Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-1459

Именем Российской Федерации

18 августа 2016 года                         в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Башковой О.В.,

При секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании

при участии старшего помощника Кингисеппского городского прокурора <адрес> ФИО4, административного истца Васильева Р.А., представителя административного ответчика ФИО5,

административное дело по административному иску Васильева Романа Александровича к Территориальной избирательной комиссии Кингисеппского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Кингисеппского муниципального района об отказе в регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л:

Васильев Р.А. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Кингисеппского муниципального района об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, указав в исковом заявлении, что 23.07.2016 года он (Васильев Р.А.) уведомил Территориальную избирательную комиссию Кингисеппского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии <данные изъяты> о своем самовыдвижении на должность депутата Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> по <данные изъяты>, представив заявление и необходимые документы. В период с 24.06.2016 года по 26.07.2016 года им были собраны 13 подписей избирателей в поддержку его выдвижения как кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» по <данные изъяты> Васильева Р.А. 27.07.2016 года подписные листы были представлены им в Территориальную избирательную комиссию в количестве 7 листов с подписями 13 избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей в количестве 1 листа. 27.07.2016 года в 17 часов 05 минут Территориальной избирательной комиссией ему было выдано подтверждение о приеме подписных листов, и подтверждение получения документов, предоставленных для регистрации кандидата, а также извещение о дате, времени, месте проведения проверки подписей, представленных для регистрации кандидата. При получении подписных листов от кандидата Васильева Р.А. работник Территориальной избирательной комиссии <адрес> в устной форме отметил несоответствие представленных подписных листов установленной форме, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом.

В целях устранения допущенного нарушения типографским образом были изготовлены 2 экземпляра бланка протокола и 6 экземпляров бланков подписных листов, после чего были вновь собраны подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>»V созыва по многомандатному избирательному округу N 7.

29.07.2016 года Территориальная избирательная комиссия подготовила Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Васильева Р.А.,, в котором в качестве недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей были признаны все 13 подписей избирателей (100 % от общего числа).

В качестве правового основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными был назван п.п. «д» п. 6 статьи 38 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, на основании чего рабочей группой Территориальной избирательной комиссии <адрес> было предложено отказать в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов МО «<данные изъяты>» V созыва Васильеву Р.А.

30.07.2016 года им (Васильевым Р.А.) было направлено информационное письмо председателю Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО5, с приложением копий заполненных подписных листов в количестве 5 штук (14 подписей), копии протокола об итогах сбора подписей избирателей, копии договора б/н от 28.07.2016 года; копии счета <данные изъяты> от 28.07.2016 года, копии Акта <данные изъяты> от 29.07.2016 года, копии товарной накладной <данные изъяты> от 29.07.2016 года, копии платежного поручения <данные изъяты> от 28.07.2016 года, копии приходного кассового ордера <данные изъяты> от 28.07.2016 года.

02.08.2016 года в Территориальной избирательной комиссии состоялась проверка представленных истцом подписных листов. Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 02.08.2016 года <данные изъяты> ему (Васильеву Р.А.) было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании ч. 5 ст. 23, ч. 9,10 ст. 24 Закона Ленинградской области «О муниципальных выборах в Ленинградской области» от 15.03.2012 год N 20-оз; п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона и Итогового протокола проверки подписных листов кандидата.

Считая вышеуказанное решение безосновательным, Васильев Р.А.в исковом заявлении ссылается на то, что подписи, собранные в поддержку кандидата Васильева Р.А. и сданные в Территориальную избирательную комиссию <адрес> 27.07.2016 года, исходя из фактического смысла Федерального закона не могут быть отнесены к числу недостоверных, поскольку в избирательном законодательстве понятия «недостоверные подписи» и «недействительные подписи» имеют разный смысл; содержащаяся в Итоговом протоколе формулировка «количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей» не позволяет определить, признаны ли представленные подписи недостоверными или же их признали недействительными, при этом, нормы п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона не предполагают отнесение подписей избирателей к числу недостоверных только на том основании, что сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей внесены нерукописным способом или карандашом, кроме того, ссылается на неправомерность ссылок Территориальной избирательной комиссии при вынесении решения об отказе в регистрации кандидата на нормы ч. 5 ст. 23 Закона Ленинградской области «О муниципальных выборах в Ленинградской области» от 15.032012 года N 20-оз, и на то, что из содержания оспариваемого Постановления неясно, какие именно из оснований, предусмотренных пунктами 24 и 25 статьи 38 Федерального закона были использованы для мотивировки отказа в регистрации кандидата Васильева Р.А. (л.д.27-31).

В судебном заседании административный истец Васильев Р.А. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования административного истца не признал в полном объеме, просил исковое заявление оставить без удовлетворения, пояснил, что с 27.06.2016 года проводятся подготовительные действия к предстоящим 18.09.2016 года дополнительным выборам депутата в Совет депутатов муниципального образования <данные изъяты> пятого созыва по двухмандатному избирательному округу <данные изъяты> с применением схемы избирательных округов с возложением полномочий окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> по дополнительным выборам депутата Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» на Территориальную избирательную комиссию Кингисеппского муниципального района. 01.07.2016 года Постановлением Территориальной комиссии было принято постановление о количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>, при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «<адрес> муниципального района <адрес>», согласно которому по данному округу допускается количество подписей избирателей в поддержку кандидата, необходимое для регистрации кандидата – 10, количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом сверх необходимого для регистрации кандидата – 4; предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено- 14. Период с 27.06.2016 года по 31.07.2016 года – это период выдвижения кандидата, и до 03.08.2016 года - срок для решения вопросов о регистрации кандидатов. В установленные сроки в порядке самовыдвижения в кандидаты - 23.07.2016 года Васильев Р.А. обратился в Территориальную избирательную комиссию с заявлением о намерении баллотироваться в кандидаты, при этом представил все необходимые документы, а также подлинники подписных листов, содержащих 13 подписей избирателей в поддержку его кандидатуры. Подписные листы были приняты у Васильева Р.А., Васильеву Р.А. было выдано соответствующее Подтверждение. Непосредственно при принятии документов и впоследствии были обнаружены две причины несоответствия подписных листов требованиям действующего законодательства, одна из которых – то, что подписные листы были оплачены не за счет избирательного фонда, была озвучена кандидату устно, а вторая причина, которая явилась самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата и была изложена в письменной форме – это то, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом, а именно, внизу подписных листов данные о лице, осуществлявшем сбор подписей, которым являлся сам кандидат, и фамилия имя и отчество и другие данные кандидата указаны в печатном виде, такие недостатки являются основанием для отказа в регистрации кандидата, что установлено пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и нормами Областного закона о порядке проведения муниципальных выборов. Пояснила также, что, несмотря на то, что действующим законодательством запрещена замена неправильно оформленных подписных листов и принятие исправленных подписных листов избирательной комиссией, кандидат Васильев Р.А. исправил недостатки самостоятельно, и 30.07.2016 года представил в комиссию Информационное письмо и копии новых подписных листов, что также законом не предусмотрено, в связи с чем копии исправленных подписных листов избирательной комиссией не принимались и не рассматривались, о чем кандидату было сообщено письменно, а Итоговый протокол, Ведомость проверки подписных листов, а также Постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие основания для отказа в регистрации кандидата, оформлены по результатам только проверки первоначально представленных подписных листов, хотя у Васильева Р.А. имелась возможность забрать все представленные документы и подать их снова в соответствии с требованиями действующего законодательства, после получения на руки документов об отказе в регистрации кандидата Васильев Р.А. больше в Территориальную избирательную комиссию не обращался.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, считавшего, что поскольку требованиями действующего законодательства установлена определенная форма подписных листов, а также требования, предъявляемые к их подаче, а истец изначально предоставил документы с нарушениями действующего законодательства, при этом замена подписных листов действующим законодательством не предусмотрена, исковое заявление истца является необоснованным, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее – Закон N), Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона N 67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Согласно нормативным положениям п.п. 1, 3, 6 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, о чем данный кандидат извещается.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Согласно п. 8 ст. 37 указанной нормы Закона N 67-ФЗ, форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в Ленинградской области регулируется положениями Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 года N 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» (далее Закон N 20-оз)

Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 20 -оз, правоотношения при проведении выборов депутатов представительных органов, членов выборного органа местного самоуправления в Ленинградской области в части, не урегулированной настоящим областным законом, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Судом установлено, что 27.07.2016 года, в период подготовки к проведению дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «<адрес> муниципального района <адрес>» пятого созыва, с датой выборов – ДД.ММ.ГГГГ, Васильев Р.А. уведомил Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> о своем самовыдвижении в качестве кандидата на должность депутата Совета депутатов <данные изъяты> представив необходимые для регистрации кандидата документы (л.д.42-57).

Вместе с вышеуказанными документами Васильевым Р.А. в избирательную комиссию были представлены подписные листы, содержащие данные и подписи 13 избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Васильева Р.А., и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» (л.д.58-64,71).

27.07.2016 года в 17 часов 05 минут подписные листы были получены Территориальным избирательным округом, в подтверждение принятия подписных листов Васильеву Р.А. на руки были выданы подтверждения о получении указанных документов (л.д.68-69,70).

Одновременно с получением вышеуказанных Подтверждений Васильев Р.А. был под личную роспись извещен о месте и времени проведения проверки подписей, представленных им для регистрации кандидата в депутаты, которая должна была состояться в 16 часов 00 минут 29.07.2016 года (л.д. 67).

Из объяснений административного истца Васильева Р.А. следует, что при приеме подписных листов в устном порядке одним из сотрудников Территориальной избирательной комиссии ему (Васильеву Р.А.) было указано на то, что имеется несоответствие представленных подписных листов установленной форме.

Также, как следует из объяснений Васильева Р.А., после вышеуказанного устного замечания он предпринял меры, направленные на исправление допущенного нарушения, в связи с чем 28.07.2016 года заключил договор с ООО «<данные изъяты> об оказании услуг по подготовке и печати бланков подписных листов в количестве 6 экземпляров и протокола об итогах сбора подписей (л.д.84-85), которые были изготовлены 29.07.2016 года (л.д.87).

29.07.2016 года в присутствии Васильева Р.А. состоялась проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Васильева Р.А., по результатам которой установлено, что количество недостоверных и (или) недействительных подписей – 13, по ссылкой на п.п. «3» п. 6.4 статьи 38 указано основание (причина) признания подписи избирателя недостоверной и (или) недействительной – сведения, о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом или карандашом (л.д.73-74).

Одновременно с Итоговым протоколом избирательной комиссией была составлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Васильева Р.А., в которой указано аналогичное основание для признания подписи избирателя недостоверной и (или) недействительной, и с указанием на то, что 13 подписей признаны недействительными (л.д.75).

30.07.2016 года Васильев Р.А. обратился в Территориальную избирательную комиссию с информационным письмом, в котором информировал Территориальную избирательную комиссию о том, что им собраны подписные листы в количестве 5 штук с личными данными и подписями 14 человек, представив в качестве приложения копии подписных листов и копию протокола об итогах сбора подписей избирателей, указанные документы были приняты комиссией 30.07.2016 года (л.д.77-83).

По результатам рассмотрения представленного Васильевым Р.А. информационного письма Территориальная избирательная комиссия Постановлением <данные изъяты> постановила принять информацию, изложенную в информационном письме, к сведению, Васильеву Р.А. разъяснено со ссылками на часть 2 статьи 21 Областного закона «Ленинградской области от 15.03.2012 года N 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области», и Постановление территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> при проведении дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «<адрес> муниципального района <адрес>» пятого созыва», что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов – 10, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом для регистрации – 14, а также указано, что 27.07.2016 года от Васильева Р.А. получены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы (1 папка – 7 листов – 13 подписей), 29.07.2016 года рабочей группой Территориальной избирательной комиссии была осуществлена проверка вышеуказанных подписных листов. Представленные к информационному письму копии подписных листов не имеют правового значения и не могут быть рассмотрены при принятии решения о регистрации (отказе в регистрации) кандидата Васильева Р.А. Копия вышеуказанного Постановления получена Васильевым Р.А. 02.08.2016 года (л.д. 91,92-93).

