Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33-17511/2022 от 11.05.2022

УИД: 77RS0004-02-2021-011536-50

Дело № 2-100/2022

 

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

г. Москва                                                                             11 февраля 2022 года

 

Гагаринский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кочневой А.Н., при секретаре Байцаевой Д.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2022 по иску Государственной жилищной инспекции города Москвы к Богомоловой ... об обязании привести жилое помещение в первоначальное состояние, встречному иску Богомоловой ... к Государственной жилищной инспекции города Москвы о сохранении помещения в перепланированном состоянии

установил:

 

Истец обратился в суд к Богомоловой О.П., просит обязать привести жилое помещение, расположенное по адресу: адрес в первоначальное положение в соответствии с технической документацией ГБУ «МосгорБТИ».

В обоснование требований указывает, что в инспекцию поступило обращение о проведении работ по самовольной перепланировке квартиры  по адресу: адрес, его собственником. Собственником квартиры является ответчик. В ходе проведения проверки установлено несогласованное переустройство помещения, в согласовании акта о завершено переустройстве собственнику отказано, ответчику направлялось предписание о приведении помещения в первоначальное состояние, до настоящего времени помещение не приведено в первоначальное состояние.

Богомолова О.П. обратилась со встречными исковыми требованиями к Мосжилиспекции, просит сохранить жилое помещение – квартиры общей площадью 80,6 кв, жилой площадью 29,5 кв.м, расположенную по адресу: адрес, принадлежащую на праве собственности Богомоловой О.П., переустроенном и перепланированном состоянии согласно техническому заключению о техническом состоянии конструкций здания, о допустимости и безопасности ранее выполненных работ по переустройству (перепланировке) квартиры 397 в жилом доме, расположенном по адресу: адрес, от 25 декабря 2020 года.

В обосновании требований указывает, что вышеуказанная квартира принадлежит Боголомовой О.П. В 2020 году в целях улучшения жилищных условий были осуществлены ремонтные работы в квартире, в результате которых была произведена перепланировка. Согласно представленному истцом техническому заключению, выполненному 25 декабря 2020 года ООО «Телади Корпорейшн» перепланировкой выполнены: демонтаж не несущих перегородок, устройство перенос проемов в не несущих перегородках, демонтаж внутреннего мусоропровода службой эксплуатации дома, устройство новых перегородок с дверными проемами из газобетонных блоков, организация жилой комнаты, спальни, кухни, холла, кухни, гардеробной, санузла, душевой, замена и переустановка сантехнических приборов в санузле (унитаз, раковины, душевой кабины,  оборудование душевым поддоном, устройство нового покрытия пола, без увеличения нагрузки на перекрытия пола, демонтаж газовой плиты, подводка марка автомобиля специалистами АО «Мосгаз», установка с заменой мойки, установка маломощной электрической плиты на кухне. Как следует из заключения, выполнение указанных работ не затрагивает общую целостность несущих конструкций здания и не представляет опасности для дальнейшей безопасной эксплуатации помещения по назначению при соблюдении технологии ведения данных работ. Предусмотренные изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик здания, надежности и безопасности, не превышает предельные параметры разрешенного строительства. 26 марта 2021 года Богомолова О.П. обращалась в Мосжилинспекцию в электронном виде о согласовании переустройства, то есть до обращения в суд. 08 июня 2021 года получено уведомление об отказе в оформлении акта о завершенном переустройстве в связи с наличием недостатков, зафиксированных в акте от 03 июня 2021 года. Указанные инспектором замечания устранены. По результатам произведенных работ после повторного выхода инспектора Мосжилиснепкции поступил повторный отказ в согласовании переустройств. Ввиду отсутствия решения общего собрания и протокол общего собрания на выполнение работ, затрагивающих общедомовое имущество, не представлено заключение автора проекта дома  лили отобранных Мосжилипсепекцией организаций, на выполнение работы, затрагивающей несущую способность здания, так как демонтирован  ствол мусоропровода, заделан проем в межэтажном перекрытии. Данные работы осуществлялись управляющей компанией, в связи с чем у Богомоловой О.П. такие документы отсутствуют. Ответчик обращалась в управляющую компанию, согласно ответу, мусоропровод расположен на межэтажных перекрытиях в подъезде, ствол мусоропровода находится на межэтажных площадках, на момент обследования мусоропровод, проходящий в квартирах, не эксплуатируется и не действует. 15 июля 2021 года Богомолова О.П. вновь обратилась в Мосжилинспекцию с заявлением о согласовании переустройства. Поскольку согласно представленному техническому заключению все строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с требованиями законодательства, переустройство не влияет на прочность и устойчивость здания, произведенные работы обеспечивают безопасность для жизни и здоровья людей, выполненные работы для безопасной эксплуатации здания. Сохранение квартиры в переустроенном положении не нарушает права других лиц.

