Дело № 2-799/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А, с участием Сосногорского транспортного прокурора Сурина В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сосногорского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просил признать информацию <данные изъяты> размещенную в сети Интернет на странице <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми для включения Интернет-страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Требования мотивированы тем, Сосногорской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора проведена проверка соблюдения требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в сети Интернет.
В ходе проверки установлено, что при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу <адрес>, осуществляется беспрепятственный доступ к интернет-сайту <данные изъяты> на котором ДД.ММ.ГГГГ размещена текстовая информация под названием <данные изъяты> содержащая сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не приспособленных для проезда пассажиров частях подвижного состава, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения трейнхопперов снаружи грузовых вагонов и способы избежать обнаружения трейнхопперов на подъездах к железнодорожным станциям, тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда неопределенного круга лиц и требований законодательства о железнодорожном транспорте.
Вход на интернет-страницу свободный.
Размещение на указанном электронном адресе информации под названием <данные изъяты> недопустимо.
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - ФЗ №149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч.2 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ).
Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация с вышеуказанного сайта в Единый реестр не внесена ввиду отсутствия решения уполномоченного органа – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является основанием для признания данной информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной.
Прокурор в суде на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в суд не явился, направил отзыв на заявление, с заявленными требованиями согласны.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ст.10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 ФЗ №149-ФЗ).
По правилам п. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ, запрещается распространение иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании п.1 ст.9 ФЗ № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п.1 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ, информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п.13 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч.2 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ).
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом (подпункт «а» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила).
В силу пункта 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течении суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись.
Проведенной Сосногорской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора проверкой соблюдения требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в сети Интернет установлено, при использовании доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с рабочего компьютера, расположенного по адресу <адрес>, осуществляется беспрепятственный доступ к интернет-сайту <данные изъяты>
На данной странице ДД.ММ.ГГГГ размещена текстовая информация под названием <данные изъяты> содержащая сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не приспособленных для проезда пассажиров частях подвижного состава (крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава), представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения трейнхопперов снаружи грузовых вагонов и способы избежать обнаружения трейнхопперов на подъездах к железнодорожным станциям, тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда неопределенного круга лиц и требований законодательства о железнодорожном транспорте.
Вход на Интернет-страницу свободный и не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной Интернет-страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернет, в том числе несовершеннолетний, по всей территории Российской Федерации. Информация на Интернет-странице распространяется бесплатно, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
На указанном Интернет-сайте отсутствует информация, позволяющая установить личность пользователя, разместившего текстовую информацию <данные изъяты>
Согласно сведениям, полученным из сети Интернет трейнхоппинг, трейнхоп (от английского trein hop – запрыгивание на поезд) или зацепинг – способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах или иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «Трейнсёрферами», «трейнхопперами» или «зацеперами».
В соответствии с ч.1 ст.11.17 КоАП РФ, посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде влечет наложение административного штрафа.
Размещение на электронном адресе <данные изъяты> вышеуказанной информации недопустимо, поскольку свободное распространение в сети Интернет подобной информации побуждает неопределенный круг лиц к совершению неправомерных действий, в том числе совершению правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создает предпосылки реальной угрозы причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе здоровью несовершеннолетнего, тем самым влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований прокурора. При этом суд учитывает, что подтверждаются материалами дела доводы прокурора о том, что размещение на электронном адресе <данные изъяты> и свободное распространение в сети Интернет информации «Очень экстремальная жизнь! <данные изъяты> побуждает неопределенный круг лиц к совершению неправомерных действий, совершению правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.11.17 КоАП РФ. Кроме того, создает предпосылки реальной угрозы причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе здоровью несовершеннолетнего, влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Заявление Сосногорского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию <данные изъяты> размещенную в сети Интернет на странице <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации распространить на всех операторов связи.
Копию вступившего в законную силу настоящего решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми для включения Интернет-страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 июня 2017 года.
Председательствующий Дудина О.С.