Таким образом, из вышеуказанного Постановления следует, что представленные Васильевым Р.А. 30.07.2016 года как приложение к информационному письму копии исправленных подписных листов и протокола об итогах сбора подписей от 29.07.2016 года Территориальной избирательной комиссией приняты не были и их дополнительная проверка не проводилась.

Согласно п. 1.1 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Согласно п. 7 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Согласно п. 5 ст. 23 Закона N 20-оз, внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Соответствующая избирательная комиссия не вправе восполнять и(или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов, представляемых при регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.

Как следует из правового смысла вышеуказанных правовых норм, исправление недостатков, допущенных при оформлении подписных листов, после принятия подписных листов Территориальной избирательной комиссией на проверку, и в период проведения данной проверки, не допускается. Не предусмотрено законом и право кандидата после исправления недостатков направить в Территориальную избирательную комиссию информационное письмо и копии исправленных подписных листов.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона суд приходит к выводу о том, что действия Территориальной избирательной комиссии, не принявшей исправленные подписные листы от Васильева Р.А., соответствуют требованиям действующего законодательства.

В этой связи ссылки Васильева Р.А. на то, что поскольку заявителем, иными лицами или членами Территориальной избирательной комиссии <адрес> не вносились никакие исправления в подписные листы Васильева Р.А., после их принятия избирательной комиссией, в связи с чем ссылки Территориальной избирательной комиссии на ч. 5 ст. 23 Закона N 20-оз представляется неправомерным, суд считает необоснованными, поскольку исходя из обстоятельств рассматриваемого спора, после принятия 27.07.2016 года Территориальной избирательной комиссией подписных листов, содержащих нарушения, Васильев Р.В. представил в Территориальную избирательную комиссию исправленные подписные листы, что в силу требований вышеуказанной нормы закона являлось недопустимым и явилось дополнительным основанием для вывода об отказе в регистрации кандидата.

Согласно Постановлению Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов «<адрес> муниципального района <адрес>» пятого созыва Васильева Романа Александровича, выдвинутому в порядке самовыдвижения», по результатам проведенной проверки представленных Васильевым Р.А. подписных листов, Территориальная избирательная комиссия на основании части 9,10 статьи 24 Областного закона Т 20-оз, и п.п. «д» п. 24 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, постановила: отказать в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «<адрес> муниципального района <адрес>» пятого созыва по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> Васильеву Роману Александровичу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Одним из оснований, по которым истец не согласился с вынесенным решением, указано на то, что подписи, собранные в поддержку кандидата Васильева Р.А, и сданные в Территориальную избирательную комиссию 27.07.2016 года, исходя из фактического смысла Федерального закона не могут быть отнесены к числу недостоверных.

Указанные доводы суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 12 ст. 37 Закона N 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно п. 6.1 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно п.п. «д» п. 24 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Вывод о недостаточности количества достоверных подписей, явившийся основанием для отказа Васильеву Р.А.в регистрации в качестве кандидата, следует из Итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей от 29.07.2016 года, согласно которому установлено, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным способом или карандашом., при этом избирательной комиссией в качестве обоснования такого вывода применена норма п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Закона N 67-ФЗ.

Согласно п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 закона N 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Таким образом, как следует из совокупности вышеуказанных норм закона, одной из обязанностей кандидата по соблюдению формы оформления подписного листа является собственноручное указание данных о лице, осуществляющем сбор подписей, а именно: фамилии, имени и отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода выдавшего его органа, а в случае несоблюдения данного требования наступает последствие в виде признания недействительными всех подписей избирателей.

Из исследованных судом подлинников подписных листов следует, что в представленных Васильевым Р.А. в территориальную избирательную комиссию 27.07.2016 года подписных листах, сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, внесены нерукописным (печатным) способом, то есть не собственноручно, с нарушением требований п. 12 ст. 37 Закона N 67-ФЗ.

