Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-691/2015 ~ М-638/2015 от 05.05.2015

Дело № 2-691/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2015 года    г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего: судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре Олейниковой И.А.,

с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) Покровской О.Б. (на основании решения избирательной комиссии МО Родниковский сельсовет Шарыповского района № 16/28 от 10.12.2013 г.),

ответчика (истца по встречному иску) Акимовой В.Т., представителя ответчика Балашовой Т.С. (по письменному ходатайству Акимовой В.Т.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края к Акимова В.Т. о признании недействительным договора на передачу квартиры в собственность, применении последствий недействительной сделки,

и по встречному иску Акимова В.Т. к Администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края о возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Акимовой В.Т. (с учетом уточнений по иску) о признании недействительным договора от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, в собственность ответчика, согласно Программе Красноярского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2013 - 2015 годы». Свои требования истец обосновывает тем, что у ответчика правовых оснований для получения жилого помещения по программе переселения не было. Также истец просит применить последствия недействительности ничтожных сделок и обязать Акимову В.Т. возвратить квартиру собственнику - Администрации Родниковского сельсовета <адрес> (л.д. 4-5, 49-50).

Ответчик Акимова В.Т. обратилась в суд со встречным иском к Администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края о возложении обязанности заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь в обоснование требований на то, что она имела право на получение квартиры в рамках программы. В обращении в адрес Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она указывала, что квартира, проданная в ДД.ММ.ГГГГ от её имени, фактически принадлежала сыну. Акимова В.Т. проживала на по адресу: <адрес> в квартире, предоставленной ФИО4 по договору социального найма, по устной договоренности с ним, с условием оплаты за жилищно-коммунальные услуги, о чем свидетельствуют сохранившиеся квитанции от ДД.ММ.ГГГГ по оплате за электроэнергию в размере <данные изъяты> рублей и от ДД.ММ.ГГГГ - в размере <данные изъяты> рублей. На момент включения в программу по переселению у нее жильё отсутствовало. Кроме того, ею была оплачена задолженность за жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует квитанция на сумму <данные изъяты> рублей. Жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, было предоставлено ей на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, а до истечения срока договора социального найма квартира была оформлена в её собственность. Вселение в данное жилое помещение, по мнению Акимовой В.Т., является законным (л.д. 61-62).

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) Покровская О.Б. (полномочия проверены) исковые требования поддержала и пояснила, что в 2009 году <адрес> <адрес>, на основании актов обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., заключений о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ г., были признаны аварийными и непригодными для проживания. В 2013 году администрация Родниковского сельсовета Шарыповского района была включена в Программу Красноярского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2015 годы» с переселением граждан, проживающих в аварийном жилье. При переселении было установлено, что Акимова В.Т. без ведома администрации (самостоятельно) вселилась и проживает с 2011 года в <адрес>. Договор на данную квартиру с ней не заключался, в программе переселения она не участвовала. В период 2011-2013 гг. Акимова В.Т. в Администрацию сельсовета для постановки на учет как нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ Акимова В.Т. впервые обратилась в Администрацию сельсовета с просьбой предоставить ей жилое помещение, с письмом от ДД.ММ.ГГГГ и ходатайством от филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции управления движением, и пояснила, что находится в тяжелой жизненной ситуации. В период действия Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Родниковском сельсовете Шарыповского района» на 2013 - 2015 годы» умерла жительница, участвовавшая в программе переселения - ФИО5, проживавшая одна в муниципальной квартире. Администрацией сельсовета, на основании ходатайства и письма, было принято решение, освободившуюся квартиру предоставить Акимовой В.Т. в связи с тем, что у нее нет жилья. Впоследствии выяснилось, что Акимова В.Т. ухудшила свои жилищные условия, не поставив в известность Администрацию, то есть скрыла факт наличия у нее жилья в собственности. Администрацией Родниковского сельсовета Шарыповского района были нарушены положения ст. 86 ЖК РФ, предусматривающие порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, за исключением случаев, когда закон устанавливает, что такая сделка оспорима, или предусматривает иные последствия нарушения (ст. 168 ГК РФ), является ничтожной. Акимова В.Т. обязана вернуть все полученное по недействительной сделке.

Ответчик (истец по встречному иску) Акимова В.Т. исковые требования Администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района не признала, встречные исковые требований поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Балашова Т.С. (по письменному ходатайству) в судебном заседании поддержала позицию Акимовой В.Т. и пояснила, что требования Администрации по своей сути являются требованием о выселением из жилого помещения. Акимова В.Т., действительно, нуждается в жилом помещении, в программе о приватизации не участвовала, денежными средствами на приобретение жилья не располагает. При разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ). В силу ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается. В силу ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору передачи в собственность, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат переводу в первоначальное положение, то есть, проживание в жилом помещении на основании договора социального найма.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, - Ильина Е.В. (по доверенности от 23.12.2014 г.) в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменный отзыв о нижеследующем: с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на спорную квартиру в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ обратились представитель Муниципального образования Родниковский сельский Совет Шарыповского района - ФИО8 и Акимова В.Т. В качестве правоустанавливающего документа был представлен договор на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, владелец – МО Родниковский сельсовет Шарыповского района в лице главы Родниковского сельсовета ФИО3, передает в собственность гражданке Акимовой В.Т. квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. В подтверждение права пользования жилым помещением на государственную регистрацию был представлен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Акимовой В.Т., как нанимателю, спорная квартира была предоставлена в пользование. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, представленной на регистрацию, в приватизируемой квартире в качестве проживающих лиц числится одна Акимова В.Т. При проведении правовой экспертизы Управлением не было установлено оснований для отказа в государственной регистрации права, и ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП была внесена запись за о государственной регистрации права собственности Акимовой В.Т. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 41-44).

Заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей ФИО9 и ФИО10, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантии социальной защиты и обеспечивая государственную поддержку инвалидов (статьи 7 и 39), а также предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, а также условия предоставления жилищных гарантий для тех или иных категорий граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель и Правительство Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при установлении соответствующих мер социальной защиты.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 21 декабря 2011 года N 1655-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.В.Н. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 N 376-О-П, от 03.11.2009 N 1368-О-О, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О, от 21.12.2011 N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со статьями 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013-2017 года (далее - программа), разработанная в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данной программой предусмотрено предоставление средств финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств краевого бюджета муниципальным образованиям Красноярского края, которые соответствуют условиям, определенным статьей 14 Федерального закона; по которым выделены средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на долевое финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; в которых имеется аварийный жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 5.1 программы гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретенные в рамках программы, в соответствии со статьями 86, 87, 89 Жилищного кодекса РФ.

Главным распорядителем средств субсидий, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - министерство). Исполнителями мероприятий программы являются министерство и муниципальные образования Красноярского края (пункт 5.3 программы).

Законом Красноярского края от 18.03.2005 № 14-3185 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шарыповский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» Родниковский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: <адрес> (административный центр), с. Дубинино, с. Никольск, д. Росинка, д. Скворцово, п. Шушь, наделен статусом самостоятельного муниципального образования, находящегося в границах Шарыповского района Красноярского края, а именно сельского поселения.

Нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Родниковского сельсовета в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций, является Устав Родниковского сельсовета (далее - Устав), принятый решением Родниковского сельского Совета депутатов 18.04.2003 № 1 (в редакции изменений и дополнений, принятых решением Родниковского сельского Совета депутатов от 27.02.2013 № 76).

В соответствии со ст. 7 Устава к вопросам местного значения сельсовета относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, урегулированы отношения между указанной некоммерческой организацией Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 Закона 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки из средств Фонда определено наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Из положений, закрепленных в пункте 3 ст.16 Закона № 185-ФЗ, следует, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Органы местного самоуправления (пункт 6.1 ст.16 Закона 185-ФЗ) вправе заключать за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Пунктом 9 ст. 16 вышеназванного Федерального закона предусмотрена государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам.

В целях реализации программного мероприятия министерством строительства и архитектуры Красноярского края (в настоящее время министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края) и администрацией Шарыповского района ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № 197 АШР (далее - Соглашение), в соответствии с которым министерство (главный распорядитель) обязался предоставить получателю (администрация Шарыповского района) субсидию на финансирование мероприятий программы в Родниковском сельсовете в 2013 году в размере <данные изъяты> коп., а получатель обязался принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить исполнение настоящего соглашения, а также обеспечить софинансирование в размере <данные изъяты>. за счет средств местного бюджета.

Пунктом 1.2 соглашения определено условие предоставления субсидии: выполнение получателем обязательств, установленных настоящим соглашением, программой и законодательством Российской Федерации.

В пункте 2.3.1 соглашения указана обязанность получателя соблюдать условия предоставления субсидии, установленные настоящим соглашением, программой и законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации Родниковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 119/1-п (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № 4-п, от ДД.ММ.ГГГГ № 74, от ДД.ММ.ГГГГ № 218-п) утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Родниковском сельсовета Шарыповского района» на 2013-2015 годы (л.д.9-27). Согласно разделу «б» указанной программы, на 01.01.2012 на территории Родниковского сельсовета Шарыповского района официально признанными аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, находится аварийных жилых строений общей площадью <данные изъяты> тыс.м2. В п. Шушь Родниковского сельсовета расположены 2 жилых дома, помещения которых непригодны для проживания. В домах общей площадью <данные изъяты> находится 40 квартир (24 и 16 соответственно), в котором проживет 92 жителя, из которых 29 детей.

Для переселения жителей аварийного жилого фонда по программе переселения предусмотрено приобретение у застройщиков и ввод в эксплуатацию 2 122,35 м2 новых жилых помещений.

Анализ вышеперечисленных норм в совокупности свидетельствует о том, что соблюдение требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий предоставления субсидии на реализацию программы.

На основании заключения межведомственной комиссии от 24.02.2009 № 1 «О признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу» распоряжениями администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района о ДД.ММ.ГГГГ № 7-р и № 8-р многоквартирные <адрес> <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д.28,29-31,32-34).

В список жителей <адрес>, утвержденный главой Родниковского сельсовета ФИО11, включена в том числе, ФИО5, проживавшей в квартире № на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № 53.

Долевое участие в Программе переселения в сумме <данные изъяты> рублей осуществлено муниципальным образованием из средств, предоставленных Родниковскому сельсовету из районного бюджета Шарыповского района (межбюджетный трансферт бюджету сельского поселения из бюджета муниципального района).

На основании актов приема - передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту №, разрешений на ввод объектов жилищного строительства в эксплуатацию за муниципальным образованием Родниковский сельсовет Шарыповского района Красноярского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество.

Решением Родниковского сельского Совета депутатов Шарыповского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании перечня имущества, принадлежащего принятию в муниципальную собственность Родниковского сельсовета» в муниципальную собственность приняты 30 квартир номера с по адресу: <адрес>, <адрес>, а также 10 квартир номера 31, 32, 34, 35, 37, 38, с по адресу; <адрес>.

На основании решений Родниковского сельского Совета депутатов Шарыповского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с положениями статьи 27 Устава Родниковского сельсовета, Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» произведена частичная передача жилых квартир в собственность гражданам.

Согласно постановлению № 35-15.15.3-15 по делу об административном правонарушении от 23 июля 2015 года, вынесенном Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, установлено, что предоставление жилого помещения – <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес>, построенном на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ , Акимовой В.Т. осуществлено в отсутствие правовых оснований. Указанным постановлением глава администрации Родниковского сельсовета ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию. Постановление вступило в законную силу (л.д.94-101).

Часть 2 статьи 61 ГПК РФ предусматривает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Договор социального найма с Акимовой В.Т. в отношении квартиры, расположенной по адресу <адрес>, а также иные документы, свидетельствующие об их заключении, ответчиком (истцом по встречному иску) не представлены, что позволяет сделать вывод о том, что такой договор с Акимовой В.Т. не заключался.

Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Родниковского сельсовета <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о постановке на учет Акимовой В.Т. не содержит (л.д.76-80).

Данный факт подтверждается и справками Администрации Родниковского сельсовета (л.д.102-103).

В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ проживала ФИО5, которая входила в состав участников муниципальной программы переселения из аварийного жилищного фонда, однако, умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от 12.10.2012).

По сведениям ООО «Управление Жилищно-Коммунального хозяйства» - управляющей компании, обслуживавшей <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу <адрес>, <адрес>, проживала Акимова В.Т., на нее был открыт лицевой счет № производилось начисление коммунальных платежей на одного человека и их оплата.

ДД.ММ.ГГГГ Акимова В.Т. обратилась с заявлением в администрацию Шарыповского района с просьбой рассмотреть вопрос о выделении ей жилья по программе переселения (л.д.73). По результатам рассмотрения указанного обращения Акимова В.Т., согласно представленным в Службу материалам ОЭПиБК МО МВД России «Шарыповский», была вписана в состав семьи ФИО5, как родственница умершей (л.д.100). Договор социального найма с Акимовой В.Т. не заключался. Документы, подтверждающие наличие родственных отношений Акимовой В.Т. и ФИО12, отсутствуют, в судебном порядке юридический факт ведения совместного хозяйства не устанавливался. Основания, предусмотренные ст.70 ЖК РФ, для вселения Акимовой В.Т. в квартиру по адресу <адрес>, отсутствовали.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Акимова В.Т. не признана малоимущей и не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма.

Акимова В.Т. обладала правом собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Таким образом, правовых оснований у муниципального образования Родниковский сельсовет Шарыповского района для заключения с Акимовой В.Т. договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83-84), заключения договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), как и последующего принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилого помещения в собственность граждан» в части п. 11 в отношении Акимовой В.Т. (л.д.89-93), не было.

Согласно части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В части 2 статьи 167 ГК РФ сказано, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

При таком положении, когда администрацией Родниковского сельсовета не соблюдены правила переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, что привело к нарушению прав и законных интересов других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, договор на передачу квартиры в собственность от 25.04.2014 года является ничтожной сделкой.

В связи с изложенным, необходимо применить последствия недействительности сделки: обязать Акимову В.Т. передать указанную квартиру администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.

Доводы Акимовой В.Т. о заключении с ней договора социального найма на спорную квартиру не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, между истцом и ответчиком был заключен договор найма на указанную квартиру сроком на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-84).

При таких обстоятельствах, в удовлетворении встречных исковых требований Акимовой В.Т. к Администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края о возложении обязанности заключить договор социального найма на неопределенный срок, на квартиру, расположенную по адресу: Россия, <адрес>, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края к Акимова В.Т. о признании недействительным договора на передачу квартиры в собственность, применении последствий недействительной сделки, - удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием Родниковский сельсовет Шарыповского района Красноярского края и Акимова В.Т., на передачу в собственность, безвозмездно, на основании Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», квартиры, расположенной по адресу: Россия, <адрес> <адрес>.

Обязать Акимова В.Т. передать указанную квартиру администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.

В удовлетворении встречных исковых требований Акимова В.Т. к Администрации Родниковского сельсовета <адрес> о возложении обязанности заключить договор социального найма на неопределенный срок, на квартиру, расположенную по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:         М.Ю. Бриткова

2-691/2015 ~ М-638/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Родниковского сельсовета
Ответчики
Акимова Валентина Тимофеевна
Другие
Шарыповский отдел Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Бриткова М.Ю.
Дело на странице суда
shargor--krk.sudrf.ru
05.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2015Передача материалов судье
07.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2015Подготовка дела (собеседование)
02.06.2015Подготовка дела (собеседование)
17.06.2015Подготовка дела (собеседование)
29.06.2015Подготовка дела (собеседование)
29.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2015Предварительное судебное заседание
16.09.2015Предварительное судебное заседание
16.09.2015Судебное заседание
18.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
28.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2015Дело оформлено
30.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее