Мотивированное решение по делу № 02-1548/2021 от 11.01.2021

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

24 мая 2021 года                                                                                  адрес

 

Пресненский районный суд адрес в составе:

Председательствующего судьи фио,

при секретаре фио,

с участием представителя ответчика ГБОУ адрес «Школа 1234» фио, представителя ответчика Департамента образования и науки адрес  фио, представителя ответчика Департамента информационных технологий адрес фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-1548/2021 по иску Образцовой Дарьи Владимировны к ГБОУ адрес «Школа  1234», Департаменту образования адрес, Департаменту информационных технологий адрес о признании бездействия незаконным, обязании предоставить место в дошкольном учреждении, -

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец Образцова Д.В. обратилась в суд с иском к ГБОУ адрес «Школа  1234», Департаменту образования адрес, Департаменту информационных технологий адрес о признании бездействия незаконным, обязании предоставить место в дошкольном учреждении.

Свои требования истец мотивировала тем, что она в интересах малолетней дочери фио, паспортные данные обращалась в ГБОУ адрес "Школа  1234" и Департамент Образования адрес с просьбой предоставить для её ребенка место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении адрес.

Департамент образования адрес сообщил, что ребенок состоит в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении адрес в КИС "ГУСОЭВ" в дошкольную группу ГБОУ Школа N2 2123 им. фио, ГБОУ Школа  1234 и ГБОУ Школа  1239 с 11.09.2019 года, хотя истец первично подавала заявление 11.03.2019 года, где ей было необоснованно и безмотивно отказано, заявление аннулировано.

По состоянию на октябрь 2019 года, вплоть до настоящего момента, доступ к дошкольному образованию путем предоставления места для ребенка истца в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Департаментом Образования адрес не предоставлен.

По мнению истца Департаментом образования адрес и Департаментом информационных технологий адрес были нарушены права ребенка фио.

В нормативных правовых актах федерального уровня не установлено ограничений на прием детей в дошкольные образовательные организации по причине отсутствия у ребенка или его родителей (законных представителей) постоянной регистрации по месту расположения указанной дошкольной образовательной организации.

Предоставление места в ДОУ - обязанность филиала образовательной организации в лице Департамента образования адрес, согласно Порядку комплектования, муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории адрес, утвержденного Приказом от 11 февраля 2011 года  126 «Об утверждении порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования адрес» (в ред. приказов Департамента образования адрес от 03.05.2011  326, 31.05.2011 N2 376, от 11.07.2011 447, от 22.07.2011 485, от 06.11.2012 708, от 21.12.2012 802, от 28.02.2013 82), Департамент Образования адрес обязана организовать доступ к дошкольному образованию детям дошкольного возраста.

По мнению истца, Порядок комплектования - это правила приема, которыми Департамент образования адрес вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие документы необходимы для постановки на учёт для получения места (направления) в ДОУ, сколько групп открывать в конкретном ДОУ и т.п. - то есть обеспечить организацию механизма раздачи направлений (мест). Законодательные акты местного уровня должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. В настоящее время Департамент образования адрес необоснованно и незаконно отказывает в предоставлении мест в ДОУ ребенку из-за отсутствия свободных мест в ДОУ и в связи с наличием льготной категории граждан (вне очередников). Между тем, ссылка образовательной организации ГБОУ Школа  1234 и Департамента образования адрес на отсутствие мест в ДОУ и на наличие льготной категории граждан (внеочередников) не может по мнению истца являться обоснованной и законной. Возрастом для посещения дошкольного учреждения для получения дошкольного образования необходимо признать возраст ребенка от 2-х месяцев до 7 лет. Типовым положением отсутствие мест в ДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении мест в ДОУ не предусмотрено. Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством РФ не предусмотрено.

Отношения по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования являются публично-правовыми обязательствами Российской Федерации, по которым органы местного самоуправления являются прямыми исполнителями и отвечают по таким обязательствам в полном объеме.

Поскольку место в дошкольном учреждении адрес ребенку не предоставлено, а обеспечение из других источников и других исполнителей по данным обязательствам и по таким целям Федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрены, существует факт неисполнения Департаментом Образования адрес своей обязанности по надлежащему обеспечению дошкольного образования детям дошкольного возраста.

По мнению истца, орган местного самоуправления адрес не обеспечивает реализацию прав ребенка дошкольного возраста, что по мнению истца, нарушает права её ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Доводы о том, что Департамент Образования адрес и Департамент информационных технологий адрес не имеет возможности предоставить место в дошкольном учреждении в связи с отсутствием мест, а также наличием льготных категорий граждан, имеющих право на получение мест в детских учреждениях в внеочередном порядке, а также, что очередь истца увеличивается автоматически правового значения, не имеют. Департамент образования адрес был заблаговременно проинформирован о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ребёнку, что подтверждается датой постановки на учёт в Департаменте по образованию адрес для определения в ДОУ. Обладая данной информацией, Департамент образования адрес был обязан заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в ДОУ, так как законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления.

По мнению истца, позиция Департамента образования адрес об отсутствии мест, а также о наличии льготных категорий граждан несостоятельна, так как Федеральное законодательство и Конституция Российской Федерации не освобождают Департамент образования адрес от выполнения своих обязанностей в отношении каждого ребенка, в том числе в отношении фио.

Через сайт mos.ru 16.10.2020 и 11.03.2021 года истец подала заявления на запись в кружки, спортивные секции, дома творчества (платные), однако Департамент образования адрес отказал по причине отсутствия свободных мест.

Департамент образования адрес, отказывая истцу в предоставлении места в ДОУ (выдаче направления) ребенку, отказывает ей в доступе к дошкольному образованию, в связи с чем, истец просит суд: обязать Департамент образования адрес предоставить фио, паспортные данные, проживающей по адресу: адрес доступ к дошкольному образованию путём предоставления места в дошкольном образовательном учреждении адрес, согласно перечня дошкольных образовательных учреждений адрес, расположенном на разумном географическом положении от места проживания, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу или компенсировать истцу все затраты на оплату в коммерческие дошкольные образовательные учреждения по присмотру за несовершеннолетним ребенком на полный день; признать бездействие ГБОУ Школа  1234 и Департамента образования адрес, незаконными.

Требования заявлены с учетом заявления об уточнении иска, в порядке ст. 39 ГПК РФ, принятых судом.

Истец Образцова Д.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении слушания дела не заявляла.

Представитель ответчика ГБОУ адрес «Школа 1234» по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика Департамента образования адрес по доверенности фио в судебное заседание явился, в удовлетворении иска просил отказать по доводам письменных возражений на иск.

Представитель ответчика Департамента информационных технологий адрес по доверенности фио в судебном заседании просил иск оставить без удовлетворения.

Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, находит первоначальные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Реализация конституционного права несовершеннолетних детей заявителей на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации:        Законом Российской Федерации от 26.06.1992  3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральным законом от 17.01.1992  2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Законом Российский Федерации от 30.11.1991  1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992  1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», и т.д.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На адрес действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. 26.

Пунктом 1.9. СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм, приведет к нарушению СанПиН 2.4.1.3049-13 и как следствие, применению к дошкольному образовательному учреждению административных санкций.

Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона адрес от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП, Департамент образования адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально- экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования.

В силу п. п. 4, 2.16, 9.5 вышеуказанного Положения к ведению Департамента образования адрес относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях адрес, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением.

Руководителем Департамента образования адрес были утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес (далее - Временные правила). В настоящий момент, Временные правила действуют.

Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности. Таким образом, правоотношения по обеспечению дошкольным образованием урегулированы Департаментом образования адрес.

Согласно разделу 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учёта либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.

Согласно п. 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трёх других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребёнка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трёх предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 01 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учёт.

При этом ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии.

Судом установлено, что фио является матерью несовершеннолетней фио, паспортные данные, что подтверждается копией свидетельства о рождении.

Истец обратилась с заявлением  4510 0027 9725 3779 от 10.10.2019г. в ГБОУ Школа  2123 им. фио, адрес Москвы «Школа  1234» и ГБОУ Школа  1239 с просьбой предоставить её дочери фио место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении адрес, желаемый год поступления  2020/2021 (л.д. 61-62).

Ответчик направил в адрес Истца ответ от 12.10.2020 г. о том, что программы дошкольного образования в настоящий момент укомплектованы полностью в соответствии с наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин утратил силу с 01.01.2021 г.).

Согласно справке ГБОУ адрес «Школа  1234» по состоянию на 24 февраля 2021 года дошкольные группы в данном учреждении укомплектованы полностью (л.д. 56).

Согласно справке ГБОУ Школа  1239 по состоянию на 24 февраля 2021 года дошкольные группы в данном учреждении укомплектованы полностью (л.д. 57).

Согласно справке ГБОУ Школа  2123 им. фио по состоянию на 24 февраля 2021 года дошкольные группы в данном учреждении укомплектованы полностью (л.д. 58).

Согласно справке ГБОУ Школа  875  по состоянию на 24 февраля 2021 года дошкольные группы в данном учреждении укомплектованы полностью (л.д. 59).

 Таким образом, из материалов дела следует, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском указанные выше дошкольные образовательные учреждения полностью укомплектовано, в порядке, предусмотренном п. 3, а также п. 5. Временных правил с учетом очередности и имеющихся льгот у граждан, свободных мест в них нет, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п. 7 Временных правил при отсутствии свободных мест в выбранных организациях заявителю в период до 30 апреля предлагаются свободные места в трех других организациях смежного района в доступной близости от места проживания ребенка.

Таким образом, Департамент образования обязан предлагать исключительно свободные места в организациях смежного района при их наличии. Однако, как установлено судом и следует из представленных возражений, таких мест в дошкольных образовательных учреждениях не имеется.

При этом само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе.

Суд полагает, что заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями ответчиков.

Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, отсутствие свободных мест в государственных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования на территории района, и смежных к нему районов, а также то, что детский сад не может быть укомплектован с нарушением требований СанПиН 2.4.1.3049-13, и реализация конституционного права несовершеннолетнего ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждения, а также то, что ответчик Департамент образования адрес истцу в предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении не отказывал, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Истцом 10 октября 2019 года было подано заявление на интернет-ресурс Автоматизированной информационной системы "Зачисление в ДОУ" о постановке ребенка на учет для направления на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес, желаемым годом поступления при регистрации в АИС "Зачисление в ДОУ" указан 2020/2021 год.

Поскольку срок предоставления места в дошкольное образовательное учреждение еще не наступил, суд приходит к выводу о том, что права истца на момент рассмотрения гражданского дела ответчиками не нарушены, правовых оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199  ГПК РФ, суд 

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении исковых требований  Образцовой Дарьи Владимировны к ГБОУ адрес «Школа  1234», Департаменту образования адрес, Департаменту информационных технологий адрес о признании бездействия незаконным, обязании предоставить место в дошкольном учреждении, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

Судья 

02-1548/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 24.05.2021
Истцы
Образцова Д.В.
Ответчики
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ г. Москвы "Школа №1234"
Департамент информационных технологий г. Москвы
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Кузьмичев А.Н.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
28.05.2021
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее