состав испытательной бригады по проведению государственных испытаний опытного образца, и данные испытания завершены.
ДД.ММ.ГГГГ командиром указанной воинской части в адрес главнокомандующего <данные изъяты> был направлен проект приказа «О выплате денежного вознаграждения военнослужащим из состава испытательной бригады за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>».
Однако приказ о выплате денежных средств за участие в вышеуказанных мероприятиях, до настоящего времени главнокомандующим <данные изъяты> не издан.
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части № направил главнокомандующему <данные изъяты> обращение по исполнению решения суда о выплате вознаграждения за проведение летных испытаний.
Согласно его ответа от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о выплате Мескому денежного вознаграждения за проведение летных испытаний рассмотрен, и в издании приказов о выплате отказано.
Полагая свои права нарушенными, заявитель просит суд обязать главнокомандующего <данные изъяты> издать приказ о выплате ему денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, в размерах установленных приказами командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Далее обязать вышеуказанное должностное лицо издать приказ о выплате ему денежного вознаграждения за участие в государственных совместных летных испытаний комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>», тема №№.
Обязать главнокомандующего <данные изъяты> внести в автоматизированную базу данных «<данные изъяты>» сведения о выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение летных испытаний.
Также обязать руководителя <данные изъяты> выплатить ему денежное вознаграждение за проведение летных испытаний.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания заявитель, руководитель ФКУ «<данные изъяты>» и главнокомандующий <данные изъяты>, в суд не прибыли и просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Из поступивших в суд возражений представителя руководителя ФКУ «<данные изъяты>» усматривается, что требования заявителя не признают, поскольку положения регламентирующие выплату оспариваемых вознаграждений за проведение летных испытаний противоречат ФЗ РФ №№-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Кроме того, денежное довольствие заявителям, стоящим на финансовом обеспечении в ФКУ «<данные изъяты>», выплачивается на основании сведений внесенных в специальное программное обеспечение «<данные изъяты>», однако до настоящего времени ответственными лицами, имеющими право заносить сведения в указанную программу, таковые не внесены, в связи с чем, у них нет законных оснований для производства оспариваемых выплат. Далее в них указано, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, уже установило ежемесячную надбавку за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирной время, она устанавливается в размере (суммарно) не более одного оклада по воинской должности. На основании этого просит суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Меский проходит военную службу по контракту в войсковой части №, являющейся структурным подразделением войсковой части №. Заявитель состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «<данные изъяты>». При этом, заявитель входил в состав различных испытательных бригад по проведению специальных и контрольных летных испытаний авиационной техники, за проведение которых ему было установлено денежное вознаграждение приказами командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Вышеназванные приказы командиром войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ были направлены главнокомандующему <данные изъяты> на основании решений суда о выплате вознаграждения за проведение летных испытаний.
Согласно ответу главнокомандующего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение указанных испытаний отказано.
В соответствии с частями 2 и 34 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Согласно пунктам 1 и 2 «Положения о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах» (приложение к приказу Министра обороны РФ и Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №), (далее-Положение), разработанному во исполнение распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в проведении летных испытаний изделий авиационной техники, предусмотрена выплата денежного вознаграждения.
Согласно п. 6 и 7 Положения, основанием для выплаты является приказ на выплату денежного вознаграждения, который оформляется после завершения испытаний образца, утверждения акта (отчета) о проведенных испытаниях или подписания акта о его сдаче. Приказ на выплату денежного вознаграждения издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях).
Абзацы 1 и 3 п. 4 Положения устанавливают, что приказы о проведении испытаний (об участии в испытаниях) издаются начальником № Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть №) - при проведении испытаний модифицированных (модернизированных) и серийных образцов.
Согласно п. 4, 6 и 7 Положения, при проведении испытаний опытных образцов приказы на выплату вознаграждения должны издаваться главнокомандующим <данные изъяты>.
В судебном заседании установлено, что Меский, проходящий военную службу в войсковой части №, входил в состав различных испытательных бригад по проведению летных испытаний авиационной техники, за проведение которых ему было установлено денежное вознаграждение приказами командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№, на основании установленного Положения.
Установление в ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ данной выплаты было произведено в пределах полномочий, предоставленных действовавшей на тот момент редакцией п. 7 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № «О статусе военнослужащих», согласно которого, кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные выплаты военнослужащим.
Аналогичные положения содержались в п. 9 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с ДД.ММ.ГГГГ изложена в новой редакции, согласно которой военнослужащим одновременно с денежным довольствием могут быть установлены отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы; такие выплаты устанавливаются Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно ч. 34 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации, помимо выплат, установленных названным Законом, могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Содержание названных законодательных норм указывает на то, что выплата вознаграждения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе заявителю, за проведение летных испытаний и исследований систем авиационной техники установлена Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством, и не противоречит ему. При этом характер осуществляемой Меским деятельности, связанной с летными испытаниями, свидетельствует о повышенной сложности, объеме и важности выполняемых им задач, возможность вознаграждения за которые прямо установлена Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Таким образом, суд приходит к выводу, что денежное вознаграждение за проведение летных испытаний не входит в состав денежного довольствия военнослужащих, а является иной выплатой, предусмотренной частью 34 статьи 2 Закона.
Что касается приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, то им во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации определен только размер и порядок выплаты денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований систем авиационной техники.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель имеет право на получение денежного вознаграждения за проведение летных испытаний на основании приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно телеграммы начальника отдела кадров Главного командования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ НР № в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и указаниями Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№, с учетом создания в Главном командовании <данные изъяты> кадрового органа и оснащение его программным изделием ресурсного обеспечения «<данные изъяты>», проекты приказов по личному составу и строевой части в части обеспечения военнослужащих денежным довольствием и требующих внесение в базу данных ФКУ «<данные изъяты>», должны представляться в отдел кадров Главного командования <данные изъяты> установленным порядком, с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно главнокомандующий <данные изъяты> имеет право издать приказ о выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, в установленном размере.
Далее рассматривая требование заявителя обязать главнокомандующего <данные изъяты> издать приказ о выплате заявителю денежного вознаграждения за участие в государственных совместных испытаниях опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>», суд приходит к следующему.
Согласно приказу командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №№, в котором указано, что в соответствии с приказанием начальника Главного штаба <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ провести государственные испытания опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>» (тема№№), и в состав бригады для проведения данных испытаний был назначен заявитель.
Далее приказом того же командира № от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что в связи с завершением государственных испытаний указанного опытного образца и утверждением акта по испытаниям помощником Главнокомандующего <данные изъяты> по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, данные испытания закончены в срок и по полной программе. В данном приказе также определен размер и выплаты денежного вознаграждения за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>» (тема№№).
ДД.ММ.ГГГГ командиром указанной воинской части в адрес начальника управления вооружения — заместителя Главнокомандующего <данные изъяты> по вооружению направлен проект приказа «О выплате денежного вознаграждения военнослужащим из состава испытательной бригады за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>».
Пунктом 7 Положения определено, что приказ на выплату денежного вознаграждения издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие Главнокомандующего <данные изъяты>, выразившееся в не издании приказа об установлении заявителю оспариваемого денежного вознаграждения за участие в проведении государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>», является незаконным.
Довод представителя руководителя ФКУ «<данные изъяты>» о том, что выплата не может производиться, поскольку прямо не указана в соответствующем законе, несостоятелен, так как Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» позволяет Правительству РФ устанавливать дополнительные выплаты военнослужащим, внесение которых в данный закон не является обязательным. Изданный во исполнение распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, приказ Министра обороны РФ и Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ № прошел соответствующую регистрацию Министерстве юстиции РФ и является действующим.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ на главнокомандующего <данные изъяты> возложена обязанность по изданию приказов в части обеспечения военнослужащих денежным довольствием и требующим внесения в базу данных ФКУ «<данные изъяты>», а командир войсковой части № установленным порядком направил соответствующий проект приказа о выплате денежного вознаграждения военнослужащим из состава испытательной бригады за проведение государственных испытаний опытного образца «<данные изъяты>», однако последним поэтому решения не принято, то при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеет место бездействие – главнокомандующего <данные изъяты>.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать главнокомандующего <данные изъяты> издать приказ о выплате заявителю денежного вознаграждения за проведение испытаний опытного образца «<данные изъяты>».
Суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требования в части обязать главнокомандующего <данные изъяты> и руководителя ФКУ «<данные изъяты>» выплатить денежное вознаграждение за испытания, поскольку они являются преждевременными, так как права заявителя в настоящее время не нарушают.
При этом, суд учитывает, что производство выплаты военнослужащим денежного довольствия возможно только на основании данных внесенных соответствующим должностным лицом в СПО «<данные изъяты>», однако таковых данных внесено не было.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 257, 258, 320, 321 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Меского А.Н., об оспаривании действий главнокомандующего <данные изъяты> и руководителя Федерального казенного учреждения «<данные изъяты>», связанных не выплатой денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, – удовлетворить частично.
Признать необоснованными действия главнокомандующего <данные изъяты> в части не издания приказа о выплате Мескому А.Н. денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, на основании приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №2003, от ДД.ММ.ГГГГ №№, а также в части не издания приказа о выплате за участие в государственных совместных испытаниях комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>», тема №№.
Обязать главнокомандующего <данные изъяты> издать приказ о выплате Мескому А.Н. денежного вознаграждения за проведение летных испытаний, на основании приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Обязать главнокомандующего <данные изъяты> издать приказы о выплате денежного вознаграждения за участие Меского А.Н. в государственных совместных испытаниях комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «<данные изъяты>», тема №№.
В удовлетворении требований к главнокомандующему <данные изъяты> о внесении в автоматизированную базу данных «<данные изъяты>» сведений о выплате Мескому А.Н. денежного вознаграждения за проведение летных испытаний - отказать.
В удовлетворении всех требований к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>» – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.И. Какадеев