Дело № 2-2-390 /2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2016 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Частинского района Головниной О.А., представителя ответчика Шамоловой В.В.,
при секретаре Восходовой Е.В.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района
к Администрации Частинского муниципального района об обязании выделить денежные средства из бюджета Частинского муниципального района в размере необходимом для оборудования входа в здание МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,
к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Пихтовская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать вход в здание образовательного учреждения пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам,
установил:
Прокурор обратился с указанными требованиями по следующим основаниям. В ходе проведения проверки установлено, что МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет основные вилы деятельности: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование. Вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе детей-инвалидов), отсутствуют поручни. Учредителем МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» является Частинский муниципальный район, финансовое обеспечение на выполнение муниципального задания осуществляется в виде предоставления субсидий в порядке, установленном администрацией Частинского муниципального района. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание образовательного учреждения нарушает их права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.
В судебном заседании старший помощник прокурора Частинского района Головнина О.А. настаивала на заявленном требовании. <данные изъяты>Представитель ответчика Администрации Частинского муниципального района в суд не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил. Представитель ответчика МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» Шамолова В.В. в суде иск признала, сообщила, что для оборудования пандуса есть смета, в текущем году должны выделить денежные средства. Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовАдминистрации Частинского муниципального района в суд не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» Шамолова В.В. в суде иск признала, сообщила, что для оборудования пандуса есть смета, в текущем году должны выделить денежные средства.
Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленное требование законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, что следует из Устава МБОУ «Пихтовская ООШ» (п.2.1 Устава) (л.д. 12-23).
В соответствии с п. 1.10 Устава учредителем МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» является Частинский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Частинского муниципального района Пермского края. Здание школы является муниципальной собственностью (п. 7.1, 7.2 Устава). Финансовое обеспечение на выполнение муниципального задания осуществляется в виде предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание муниципального имущества в порядке, установленном администрацией Частинского муниципального района (п. 7.12 Устава) (л.д. 12-23).
Вход в здание МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе детей-инвалидов), т.е. не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, это следует из обстоятельств дела, сообщения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
В своем сообщении от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» указал, что беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в здание школы не обеспечен по причине отсутствия финансовых средств, мероприятие по установке пандуса запланировано на летний период 2016г. (л.д. 10).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 названного закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха и другим учреждениям).
На основании ст. 19 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 2, 24 и 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона от 27.12.2011 года № 605 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание образовательного учреждения нарушает их права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ответчиков обязанности обеспечить необходимый уровень доступности помещения общеобразовательного учреждения для всех категорий маломобильных групп населения.
Частью пятой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Приведенные ранее нормы законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений, а не просто услуг, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Следует признать разумными заявленные прокурором в исковом заявлении сроки исполнения заявленного требования.
На основании изложенного, заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требование прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию Частинского муниципального района обязанность выделить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ денежные средства из бюджета Частинского муниципального района в размере необходимом для оборудования входа в здание МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пихтовская основная общеобразовательная школа» обязанность оборудовать в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ вход в здание МБОУ «Пихтовская основная общеобразовательная школа» пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края ( постоянное судебное присутствие в с.Частые ).
Судья И.А.Аликина