При таких обстоятельствах Территориальная избирательная комиссия правомерно признала 13 подписей избирателей недействительными, о чем указано в Ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения от 29.07.2016 года, указание в котором о признании подписей недостоверными либо недействительными предусмотрено требованиями п. 7 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, при этом, в силу п. 7 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, обязательное вручение указанного документа кандидату законом не предусмотрено и осуществляется только по его требованию.

Как установлено судом из объяснений Васильева Р.А., полученных в ходе судебного заседания, такого требования при вручении ему документов, связанных с отказом ему в регистрации в качестве кандидата, не заявлял.

Таким образом, Васильевым Р.А. не было представлено достоверных подписей избирателей, что повлекло за собой отсутствие возможности для его регистрации в качестве кандидата.

Поскольку Территориальной избирательной комиссией подписи избирателей были признаны недействительными, доводы Васильева Р.А. о том, что подписи, собранные в поддержку кандидата в депутаты Васильева Р.А., не могут быть отнесены к числу недостоверных, опровергаются исследованными доказательствами по делу.

Кроме того, согласно п. 6.1 ст. 38 Закона N 67-ФЗ, по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной, либо недостоверной и (или) недействительной.

Из буквального смысла вышеуказанной правовой нормы следует, что подпись избирателя может быть признана либо достоверной, либо недостоверной или недействительной. Поскольку подписи были признаны недействительными, что допускается законом, и установлено при рассмотрении дела, данное обстоятельство исключало признание их достоверными.

В этой связи доводы Васильева Р.А. о том, что в избирательном законодательстве России понятия «недостоверные подписи» и «недействительные подписи» имеют существенно разный смысл, не могут быть признаны обоснованными, поскольку оба этих условия в силу п. 1 ст. 38 Закона N 67-ФЗ независимо от того, признаются подписи недействительными либо недостоверными, свидетельствуют об отсутствии необходимого количества достоверных подписей, на основании которых может быть осуществлена регистрация кандидата.

На данное обстоятельство обращено внимание в п. 2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.

Поскольку одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации данного кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), ссылки Территориальной избирательной комиссии на указанную норму закона являются правомерными.

Необоснованными считает суд и ссылки Васильева Р.А. на неясность оснований, указанных административным ответчиком, в качестве отказа в регистрации кандидата, поскольку в оспариваемом Постановлении Территориальной избирательной комиссией ясно изложена ссылка на подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

При этом, согласно п.п. 9, 10 ст. 24 Закона N 20-оз, кандидату, муниципальному списку кандидатов может быть отказано в регистрации по основаниям, предусмотренным пунктами 24 и 25 статьи 38 Федерального закона.

Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, муниципальный список кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

Ссылка в оспариваемом Постановлении N 19/93 Территориальной избирательной комиссии на п.п. 9, 10 ст. 24 Закона N 67-ФЗ не может являться основанием для отмены решения Территориальной избирательной комиссии, поскольку данные нормы закона определяют только полномочия Территориальной избирательной комиссии по совершению действий, связанных с рассмотрением вопроса об отказе в регистрации кандидата, изложены в оспариваемом Постановлении N 19/93 как разъяснение, что Территориальная избирательная комиссия предоставляет отказ в силу соответствующих полномочий и не являются основанием для отказа в регистрации кандидата.

Таким образом, проанализировав фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. ст. 59-61 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Территориальной избирательной комиссией не было допущено нарушений требований действующего избирательного законодательства, которые могли бы повлечь отмену решения Территориальной комиссии об отказе в регистрации Васильева Р.А. в качестве кандидата в депутаты, в связи с чем суд считает возможным отказать в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1459/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Р. А.
Кингисеппский городской прокурор
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Кингисеппского муниципального района
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Башкова Оксана Вячеславовна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
11.08.2016Регистрация административного искового заявления
12.08.2016Передача материалов судье
12.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2016Судебное заседание
18.08.2016Судебное заседание
19.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2016Дело оформлено
18.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее