Петрозаводский городской суд Дело № 12-575/16-7
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
23 июня 2016 г. город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу Алексеева А.А. на определение заместителя прокурора г. Петрозаводска от 10.05.2016 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Определением заместителя прокурора г. Петрозаводска от 10.05.2016 г. в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении дознавателя ОД ОП №1 УМВД России по г.Петрозаводску РК ФИО1 отказано в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Алексеев А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит определение об отказе в возбуждении административного производства по ст.13.11 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, поскольку считает, что в ее действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.
Алексеев А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель прокуратуры г. Петрозаводска Республики Карелия Леонтьева И.В. в судебном заседании доводы жалобы не признала, полагала определение законным и обоснованным.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитываю, что жалоба подана в срок, установленный ст.30.3 КоАП РФ.
Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); к понятию «оператор» отнесены государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных настоящий закон понимает любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части. Защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный закон «О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.
Федеральный закон «О персональных данных» регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 9 - 13), обеспечивающие, в том числе, порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. 15 - 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. 18 - 22).
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой (ч.4 ст.30.1 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что Алексеев А.А. обратился с заявлением в прокуратуру г. Петрозаводска, в котором просил привлечь дознавателя ОД ОП №1 УМВД России по г.Петрозаводску РК ФИО1 к установленной законом ответственности за нарушение норм Федерального закона «О персональных данных».
По результатам проверки, проведенной по заявлению Алексеева, заместителем прокурора г. Петрозаводска 10.05.2016 г. вынесено определение об отказе в возбуждении административного производства по тем основаниям, что срок давности привлечения к административной ответственности истек 22.01.2015 г., поскольку событие имело место быть 22.10.2014 г.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем производство по делу не может быть начато.
Срок давности привлечения к административной ответственности истек 22.01.2015г., поскольку установлено, что действия Соколовой, на которые указывает заявитель были совершены 22.10.2014 г.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, п.6 ч.1 ст.24.5, п.п.2,4 ч.4 ст.30.7 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности не может возобновляться обсуждение вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу не возбуждалось. В связи с чем не имеется оснований для направления дела на новое рассмотрение с целью оценки прокурором действий ФИО1
При этом принимаются во внимание разъяснения Верховного Суда РФ, отраженные в п.13.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 №5, из которых следует, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности обсуждение виновности лица, привлекаемого к ответственности, возможно лишь по жалобе такого лица, поскольку ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ). При этом, судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Также не вправе входить в обсуждение виновности лица и судья при пересмотре дела по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, усматривая состав административного правонарушения в действиях лица, путем внесения изменений в определение. Данный вывод основан на том, что в данном случае может быть ухудшено положение лица, о необходимости привлечения которого к ответственности указывал заявитель, что недопустимо, поскольку в силу п. 2 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Требование, содержащееся в жалобе, о признании действий (бездействия) работников прокуратуры г. Петрозаводску при разрешении материалов по его заявлению незаконными, рассмотрению не подлежит, поскольку его рассмотрение не регламентировано нормами КоАП РФ, в соответствии с которым происходит рассмотрение жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что правовых оснований для отмены или изменения определения заместителя прокурора г. Петрозаводска от 10.05.2016 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Определение заместителя прокурора г. Петрозаводска от 10.05.2016 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу Алексеева А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.Е.Деготь