Мотивированное решение по делу № 02а-0798/2021 от 11.08.2021

                    77RS0018-02-2021-010525-13                                                                 

Дело  2а-798/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г.Москва                                                                                    01 ноября 2021 года

Никулинский районный суд г. Москвы в составе

председательствующего судьи  Шайхутдиновой А.С.,

при секретаре  Галочкиной Э.А.,

рассмотрев административное исковое заявление Степановой О.В., Шипиловой А.Н., Родионовой Ю.А, Савицкого И.В., Хрусталевой И.Е., Свайкиной К.А., Гороховой А.В., Гончарского А.А., Виноградова А. С., Нуштаева И.И., Башлачева Т.М., Ребровой А.С., Реброва Н.Г., Малюшиной С.Ю., Гончарского А.В., Смелянской Е.Р., Гершберг Е.И., Мосьпана А.В., Мосьпан А.В., Низамеевой Е.М., Низамеева  Л.Д, Крыль Н. В., Игнатьевой Н.С., Пупкявичене М.Г., Самсоновой А.А. к Департаменту спорта города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы о признании решений незаконными, отмене порубочного билета,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истцы  обратились в суд с административным иском к ответчикам, в котором, с учетом уточнений, просят признать незаконным и отменить распоряжение Москомспорта от 05.03.200 год 68 «О внесении изменений в распоряжение Департамента Спорта г.Москвы от 11.12.2019 года 409» в части включения земельного участка, расположенного по адресу: *** кадастровый номер *** в отраслевую схему размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, предназначенных для обеспечения занятием физической культурой, спортом, обустройства раздевалок, мест хранения спортивного инвентаря; признать незаконным и отменить решение Департамента спорта города Москвы, оформленное письмом исх.  05-10-2938/20-2 от 17 ноября 2020 года о согласовании дизайна внешнего вида, архитектурных и конструктивных решений фасадов, разрезов некапитального объекта, размещаемого по адресу: *** (кадастровый номер****);  отменить действие порубочного билета 1955506-2021 от 28.07.2021 года, выданного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы,  мотивируя свои требования тем, что в настоящее время по адресу: *** осуществляется размещение «Объекта, не являющиеся объектом капитального строительства, предназначенного для обеспечения занятия физической культурой, спортом, обустройства раздевалок, мест хранения спортивного инвентаря, в том числе с подключением к сетям электроснабжения, водопровода, канализации, теплоснабжения и заглублением до 0,5 м., без устройства фундамента». Возведение данного объекта производиться в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012  636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством». В соответствии с п. 5.23 Постановления 636-ПП ОСН данного вида должен удовлетворять следующим требованиям: возводиться с заглублением  до 0,5 м без устройства фундамента; являться некапитальным объектом, предназначенным для обеспечения занятия физической культурой, спортом, обустройства раздевалок, мест хранения спортивного инвентаря. Согласованная концепция Москомспортом (письмо исх  05-10-2938/20-2 от 17.11.2020) не соответствует вышеуказанным требованиям постановления 636ПП, а именно: в соответствии с пояснительной запиской, согласованной Москомспортом концепцией предусматривает возведение некапитального объекта, который будет установлен на фундамент  «монолитная плита». Для возведения этого фундамента инвестором  ООО «Логистические Технологии» был вырыт котлован, значительно превысивший допустимые 0,5 метра без оформления разрешительной документации в установленном порядке. Истцы полагают, что указанные обстоятельства нарушают их права на благоприятную окружающую среду. Кроме того, на вышеуказанном земельном участке исторически располагались бесплатные спортивные площадки, являющиеся частью инфраструктуры г.Москвы. На основании оспариваемого распоряжения, принадлежащие г.Москве спортивные объекты уничтожены, при этом до их ликвидации никаких равноценных объектов не создано.

Представитель истцов в судебном заседании заявленные требования подержал.

Представитель административного ответчика Москомспорт, являющийся также представителем третьего лица ГБУ «МосСпортОбъект», в судебном заседании заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения по доводам письменных возражений.

Представитель административного ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды (далее  ДПиООС) в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения по доводам письменных возражений.

Представитель третьего лица ООО «Логистические Технологии» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска по делу не установлено.

Из материалов дела следует, что Распоряжением ДГИ г. Москвы от 16.11.2020  38758 «О предоставлении ГБУ «МосСпортОбъект» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, вл. 2», ГБУ «МосСпортОбъект» было предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование, в том числе, земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером*** , расположенный по адресу: г*** общей площадью 11114 кв. м.

        Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года  636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов».

        В соответствии с п. 5 приложения 1 к постановлению 636-ПП на территории города Москвы за счет внебюджетных источников могут размещаться, в том числе объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, предназначенные для обеспечения занятия физической культурой, спортом, обустройства раздевалок, мест хранения спортивного инвентаря, в том числе с подключением к сетям электроснабжения, водопровода, канализации, теплоснабжения и заглублением до 0,5 м, без устройства фундаментов.

        Распоряжением Москомспорта от 11 декабря 2019 года  409 «Об отдельных вопросах размещения некапитальных объектов», был утвержден Порядок разработки и согласования схемы размещения объектов, а также виды и требования к объектам, не являющимся объектами капитального строительства, предназначенным для обеспечения занятий физической культурой, спортом, обустройства раздевалок, мест хранения спортивного инвентаря.

В соответствии с разделом III приложения 1 к постановлению  636-ПП места размещения некапитальных объектов определяются Отраслевой схемой размещения некапитальных объектов, утвержденной распоряжением Москомспорта от 11 декабря 2019 года  409.

Распоряжением Москомспорта от 05.03.2020 года 68 внесены изменения в распоряжение Департамента спорта г.Москвы от 11.12.2019 года 409, в целях развития спортивной инфраструктуры в городе Москве земельный участок по адресу: **** кадастровый номер *** , включен в Отраслевую схему.

Не соглашаясь с вышеуказанным распоряжением от 05.03.2020 года истцы указывают, что оно принято с нарушением ФЗ 329-ФЗ, а также Правилами землепользования и застройки г.Москвы, поскольку возведение крытого ОСН противоречит разрешенному виду использования земельного участка.

Вместе с тем, с данным доводом суд не может согласиться на основании следующего.

Согласно представленной выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером***, установлены виды разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.1.4.

В части 4 ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами.

Как определено в п. 9 ст. 1 ГсК РФ, градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Понятие территориального планирования определено в п. 2 указанной статьи: планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы.

Согласно пункту 3.3.2 Правил землепользования и застройки во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс «Ф») в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом, как следует из пункта 3.3.4 Правил землепользования и застройки, к числу вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 данных Правил, относятся перечисленные в пункте виды разрешенного использования (в том числе и 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4), если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно Перечню видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (таблица 1 Правил землепользования и застройки) вид разрешенного использования с кодом 5.1.3 предусмотрен для устройства площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины и т.п., трассы и спортивные стрельбища), в том числе водными видами спорта (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря).

Кроме того, в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования под кодом 5.1.2 предусмотрено размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-центров.

Таким образом, размещение некапитального объекта спортивного назначения соответствуют назначению и разрешенному использованию земельного участка.

        Доводы истцов о том, что в нарушение п.3 ст.23 Закона г.Москвы 27, ликвидированы принадлежащие городу спортивные объекты, при этом никаких равноценных объектов создано не было также отклоняются судом на основании следующего.

В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к объектам спорта относятся объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Согласно пункту 19 статьи 2 Закона спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

Согласно пункту 22 статьи 2 Закона спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.

Как следует из части 1 статьи 37.1 Закона 329-ФЗ, в отношении объектов спора, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, ведется Всероссийский реестр объектов спорта.

В силу части 2 статьи 37.1 Закона 329-ФЗ Всероссийский реестр объектов спорта содержит перечень объектов спорта с указанием следующих сведений о них: 1) полное наименование объекта спорта; 2) адрес (место нахождения) объекта спорта; 3) сведения о лице, в собственности которого находится объект спорта; 4) год и месяц ввода в эксплуатацию, окончания реконструкции, капитального ремонта объекта спорта; 5) функциональное назначение объекта спорта и возможность использования его подтрибунного пространства; 6) единовременная пропускная способность объекта спорта; 7) площадь земельного участка, на котором расположен объект спорта (в гектарах); 8) наличие или отсутствие сооружений для размещения, обслуживания зрителей, в том числе отдельно стоящих сооружений (балконы, скамьи, трибуны с указанием количества рядов, мест для сидения); 9) соответствие объектов спорта требованиям безопасности при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 37 и иных статей Закона 329-ФЗ следует, что к объектам спорта предъявляются особые требования.

Истцами, в нарушение ст.62 КАС РФ, не представлены доказательства,  которые позволяли бы рассматривать ликвидированные объекты как объекты спорта, отнести их к соответствующим объектам недвижимого имущества, комплексам недвижимого имущества, спортивным сооружениям, сделать вывод о том, что они предназначены именно для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.

В свою очередь, проведение на заявленных  футбольном поле и хоккейной коробке соревнований городского, окружного или районного масштаба не указывают на то обстоятельство, что названные объекты включены как объекты спорта во Всероссийский реестр объектов спорта либо подлежали включению в такой Реестр и могли быть использованы для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий.

30.06.2020 года по результатам проведенного открытого аукциона ГБУ «МоСпортОбъект» с победителем ООО «Логистические технологии» был заключен договор на размещение некапитального объекта.

17.11.2020 года Москомспортом согласован дизайн внешнего вида, архитектурные и конструктивные решения некапитального объекта спортивного назначения, планируемого к размещению в границах земельного участка по адресу: ****

При этом доводы истцов о том, что возводимый фактически объект не соответствует требованиям Постановления 636-ПП, экспертизы на несоответствие ОСН признакам некапитальности не проводилось, контроль и надзор со стороны уполномоченных органов за проведением земляных работ по возведению ОСН не осуществляется, основанием для признания оспариваемого распоряжения Москомспорта от 05.03.2020 года 68, решения о согласовании дизайна внешнего вида объекта от 17.11.2020 года также быть не могут, поскольку являются голословными и допустимыми доказательствами не подтверждены. Более того, ответственность за отклонение от согласованного проекта не может быть возложена на государственный орган.

Также установлено, что 28.07.2021 года ООО «Логистические технологии» Департаментом природопользования и охраны окружающей среды  г.Москвы выдан порубочный билет 1955506-21, в соответствии с которым разрешено вырубить 56 шт деревьев, 150 шт. кустарников, уничтожение газонов (травяного покрова)  515 кв.м. Срок действия порубочного билета 2 года.

Согласно Закону г. Москвы от 05.05.1999 17 «О защите зеленых насаждений», вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы.

Постановлением Правительства г. Москвы от 26.05.2016 г. 290-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, внесении изменений в правовые акты г. Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) г. Москвы» утвержден порядок получение порубочных билетов.

Этим же постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Оформление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории объектов, для размещения которых требуется разрешения на строительство, и закрытие порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений для объектов, не подлежащих государственному строительному надзору» в г. Москве.

п. 2.4.1 Административного регламента - в качестве заявителя на получения государственной услуги могут выступать: застройщики, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в случае проведения работ за счет бюджета - государственный заказчик или лицо, с которым заключен государственный контракт или договор.

Доказательства нарушения Департаментом природопользования порядка оформления порубочного билета, равно как и нарушения прав истцов его выдачей, суду не представлено. Оснований для отмены порубочного билета, принимая во внимание, в том числе оплату ООО «Логистические технологии» компенсационной стоимости, суд не находит.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые решения и действия ответчиков,  совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемых актов соблюден, основания для совершения оспариваемых действий имелись, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом истцами не доказано, что оспариваемыми решениями и действия ответчиков нарушены их права  или возложены какие-либо обязанности.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административного искового заявления Степановой О.В., Шипиловой А.Н., Родионовой Ю.А, Савицкого И.В., Хрусталевой И.Е., Свайкиной К.А., Гороховой А.В., Гончарского А.А., Виноградова А. С., Нуштаева И.И., Башлачева Т.М., Ребровой А.С., Реброва Н.Г., Малюшиной С.Ю., Гончарского А.В., Смелянской Е.Р., Гершберг Е.И., Мосьпана А.В., Мосьпан А.В., Низамеевой Е.М., Низамеева  Л.Д, Крыль Н. В., Игнатьевой Н.С., Пупкявичене М.Г., Самсоновой А.А. к Департаменту спорта города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы о признании решений незаконными, отмене порубочного билета - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия  решения суда в окончательной форме.

 

Судья:                                          Шайхутдинова А.С.

 

 

 

Решение изготовлено в окончательной форме 09.11.2021 года

9

 

09.11.2021
Мотивированное решение
07.04.2022
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее