РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года г. Москва
Щербинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Ивановой О.С., при секретаре Нардышевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-152/2017 по административному исковому заявлению Лукьянова ., Редкокаша А. Н., Точковой Т. В., Левенко М. . Спирина А. А., Копина С. А., Беляева К. . Пискунова Д. А., Лукьяновой Л. Н., Квашина Ал. Н., Сикорского В.В., Кирей О. А., Жарикова В. А., Солодуха С. Н., Огай Б. М., Редкокаша Т.Н., Заярнюк Н. А., Урясьева А. А., Низина В. А., Никишкина А. Ю., Феер И. С., Ткач В. В.а, Ткач В. В., Пасымкова А.М., Щурцовой Е. Ю. к Префектуре Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, Администрации поселения Десеновское города Москвы, Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы о признании результатов публичных слушаний по проекту планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы, оформленных протоколом №42/27 от 30 декабря 2016 года и заключением окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы от 27 января 2017 года, недействительными, об обязании Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы провести в установленном законом порядке повторные публичные слушания Проекта планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянов Д.М., Редкокаша А.Н., Точковая Т.В., Левенко М.Б., Спирин А.А., Копин С.А., Беляев К.И., Пискунов Д.А., Лукьянова Л.Н., Квашин А.Н., Сикорский В.В., Кирей О.А., Жариков В.А., Солодуха С.Н., Огай Б.М., Редкокаша Т.Н., Заярнюк Н.А., Урясьев А.А., Низин В.А., Никишкин А.Ю., Феер И.С., Ткач В.В., Ткач В.В., Пасымков А.М., Щурцова Е.Ю. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением с учетом уточнений к Префектуре Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, Администрации поселения Десеновское города Москвы, Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы о признании результатов публичных слушаний по проекту планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы, оформленных протоколом №42/27 от 30 декабря 2016 года и заключением окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы от 27 января 2017 года, недействительными, об обязании Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы провести в установленном законом порядке повторные публичные слушания Проекта планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы, мотивируя тем, что 22 декабря 2016 года на основании решения градостроительно-земельной комиссии города Москвы под председательством заместителя префекта ТиНАО Окунева И.П., с участием руководителей Администрации поселения Десеновское города Москвы, архитектора мастерской АПОТР института Генплана города Москвы Заборовой К.А. и жителей поселка Ватутинки поселения Десеновское города Москвы проведены публичные слушания по Проекту планировки территории в районе д.Фоминское, д.Конюшково и д.Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы. По результатам слушаний Комиссией был подготовлен протокол №…. от 30 декабря 2016 года публичных слушаний по проекту планировки территории в районе д.Фоминское, д.Конюшково и д.Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы, а также заключение Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве города Москвы в Троицком и Новомосковском административных округа города Москвы от 27 января 2017 года. По мнению административных истцов, Комиссией были допущены нарушения в части подготовки и проведения публичных слушаний, а также нарушены законные права и интересы граждан, проживающих на данной территории. Порядок проведения публичных слушаний исключал непосредственное участие в них для большинства жителей поселка Ватутинки – территории, в границах которой проводятся публичные слушания представителей из объединений и правообладателей объектов недвижимости; административные ответчики недобросовестно и формально исполнили установленную законом обязанность по доведению до жителей поселка Ватутинки необходимой информации о проведении публичных слушаний; проект планировки территории в установленном законом виде оформлен не был и на публичные слушания не выносился; подготовлен без предварительного осмотра и обследования существующей инфраструктуры и территории поселка Ватутинки; публичные слушания подготовлены и проведены с прямым нарушением закона; у участников слушаний не было физической возможности принять участие в публичных слушаниях; не представлена возможность передать письменные предложения и замечания в секретариат мероприятия; письменные обращения не зарегистрированы; обжалуемые протокол и заключение оформлены с прямым нарушением закона.
Административные истцы Урясьев А.А., Пискунов Д.А., Солодуха С.Н., Сикорский В.В., Редкокаша А.Н., Лукьянов Д.М. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлениях.
Представитель административных истцов Лукьянов Д.М. в судебное заседание явились, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлениях.
Административные истцы Точковая Т.В., Левенко М.Б., Спирин А.А., Беляев К.И., Лукьянова Л.Н., Квашин А.Н., Кирей О.А., Жариков В.А., Огай Б.М., Редкокаша Т.Н., Заярнюк Н.А., Низин В.А., Никишкин А.Ю., Феер И.С., Ткач В.В., Ткач В.В., Пасымков А.М., Щурцова Е.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный истец Копин С.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы Чечеткин А.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика Администрации поселения Десеновское города Москвы Павлов Ю.Н. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию представителя административного ответчика Префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке на основании ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п. 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
В соответствии со ст. 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" по проектам правил землепользования и застройки должны быть проведены публичные слушания.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предписано проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
В соответствии с ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности: 1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний; 4) оформление протокола публичных слушаний; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что 22 декабря 2016 года на основании решения градостроительно-земельной комиссии города Москвы под председательством заместителя префекта ТиНАО Окунева И.П., с участием руководителей Администрации поселения Десеновское города Москвы, архитектора мастерской АПОТР института Генплана города Москвы Заборовой К.А. и жителей поселка Ватутинки поселения Десеновское города Москвы проведены публичные слушания по Проекту планировки территории в районе д.Фоминское, д.Конюшково и д.Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы.
По результатам публичных слушаний подготовлен протокол №.. от 30 декабря 2016 года публичных слушаний по проекту планировки территории в районе д.Фоминское, д.Конюшково и д.Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы, а также заключение Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве города Москвы в Троицком и Новомосковском административных округа города Москвы от …….. года.
Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в соответствии с п.10 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 №……, а именно: в газете «Новые округа» №……. (2..) от 02.12.2016, в сети «Интернет» на официальных сайтах префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы и официальных сайтах поселений Десеновское, Первомайское, на информационных досках в поселениях.
Таким образом, средства массовой информации были извещены о проведении публичных слушаний. Само по себе то обстоятельство, что представители средств массовой информации, несмотря на извещение о проведении публичных слушаний, не приняли в них участие, не может являться основанием для признания незаконным результатов публичных слушаний.
Информационные материалы по теме публичных слушаний были представлены в период с 09 декабря по 15 декабря 2016 года на экспозициях по адресам: г……..; …………, а также размещены в сети «Интернет» на официальном сайте префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
Протокол публичных слушаний утвержден председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы Набокиным Д.В. …….. 2016 года; заключение о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории в районе д.Фоминское, д.Конюшково и д.Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское административного округа города Москвы утверждено председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы Набокиным Д.В…….. 2017 года.
Частью 12 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы установлено, что до начала и в ходе собрания ведется регистрация участников публичных слушаний. Участник публичных слушаний должен сообщить к какой группе участников публичных слушаний, указанных в части 2 настоящей статьи, он относится, а также может сообщить о себе иные сведения.
В силу части 17 ст. 68 данного Закона в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; 2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Исходя из материалов дела, все предложения и замечания, поступившие от участников публичных слушаний, в период работы экспозиции, содержатся в протоколе N … от ….. 2016 года, подготовленном по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории. В период проведения экспозиции по адресу: ………..), количество записей в книге учета посетителей и записи предложений и замечаний – 264. В собрании зарегистрировано 178 человек. Во время проведения собрания участников публичных слушаний замечаний и предложений поступило: 19 – в устной форме; 124 – в письменном виде.
Таким образом, доводы административных истцов о том, что в протоколе и заключении по результатам публичных слушаний не отражено содержания всех замечаний и предложений участников публичных слушаний, противоречит собранным по делу доказательствам, согласно которым все предложения и замечания участников публичных слушаний внесены в протокол и заключение.
По результатам публичных слушаний Комиссией сделаны следующие выводы: процедура проведения публичных слушаний по проекту планировки территории соблюдена и соответствует требованиям действующего законодательства РФ и г. Москвы, рекомендовано заказчику Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы рассмотреть возможность учета в проекте планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа г. Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы предложений и замечаний участников публичных слушаний при условии соблюдения баланса территории и нормативов транспортной доступности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд исходит из отсутствия нарушений, влекущих признание недействительными результатов публичных слушаний по проекту планировки территории, и приходит к выводу, что оспариваемые протокол публичных слушаний и заключение оформлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов к составлению итоговых документов по результатам публичных слушаний, содержат все необходимые сведения и реквизиты, в том числе предложения и замечания участников публичных слушаний, соответствуют фактическим обстоятельствам и результатам проведенных публичных слушаний.
Суд также учитывает, что протокол и заключение по результатам публичных слушаний в соответствии со ст. 9 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", ст. 4 Закона города Москвы от 08 июля 2009 года "О правовых актах города Москвы" не являются правовыми актами города Москвы, носят рекомендательный характер.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой О.О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заключением рекомендовано заказчику рассмотреть возможность учета в проекте планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа г. Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы предложений и замечаний участников публичных слушаний при условии соблюдения баланса территории и нормативов транспортной доступности, действия административных ответчиков по проведению и оформлению публичных слушаний являлись законными, требования градостроительного законодательства соблюдены. Истцами в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено достаточной совокупности доказательств, с безусловностью свидетельствующей о нарушении их прав оспариваемыми протоколом и заключением окружной комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Лукьянова ., Редкокаша А. Н., Точковой Т. В., Левенко М. . Спирина А. А., Копина С. А., Беляева К. . Пискунова Д. А., Лукьяновой Л. Н., Квашина Ал. Н., Сикорского В.В., Кирей О. А., Жарикова В. А., Солодуха С. Н., Огай Б. М., Редкокаша Т.Н., Заярнюк Н. А., Урясьева А. А., Низина В. А., Никишкина А. Ю., Феер И. С., Ткач В. В.а, Ткач В. В., Пасымкова А.М., Щурцовой Е. Ю. к Префектуре Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, Администрации поселения Десеновское города Москвы, Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы о признании результатов публичных слушаний по проекту планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы, оформленных протоколом №…. от 30 декабря 2016 года и заключением окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы от 27 января 2017 года, недействительными, об обязании Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы провести в установленном законом порядке повторные публичные слушания Проекта планировки территории в районе д. Фоминское, д. Конюшково и д. Клоково поселений Марушкинское, Филимонковское, Десеновское Новомосковского административного округа города Москвы и Первомайское Троицкого административного округа города Москвы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░