Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 апреля 2013 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Болотовой Л.А.
при секретаре Григорян С.В.,
с участием помощника прокурора Шпаковского района Долаевой И.Н.
представителя ответчика администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Шевченко Д.Ю.
представителя третьего лица МКОУ «Лицей №2» в лице директора Гладких А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Шпаковского муниципального района об обязании создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к муниципальным образовательным учреждениям,
установил:
Прокурор Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Шпаковский районный суд с исковым заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к муниципальным образовательным учреждениям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки Прокуратурой Шпаковского района на предмет исполнения законодательства о защите прав инвалидов на территории Шпаковского района установлено, что инвалиды и другие маломобильные граждане составляют более 20% жителей Шпаковского района, однако до настоящего времени в районе не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в том числе и к муниципальным образовательным учреждениям.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с 5.1.1. Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 60, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения.
Согласно п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания здании и сооружении муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края №7-кз от 27.02.2008 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры» исполнительные органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законом создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края.
Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации» «Доступная среда» на 2011-2015 годы» и краевой целевой пограммы «Реабилитация инвалидов и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010-2014 годы», постановлением администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края утверждена муниципальная целевая программа «Организация доступной среды в Шпаковском районе на 2013-2015 годы», целью которой является создание условий для формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Проверкой установлено, что, в нарушение указанных требований закона вход в образовательное учреждение МКОУ «Лицей №2», расположенное по адресу: …, не оснащен пандусом.
Данное Учреждение является муниципальной собственностью Шпаковского муниципального района на основании решения Совета Шпаковского муниципального района № 28 от 29.12.2004 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности муниципальных образований Шпаковского района Ставропольского края, передаваемых в муниципальную собственность Шпаковского муниципального района Ставропольского края»
Согласно уставу МКОУ «Лицей №2», функции учредителя выполняет администрация Шпаковского муниципального района.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края не созданы все необходимые условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к образовательному учреждению МКОУ «Лицей №2».
Бездействием администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, выразившиеся в не создании необходимых и достаточных мер для беспрепятственного доступа инвалидов к образовательному учреждению МКОУ «Лицей №2», нарушается основной принцип социальной защиты инвалидов - гарантирование государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Отсутствие оборудованного пандуса в здании МКОУ «Лицей №2», создает препятствие в доступе на территорию здания для граждан, лишенных возможности самостоятельно передвигаться.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов государства.
На основании изложенного прокурор Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц просил обязать администрацию Шпаковского муниципального района в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, оборудовать МКОУ «Лицей №2», расположенное по адресу: …, пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию образовательного учреждения в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
В судебном заседании помощник прокурора Шпаковского района Долаева И.Н. поддержала заявленные прокурором Шпаковского района исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Шевченко Д.Ю. в судебном заседании предъявленные к ним исковые требования признала в полном объеме (л.д.20-21).
В судебном заседании представитель третьего лица МКОУ «Лицей №2» в лице директора Гладких А.П. согласен с предъявленными исковыми требованиями и против них не возражает.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Представителем ответчика администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Шевченко Д.Ю. исковые требования прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц были признаны в полном объеме, признание иска не нарушает права третьих лиц, суд счел возможным принять признание иска ответчиками. Таким образом, требования прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к муниципальным образовательным учреждениям удовлетворить.
Обязать администрацию Шпаковского муниципального района в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, оборудовать МКОУ «Лицей №2», расположенное по адресу: …, пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию образовательного учреждения в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Болотова Л.А.