Представитель истца по доверенности в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, возражал против удовлетворения встречных требований.

Ответчик Богомолова О.П. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещался судом надлежащим образом по месту жительства, обеспечила явку представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы и требования встречного иска, против удовлетворения требований Мосжилинспекции возражала. 

Третье лицо Кононенко Е.А. поддержал требования первоначального иска, возражал против удовлетворения встречных требований.

Представитель третьего лица ГБУ «Жилищник Гагаринского района» в судебном заседании поддержал заявленные Мосжилинспекцией требования, возражал против доводов и требований встречного иска.

Суд, выслушав стороны и третьи лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию исохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлениюкоммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований кпредоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, Государственная жилищная инспекция города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением, в том числе, нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами; правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 12 Положения, Мосжилинспекция осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

В соответствии со ст.ст. 2, 13, 14 ЖК РФ, п.4.2.1. Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, п.2 Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 №508-ПП «Об организации переустройства и(или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах», Мосжилинспекция является органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и производства связанных с этим ремонтно-строительных работ.

Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 №508-ПП установлена обязанность владельцев помещений в жилых домах соблюдать порядок оформления и проведения работ по переустройству и перепланировке.

В соответствии с данным положением (п. 4.3.1.1.) на Мосжилинспекцию возложена функция регионального государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию, представлять в установленном порядке от своего имени интересы г. Москвы в судах, арбитражных судах,  органах государственной власти, иных организациях.        

Статьей 17 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ч.1 ст.28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В соответствии с со ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст.26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Статьей 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено, что в  Государственную инспекцию г. Москвы поступило обращение , направленное 19 мая 2020 года в Администрацию президента Россйиской Федерации с просьбой о проведении проверки помещения квартиры по адресу: адрес на безопасность в связи с проведением ремонтных работ, включающих перепланировку помещения.

Собственником квартиры по адресу: адрес, является Богомолова О.П. Одним из долевых собственников нижерасположенной квартиры 393 является Кононенко  Е.А.

06 июля 2020 года Мосжилинспекцией вынесено распоряжение о проведении проверки в отношении ответчика, о проведении проверки 27 июля 2020 года ответчик была уведомлена. В ходе проведения проверки должностным лицом инспекции установлено несанкционированное переустройство по адресу: адрес, а именно, в нарушение требований ч. 1 ст. 26 Жилищного Кодекса РФ выполнены: демонтаж ненесущих стен между комнатой (2) и комнатой (1), между комнатой (2) и газовой кузней (5), между комнатой (2) и коридором (4); демонтаж встроенных шкафов (4а, 46, 5а); заложен дверной проем между кухней (5) и коридором (4); возведение новой стены, отделяющей комнату (1) с уменьшением ее площади и переносом дверного проема; возведение новых перегородок с дверным проемом в жилой комнате (3); демонтаж сантехнического оборудования в ванной (7), уборной (6), кухне (5); демонтаж газовой плиты в кухне (5), что подтверждается Актом проверки № РГ-ЮЗ-00517-11Ж от 06.07.2020,  фотоматериалами.

По результатам проверки ответчику выдано предписание № РГ-ЮЗ-00517-ПЖ/1 от 27.07.2020 о приведении жилого помещения по вышеуказанному адресу в соответствие с технической документацией ГБУ «МосгорБТИ» в срок до 25.09.2020, а также составлен протокол № 103-795/20 об административном правонарушении, по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 2, ст. 7.21 КоАП РФ.

20.03.2020 по ходатайству Богомоловой О.П., решением заместителя начальника 1 государственной жилищной инспекции города Москвы срок исполнения предписания № РГ-ЮЗ-00517- 11Ж/1 от 16.09.2020 - продлен до 27.01.2021.

27.01.2021 по ходатайству Богомоловой О.П. решением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы срок исполнения предписания № РГ-ЮЗ-00517- ПЖ/1 от 16.09.2020-продлен до 22.03.2021.

Мосжилинспекцией 22.03.2021 в целях проведения проверки выполнения ранее выданного предписания РГ-ЮЗ-00368-11Ж от 23.03.2021 вынесено распоряжение № РГ-ЮЗ-00368-ПЖ. Богомоловой 0.11.. направлено уведомление 22.03.2021 о проведении проверки, назначенной на 25.03.2021.

 Согласно Акту проверки исполнения предписания № РГ-ЮЗ-00368-ПЖ, ранее выявленные нарушенные не устранены.

Как следует из представленных документов, до настоящего времени ответчиком жилое помещение № 397 в многоквартирном доме по адресу: адрес принадлежащее ей на праве собственности, не приведено в соответствие с технической документацией ГБУ «МосгорБТИ».

 Согласно представленному Богомоловой О.П. техническому заключению, выполненному 25 декабря 2020 года ООО «Телади Корпорейшн», перепланировкой выполнены: демонтаж не несущих перегородок, устройство перенос проемов в не несущих перегородках, демонтаж внутреннего мусоропровода службой эксплуатации дома, устройство новых перегородок с дверными проемами из газобетонных блоков, организация жилой комнаты, спальни, кухни, холла, кухни, гардеробной, санузла, душевой, замена и переустановка сантехнических приборов в санузле (унитаз, раковины, душевой кабины,  оборудование душевым поддоном, устройство нового покрытия пола, без увеличения нагрузки на перекрытия пола, демонтаж газовой плиты, подводка марка автомобиля специалистами АО «Мосгаз», установка с заменой мойки, установка маломощной электрической плиты на кухне. Как следует из заключения, выполнение указанных работ не затрагивает общую целостность несущих конструкций здания и не представляет опасности для дальнейшей безопасной эксплуатации помещения по назначению при соблюдении технологии ведения данных работ. Предусмотренные изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик здания, надежности и безопасности, не превышает предельные параметры разрешенного строительства.

26 марта 2021 года Богомолова О.П. обратилась в Мосжилинспекцию с  электронным обращением о согласовании переустройства, то есть до обращения в суд.

08 июня 2021 года получено уведомление об отказе в оформлении акта о завершенном переустройстве, в связи с наличием недостатков, зафиксированных в акте от 03 июня 2021 года. Указанные инспектором замечания устранены.

По результатам произведенных работ после повторного выхода инспектора Мосжилиснепкции поступил повторный отказ в согласовании переустройства, ввиду отсутствия решения общего собрания и протокола общего собрания на выполнение работ, затрагивающих общедомовое имущество, не представлено заключение автора проекта дома  или отобранных Мосжилипсепекцией организаций, на выполнение работы, затрагивающие несущую способность здания, так как демонтирован  ствол мусоропровода, заделан проем в межэтажном перекрытии.

Доводы Богомоловой О.П. о том, что данные работы осуществлялись управляющей компанией, опровергаются ответом на запрос управляющей компании ГБУ «Жилищник Гагаринского района» в Мосжилинспекцию от 20 января 2022 года, согласно которому по имеющейся у управляющей компании информации, собственниками помещений МКД по адресу: адрес, в установленном порядке не было принято решение о переустройстве общего имущества собственников помещений МКД в виде сноса мусоропровода. Силами управляющей компании в жилых помещениях МКД, в том числе в квартире 397 не проводились работы по сносу ствола мусоропровода.

По ходатайству ответчика по делу назначена и проведена судебная экспертиза, согласно заключению АНО «Межрегиональный центр экспертизы» произведенные работы по перепланировке(переустройству) жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, соответствуют градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим и строительным нормам и правилам, сохранение перепланировки/переустройства квартиры по адресу: г. Москва, ленинский проспект, д. 68/10, кВ. 397, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не влияет на конструктивную целостность дома.

Судом вызваны и допрошены эксперты, проводившие судебную строительно-техническую экспертизу Старостина Д.В. и Матвейчука В.А. Как следует из показаний экспертов, исследование мусоропровода этажом выше и ниже квартиры ответчика не производилось, как не производился и осмотр непосредственно произведенных работ по восстановлению межэтажного перекрытия после демонтажа мусоропровода, данный вопрос остался не исследованным ввиду того, что в соответствии с действующими нормами и правилами, не допускается размещение мусоропровода в жилых домах, работы являются скрытыми, из представленного технического заключении следует, что работы по демонтажу мусоропровода произведены управляющей компанией.

Суд учитывает, что эксперты при проведении исследования исходили из неверных предпосылок, поскольку указанное в заключении технического специалиста о демонтаже мусоропровода управляющей компанией опровергается материалами дела. Решение собственниками многоквартирного дома по переустройству общего имущества дома (мусоропровода) не принималось.

Третьим лицом представлена рецензия ООО «Партитет-Консалтинг» о том, что в отсутствие необходимого исследования по вопросам, поставленным судом, в совокупности с наличием неувязок, необоснованных выводов, предусмотренных практикой производства данного рода экспертиз, ставят по сомнение наличие у эксперта необходимого практического опыта на проведение такого рода исследований, что не соответствует Федеральному закону от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Аналогичным образом, в заключении специалиста НПО «СРО Судебных экспертов» отменено несоответствие требованиям Федеральному закону от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» проведенного исследования.

Учитывая изложенное, выводы судебной экспертизы, суд оценивает критически.

В силу ст. 36 ЖК РФ распоряжение общим имуществом многоквартирного дома относится к полномочиям общего собрания собственников многоквартирного дома.

Согласно доводам сторон, представленным исследованиям специалистов и экспертов, в квартире ответчика демонтирован мусоропровод, относящийся к общему имуществу многоквартирного дома.

Суд, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования Мосжилинспекции подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела, на основании ст. 56 ГПК РФ, ответчиком доказательств, свидетельствующих о получении согласия собственников на изменение общего имущества дома  суду не представлено и в ходе судебного разбирательства по делу не добыто.  Учитывая изложенное, оснований для сохранения помещения в переустроенном состоянии суд не находит, отклоняя встречные исковеы требования.

При этом, ответчиком не представлено доказательств приведения помещения в первоначальное состояние в соответствии с технической документацией.

В силу положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика Богомоловой О.П. в доход бюджета г. Москвы подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение иска, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

 

Обязать Богомолову ... привести жилое помещение, расположенное по адресу: адрес в первоначальное положение в соответствии с технической документацией ГБУ «МосгорБТИ».

Взыскать с Богомоловой ... в доход бюджета города Москвы государственную пошлину  6 000 руб.

В удовлетворении встречного искового заявления Богомоловой ... к Государственной жилищной инспекции города Москвы о сохранении помещения в перепланированном состоянии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.  

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2022  года.

 

Судья                                                                                   А.Н. Кочнева

33-17511/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 14.06.2022
Истцы
Госжилинспекция
Ответчики
Богомолова О.П.
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
14.06.2022
Определение суда апелляционной инстанции
11.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее