Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск *** года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Безруковой О.П.,
с участием: истца Еньшина И.В. и его представителя Еньшина В.И.,
представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области - Лой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Еньшина Ильи Васильевича к Администрации г. Благовещенска об оспаривании постановления и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Еньшин И.В. обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать постановление Администрации г. Благовещенска от *** года *** незаконным; а также обязать Администрацию г. Благовещенска признать Еньшина И.В. нуждающимся в жилом помещении.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от *** года, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились представители ответчика Администрации г. Благовещенска и третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Амурской области, не представивших сведений о причинах неявки представителей и доказательств уважительности этих причин, а также представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие. При таких обстоятельствах и на основании правил ч. ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, а в судебном разбирательстве истцом и его представителем суду даны устные пояснения об обстоятельствах того, что истец Еньшин И.В., являющийся участником Великой Отечественной войны, и в этой связи имеющий право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обратился в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***. При этом истец проживает в квартире принадлежащей его сыну - В.И., площадь которой составляет 101,6 кв. метров, в которой помимо него проживают его супруга, сын с супругой, внук с супругой и внучка, всего 7 человек. Иного жилья в собственности либо на условиях социального найма истец не имеет.
Постановлением Администрации г. Благовещенска *** от *** года Еньшину И.В. было отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении. Данное постановление истец считает незаконным. В связи с изложенным, учитывая состояние своего здоровья, заявитель полагает себя подлежащим признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного истец и его представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали. Дополнительно суду пояснили, что квартира *** по *** г. Благовещенска была приобретена невесткой истца за счет денежных средств ее матери, которая вселилась в данную квартиру после переезда из Алтайского края. После смерти матери невестки, данную квартиру пришлось продать, а денежные средства возвратить.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области по доверенности Лой Д.К. не возражала против удовлетворения иска Еньшина И.В..
Согласно доводам письменного отзыва от *** года, представитель ответчика Администрации г. Благовещенска по доверенности ФИО6 полагает иск Еньшина И.В. не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений указано, что в соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, при принятии решений о снятии, постановке и отказе в постановке гражданам на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органы местного самоуправления обязаны руководствоваться также и положениями Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области». Положениями ч. 3 ст. 6 данного Закона *** определено, что при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной: найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет.
*** года Еньшиным И.В. на имя мэра г. Благовещенска было подано заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы». К заявлению Еньшиным И.В. был представлен пакет документов, из которого следовало, что заявитель зарегистрирован и проживает по ***, с составом семьи 7 человек. Общая площадь данной квартиры составляет 101,6 кв. метров, соответственно на каждого члена семьи приходится 14,51 кв. метров, что выше учетной нормы, установленной постановлением мэра г. Благовещенска от *** года ***. также из представленных истцом документов следует, что *** года ФИО1, являющейся невесткой истца, была продана квартира *** по *** г. Благовещенска, общей площадью 54 кв. метров, которая принадлежала ей на основании договора долевого участи в строительстве от *** года.
Как следует из положений ст. 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 того же Закона, при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет и учитывая тот факт, что с момента отчуждения невесткой заявителя принадлежавшего ей жилого помещения не прошел установленный законом пяти летний срок, постольку в силу ст. 54 ЖК РФ и п. 9 ст. 10 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» законных оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении не имелось.
Из отзыва на исковое заявление Еньшина И.В., поступившего в адрес суда от представителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска следует, что с заявленными истцом требованиями она не согласна. В обоснование такой позиции приведены доводы тождественные доводам, изложенным в отзыве представителя Администрации г. Благовещенска.
Выслушав пояснения истца и его представителя, а также представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***, на основании Федерального закона от *** года *** «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) и Указа Президента Российской Федерации от *** года *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее -Указ ***), была утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» (далее - Программа).
Согласно преамбуле и пункту 1 Указа ***, Президент Российской Федерации, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановил считать необходимым завершить до *** года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до *** года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах».
*** года Президентом Российской Федерации был издан вступающий в силу со дня его подписания Указ *** «О внесении изменений в Указ Президента РФ от *** года *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым из пункта 1 Указа *** были исключены слова «до *** года» и «вставших на учет до *** года».
Данное положение Указа *** получило свое отражение в подразделе 2.2 «Описание проблемы» упомянутой Программы. Согласно разделу IV Программы, мероприятия программы охватывают трехгодичный период, в котором предусмотрено улучшение жилищных условий участников программы, в том числе путем предоставления социальной выплаты участникам программы на улучшение жилищных условий, предоставления доплаты к социальной выплате на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Раздел V «Механизм реализации программы» указанной Программы определяет, что предоставление социальных выплат участникам программы на улучшение жилищных условий, а также доплат к социальным выплатам на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах», осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства области.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона о ветеранах в редакции Федерального закона от *** года ***, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для категорий граждан, в числе прочих - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Часть 1 статьи 23.2 указанного Закона в той же редакции закрепляет, что полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ. В силу части 6 той же статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для определения возможности предоставления указанной меры социальной поддержки необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту субъекта РФ, на территории которого у члена семьи ветерана Великой Отечественной войны имеется намерение состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По мнению суда, при таких обстоятельствах для разрешения вопроса о нуждаемости в жилом помещении претендента на участие в долгосрочной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***, следует обратиться к Закону Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон ***).
В силу ст. 6 Закона *** и согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет (часть 3 стать 6).
Частью 5 статьи 7 Закона *** для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Бессрочным и действующим на всей территории Российской Федерации удостоверением серии *** на имя Еньшина И.В. подтверждается право истца на получение льгот и мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
*** года Еньшиным И.В. было подано на имя мэра г. Благовещенска заявление о признании его нуждающейся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** года».
Из дела следует, что отказ в признании Еньшина И.В. нуждающимся в жилом помещении с целью участия в указанной Программе оформлен Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** года, изданным на основании ст. 54 ЖК РФ, Федерального закона от *** года *** «О ветеранах», п. 9 ст. 0 Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области», протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от *** года ***. Из текста протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска от *** года *** следует, что отказ был совершен ввиду превышения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого из членов семьи истца, размеру учетной нормы установленной в размере 14 кв. метров, а также ввиду отчуждения невесткой истца - ФИО1 путем заключения договора купли-продажи от *** года, принадлежавшей ей квартиры *** по *** г. Благовещенска, общей площадью 54 кв. метров, в пределах предусмотренного Законом *** пятилетнего срока.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. (подп. 2 и 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от *** года *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В силу презумпции разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений бремя обратного доказывания лежит на стороне утверждающей о злоупотреблении правом.
Как следует из буквального толкования ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, данная норма предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, однако содержание понятия «намеренные действия» не раскрывает. По мнению суда, положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Так, если лицо, которое с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершило действия, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Закон Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» фактически дублирует положения ЖК РФ в части обоснования отказа в постановке на учет (п. 9 ст. 10) и также определяет, что решение об отказе должно содержать основание такого отказа (п. 10 ст. 10).
Как видно из представленных суду письменных доказательств, к заявлению от *** года Еньшиным И.В. был приложен пакет документов, согласно которым по договору купли-продажи от *** года, совместно проживающая с ним невестка ФИО1 продала, принадлежавшую ей квартиру ***, расположенную в доме *** по ***, площадь которой составляла 54 кв. метров.
Из доводов истца и его представителя в ходе судебного разбирательства следует, что проданная невесткой истца квартира, была приобретена ей в 2001 года на денежные средства ее матери, которая переехала из Алтайского края и проживала в данной квартире до момента своей смерти. После ее смерти невестка была вынуждена продать данную квартиру, чтобы вернуть уплаченные за нее денежные средства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Закона ***, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены все необходимые для постановки на учет документы; представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении; не истек срок, предусмотренный частью 3 статьи 6 настоящего Закона.
По мнению суда, в рассматриваемом правоотношении не имеется оснований утверждать о том, что отчуждение совместно проживающей с истцом невесткой - ФИО1 квартиры *** по *** явилось следствием ее умышленных и недобросовестных действий, совершенных именно в намерении приобретения истцом права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Одновременно суд учитывает, что постановление Администрации г. Благовещенска об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не содержит обоснований, свидетельствующих о том, что именно в результате намеренных (умышленных) действий Еньшин И.В. ухудшил свои жилищные условия в целях постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Доказательств наличия признаков злоупотребления правом в действия истца или его невестки представителем ответчика суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** года *** следует, что зарегистрированными правами на какие-либо объекты недвижимости (жилые помещения) Еньшин И.В. не обладает.
Обстоятельства действительного проживания истца, а также членов его семьи - ФИО2, Еньшина В.И., ФИО1, ФИО3, ФИО0, ФИО4, на момент подачи Еньшиным И.В. *** года заявления на имя мэра г. Благовещенска в квартире *** по ***, общей площадью 101,6 кв. метров, принадлежащей его сыну Еньшину В.И. подтверждаются материалами дела. В этой связи на каждого из членов семьи истца на тот момент приходилось по 14,51 кв. метров общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы установленной частью 5 статьи 7 Закона ***.
Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о наличии достаточной совокупности необходимым правовых оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от *** года *** «О ветеранах».
При таких обстоятельствах суд находит заявленные Еньшиным И.В. требования законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Признавая незаконным Постановление Администрации г. Благовещенска *** от *** года об отказе в принятии Еньшина И.В. на учет нуждающихся в жилом помещении, суд в порядке устранения нарушенного права заявителя и согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ полагает необходимым обязать Администрацию г. Благовещенска признать Еньшина И.В. нуждающимся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** года *** «О ветеранах».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Еньшина Ильи Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г. Благовещенска от *** года ***.
Обязать Администрацию г. Благовещенска признать Еньшина Илью Васильевича нуждающимся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** года *** «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов