копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2012 г. г. Майкоп
Майкопский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Подольского Р.В., при секретаре – Меретуковой Н.Г., с участием представителя заявителя Шекояна С.А. – Демидовой Л.Н., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части № сержанта Шекояна С.А. об оспаривании действий <данные изъяты>, связанных с порядком расчёта выслуги лет для назначения пенсии,
установил:
Заявитель Шекоян обратился в суд с заявлением, в котором с учётом уточнений требований просил:
Признать незаконными действия <данные изъяты>, связанные с порядком расчёта выслуги лет для назначения пенсии.
Обязать начальника <данные изъяты> засчитать время прохождения службы на территории республик Грузии и Абхазии в выслугу лет на пенсию на льготных условиях за периоды с 27 августа 2008 года по 24 марта 2011 года из расчёта один месяц за полтора месяца службы, а за периоды с 26 ноября 2004 года по 23 марта 2005 года, с 2 апреля по 29 ноября 2005 года и с 26 ноября 2006 года по 10 декабря 2007 года из расчёта один месяц за три месяца службы.
Взыскать с <данные изъяты> в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в сумме 200 руб. и оплаты услуг представителя в размере 3 000 руб.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что в различные периоды с 2004 по 2011 годы выполнял задачи в составе коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооружённого конфликта в Республиках Грузия и Абхазия. В ноябре 2012 года при ознакомлении с произведённым расчётом выслуги лет он установил, что указанные в заявлении периоды прохождения службы на территории республик Закавказья в расчёте учтены не были.
Шекоян, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 5481-1, постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280, утверждал, что поскольку с 2004 по 2011 годы он проходил службу на территории Закавказья, то указанные выше периоды службы должны быть засчитаны в выслугу лет для назначения ему пенсии из расчёта один месяц службы за три месяца и один месяц военной службы за полтора месяца соответственно.
В судебном заседании представитель заявителя – Демидова поддержала требования, изложенные в заявлении Шекояна, и просила удовлетворить его полностью.
Представитель <данные изъяты> просила рассмотреть дело в её отсутствие и в удовлетворении заявления Шекояну отказать с учётом ранее представленных возражений, из которых следует, что в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ от 1 августа 2001 года № 314/12/0556, от 5 января 2001 года № 314/12/0703, от 21 января 2002 года № 314/12/068 и от 15 марта 2002 года № 314/12/0165, войсковая часть №, в составе которой заявитель проходил военную службу и выполнял задачи на территории Республики Грузия в указанные в заявлении периоды не входила в состав воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения в Республике Грузия. Кроме того, согласно директиве Генерального штаба Вооружённых Сил РФ от 9 октября 2010 года № 314/2/0857 до 1 декабря 2010 года пунктом постоянной дислокации войсковой части № где проходил военную службу Шекоян, был определён <данные изъяты>, откуда он и направлялся в служебные командировки на территорию Республики Абхазия. В связи с этим, по мнению представителя должностного лица, оспариваемые периоды нахождения Шекояна в составе указанной воинской части на территории Республики Абхазия не подлежат зачёту в выслугу лет на льготных условиях.
Заявитель Шекоян просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив изложенные в заявлении и возражении доводы, заслушав объяснение представителя заявителя, исследовав представленные документы и доказательства, суд удовлетворяет заявление Шекояна по следующим основаниям.
Из копий командировочных удостоверений заявителя от 25 ноября 2004 года № и от 24 ноября 2006 года №, выписок из приказов командира войсковой части полевая почта № следует, что в периоды с 26 ноября 2004 года по 23 марта 2005 года, с 2 апреля по 29 ноября 2005 года и с 26 ноября 2006 года по 10 декабря 2007 Шекоян направлялся в составе указанных воинских частей для выполнения задач в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в зоне вооружённого конфликта в Абхазии, Грузия.
Согласно записям, содержащимся в расчёте выслуги лет военнослужащего Шекояна на пенсию, время выполнения заявителем задач на территории Республики Грузия в указанные выше периоды военной службы, зачисляемые на льготных условиях из расчёта один месяц службы за три месяца, включено не было.
В соответствии со статьями 2 и 7 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах», военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. При этом порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Такой Порядок был предусмотрен в ранее действовавшей (в период с 9 февраля 2004 года по 25 августа 2008 года) редакции пункта 3 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», согласно которому военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооружённых конфликтов, в связи с чем было предписано предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Согласно указанным выше нормативным правовым актам, Министром обороны РФ был издан приказ от 4 января 1996 года № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооружённых конфликтах», пунктами 1 и 2 которого, было предписано предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно приложению № 2, в том числе засчитывать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах за три месяца, военнослужащим, выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооружённых конфликтах. При этом периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах оформлялись приказами командиров соответствующих воинских частей.
Аналогичная норма о порядке зачёта выслуги лет на льготных условиях за время выполнения соответствующих содержится в подпункте «б» пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитываются на льготных условиях – один месяц службы за три месяца - при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооружённого конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 года.
Изложенное свидетельствует о том, что расчёт выслуги лет Шекояна на пенсию в части исключения периодов службы с 26 ноября 2004 года по 23 марта 2005 года, с 2 апреля по 29 ноября 2005 года и с 26 ноября 2006 года по 10 декабря 2007 (из расчёта один месяц службы за три месяца) был произведён в нарушение положений нормативных правовых актов, определяющих порядок такого расчёта и действовавших в указанные в заявлении периоды прохождения заявителем военной службы, в связи с чем оспариваемые действий финансового органа нельзя признать обоснованными, а права Шекояна подлежащими восстановлению путём возложения на должностное лицо обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы представителя руководителя УФО о том, указанные воинские части в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ входили в состав воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, принимавших и привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах в иные периоды, суд находит необоснованными, поскольку они противоречат исследованным судом письменным доказательствам. Так, согласно командировочным удостоверениям и выпискам из приказов командиров указанных воинских частей, подтверждается факт нахождения Шекояна на территории Республики Грузия в периоды, указанные в заявлении, и выполнения задач в составе коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооружённого конфликта в Абхазии, Грузии на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 23 марта 1999 года № 312/2/141, которую представитель должностного лица не учитывал в своих возражениях.
Кроме того, порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах в конкретной местности и в конкретные периоды является исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации и командира воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, в связи с чем директивы Генерального штаба Вооружённых Сил РФ в данных правоотношениях не имеют какого-либо определяющего правового значения.
Далее, из копий выписок из приказов командиров войсковых частей № и №, выписки из послужного списка заявителя следует, что в периоды с 27 августа 2008 года по 31 января 2009 года и с 1 февраля 2009 года по 25 марта 2011 года Шекоян находился на территории Республики Абхазия, где выполнял задачи по обеспечению безопасности и защите граждан РФ.
Согласно записям, содержащимся в расчёте выслуги лет военнослужащего Шекояна на пенсию, время выполнения им задач на территории Республики Абхазия в 2008-2011 годах в периоды военной службы, зачисляемые на льготных условиях из расчёта один месяц службы за полтора месяца, включено не было.
В соответствии с абз.1 ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории государств Закавказья, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Аналогичная правовая норма содержится также в п. 2 Приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 4 января 1996 года № 9.
Указом Президента РФ от 26 августа 2008 года № 1260 Республика Абхазия признана в качестве суверенного и независимого государства, а Министерству обороны РФ поручено обеспечить до заключения договора осуществление Вооружёнными Силами РФ на территории Республики Абхазия функций по поддержанию мира.
В соответствии со ст. 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в военной области (Москва, 15 сентября 2009 года), в целях обеспечения безопасности Сторон, а также мира и стабильности в регионе Стороны могут предоставлять друг другу право строительства, использования и совершенствования своими вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз на своей территории.
Анализ указанных выше нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что Республика Абхазия, ранее входившая в состав являвшейся государством Закавказья Республики Грузия, и объявившая о своей независимости, территориально относится к государствам Закавказья, а потому на военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Абхазия, распространяются положения Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328- I.
При этом противоречия между ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-I и подпунктом «г» п. 3 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 суд разрешает в соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, согласно которым к спорным правоотношениям подлежат применению нормативные правовые акты, имеющие наибольшую юридическую силу.
Изложенное свидетельствует о том, что расчёт выслуги лет заявителя на пенсию, в части не включения периодов службы с 27 августа 2008 года по 24 марта 2011 года из расчёта один месяц службы за полтора месяца, был произведён в нарушение положений нормативных правовых актов, определяющих порядок такого расчёта и действовавших в указанные в заявлении периоды прохождения заявителем военной службы, в связи с чем оспариваемые действий финансового органа нельзя признать обоснованными, а права Шекояна подлежащими восстановлению путём возложения на должностное лицо обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Наличие судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины и оплаты услуг представителя, подтверждается представленными заявителем в суд квитанциями.
Поскольку основные требования заявления Шекояна удовлетворены полностью, суд в соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ, и с учётом положений части 1 статьи 100 ГПК РФ о разумных пределах возмещения оплаты услуг представителя, а, также принимая во внимание то обстоятельство, что разрешение правоотношений сторон по данному делу не представляло особой сложности, и не было связано с большими трудозатратами на составление заявления в суд, взыскивает с довольствующего органа в пользу заявителя государственную пошлину в сумме 200 рублей и затраты, связанные оплатой услуг представителя в размере 1 000 рублей, а в остальной части в сумме 2 000 рублей относит их на его счёт.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление заявителя Шекояна С.А. удовлетворить.
Признать незаконными действия <данные изъяты>, связанные с порядком расчёта выслуги лет для назначения пенсии Шекояну С.А..
Обязать <данные изъяты> рассчитать Шекояну С.А. выслугу лет с зачётом периодов прохождения военной службы на территории Республики Грузия с 26 ноября 2004 года по 23 марта 2005 года, с 2 апреля по 29 ноября 2005 года и с 26 ноября 2006 года по 10 декабря 2007 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три месяца.
Обязать <данные изъяты> рассчитать Шекояну С.А. выслугу лет с зачётом периодов прохождения военной службы на территории Республики Абхазия с 27 августа 2008 года по 24 марта 2011 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Шекояна С.А. 200 (двести) рублей в счёт возмещения судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины и 1 000 (одна тысяча) рублей в счёт возмещения затрат, связанных с оплатой услуг представителя.
В удовлетворении заявления Шекояна С.А. о возмещении судебных расходов, состоящих из оплаты услуг представителя в сумме 2 000 (две тысячи) рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Майкопский гарнизонный военный суд, в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Р.В. Подольский
Секретарь судебного заседания Н.Г. Меретукова