29 марта 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Ожева М.А.,
при секретаре Абидовой Б.А.,
с участием:
представителя заявителя - прокурора Иваненко М.П.,
заинтересованных лиц:
представителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея Казанова Б.Х.,
представителя Отдела МВД России по Майкопскому району Махош Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Майкопского района о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении её в доход государства,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, пояснив следующее.
<адрес> в ходе проведенной проверки установлено, что в Отделе МВД ФИО3 по <адрес> храниться изъятая из незаконного оборота алкогольная продукция.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов при въезде в <адрес> работниками ДПС ГИБДД МВД РА был остановлен автомобиль ВАЗ 21083 с государственным номером А 492 КВ 01 регион под управлением ФИО2, 1974г.р.
В ходе досмотра данного автомобиля работниками ДПС ГИБДД МВД РА в салоне были обнаружены 20 литров спиртосодержащей жидкости в 4 емкостях, которые изъяты из незаконного оборота протоколом осмотра места происшествия в присутствии понятых.
Согласно справке эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ жидкость, изъятая у гражданина ФИО2 не соответствует требованиям ГОСТа 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья", по физико-химическому показателю - крепость.
ФИО2 не являлся предпринимателем, не получил лицензию на право закупки, хранения и оптовой поставки этилового спирта, не имеет товарно-транспортных накладных и других документов на спирт, следовательно не может являться собственником имущества - спиртосодержащей жидкости, которым возможно владеть только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пояснений ФИО2 перевозимый спирт он получил в качестве оплаты за неофициальную трудовую деятельность.
В ходе доследственной проверки установлено, что изъятая алкогольная продукция не соответствует требованиям ГОСТа 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" и что стоимость продукции не превышает двухсоткратного размера оплаты труда, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела, за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ.
Вместе с тем, изъятая с места происшествия алкогольная продукция подлежит обращению в доход государства по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная продукция, в частности спирт этиловый из всех видов сырья признаются подакцизным товаром.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, акцизы относятся к федеральным налогам и сборам и зачисляются в соответствующий бюджет.
Статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", предусматривает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так, согласно ст. 25, ч. 1 ст. 26 названного закона изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области производства и оборота этилового спирта, запрещается: оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
В данном случае в бюджет Российской Федерации не поступают федеральные налоги и сборы.
Кроме того, следует иметь ввиду, что государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Следовательно, оборот этилового спирта, с нарушением установленных законом требований, причиняет действительный ущерб интересам Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты изъятые из оборота), либо допускаются по специальному разрешению, должны быть прямо указаны в законе.
Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 181 устанавливает, что алкогольная продукция признается подакцизным товаром и должна быть маркирована марками акцизного сбора.
Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих марок акцизного сбора и документов, не может находиться в обороте.
Статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Алкогольная продукция в количестве одной канистре емкостью 20 л не имеет марок акцизного сбора и документов. Следовательно, она не может находиться в собственности физического лица и подлежит обращению в доход государства либо уничтожению.
В соответствии со ст. 35 Конституции и ст. 226 ГК признание этилового спирта бесхозным возможно только в судебном порядке. Таким образом, до признания судом алкогольной продукции бесхозной, решение о передачи ее в собственность государства (Российский фонд федерального имущества) либо об уничтожении, Отдел МВД ФИО3 по <адрес> принять не может, поскольку полномочиями по утилизации изъятого имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> является специализированным государственным учреждением, основными задачами которого являются осуществление в установленном порядке реализации изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).
Согласно ст. 3 Федерального закона. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не могут находиться в обороте пищевые продукты (в том числе и алкогольная продукция) не имеющие удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов; документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензировании, между тем Отдел МВД ФИО3 по <адрес> такой лицензии не имеет.
Необходимость обращения прокурора в суд вызвана тем, что деятельность Отдел МВД ФИО3 по <адрес> по вынужденному хранению этилового спирта затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Кроме того, финансирование затрат органов внутренних дел, связанных с хранением изъятой алкогольной продукции на складе Отдела МВД ФИО3 по <адрес> осуществляется из средств федерального бюджета, хранение алкогольной продукции причиняет государству ущерб, чем также затрагиваются интересы Российской Федерации.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ и ст.ст. 129, 167,168, 213, 225,226 ГК РФ и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просит: признать этиловый спирт в размере 20 литров, изъятый у гражданина ФИО2 в четырех емкостях бесхозной вещью, передав его в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> для уничтожения.
Прокурор требование уточнил и просил передать бесхозную вещь в Росимущество по РА для дальнейшего распоряжения - переработки или уничтожения.
ФИО1 по <адрес> ФИО6 пояснил, что деятельность ФИО1 по <адрес> по вынужденному хранению этилового спирта затрагивает интересы РФ, т.к. финансирование ОВД осуществляется из средств федерального бюджета, хранение алкогольной продукции причиняет государству материальный ущерб, не возражал удовлетворить заявленное прокурором требование.
ФИО1 Росимущества по <адрес> ФИО7 в судебном заседании полагал требования прокурора подлежащим удовлетворению.
В обоснование требования прокурором представлены следующие доказательства: копия отказного материала № от ДД.ММ.ГГГГ по факту перевозки спиртосодержащей жидкости гражданином ФИО2
Суд, заслушав прокурора, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 213 Гражданского кодекса РФ, в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Исходя из ст. 129 Гражданского кодекса РФ, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, если они не изъяты из оборота.
В соответствии со ст. 181 Налогового кодекса РФ, спиртосодержащая продукция признается подакцизным товаром и должна быть маркирована марками акцизного сбора. Алкогольная продукция, не имеющая соответствующих акцизов, не может находиться в обороте.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. В силу ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, сделка, совершенная между ФИО2 и неизвестным лицом, в соответствии гражданским законодательством не соответствует требованиям закона и является ничтожной, в связи с чем, право собственности на спиртосодержащую жидкость у первого не возникло и последний не может быть признан собственником изъятого имущества.
Доводы прокурора полностью подтверждаются материалами дела. Нет какой-либо информации о собственнике имущества (алкогольной продукции) и не представляется возможным установить его отношение к ней, т.е. изъятая спиртосодержащая жидкость не имеет собственника.
Вещь является бесхозяйной и длительное время находится на хранении в ОВД по <адрес>. Финансирование затрат органов внутренних дел, связанных с хранением изъятой алкогольной продукции на складе ОВД по <адрес> осуществляется из средств федерального бюджета, хранение алкогольной продукции причиняет государству ущерб, чем также затрагиваются интересы Российской Федерации.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со ст. 226 Гражданского кодекса РФ, признание движимой вещи бесхозяйной возможно только в судебном порядке.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> является специализированным государственным учреждением, основными задачами которого являются осуществление в установленном порядке реализации изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).
Таким образом, до признания судом алкогольной продукции бесхозяйной, решение о передаче ее в собственность государства либо об уничтожении ОВД по <адрес> принять не может, поскольку полномочиями по утилизации изъятого имущества обладает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не могут находиться в обороте пищевые продукты (в том числе и алкогольная продукция) не имеющие удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов; документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно п. 3 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), «Государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения (далее именуются - уполномоченные органы), передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение».
Изложенное дает основание признать изъятую спиртосодержащую жидкость бесхозяйной, передать указанную продукцию на уничтожение или переработку Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 129, 225, 226 ГК РФ и ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
требования прокурора удовлетворить.
Признать этиловый спирт в размере 20 литров, изъятый у гражданина ФИО2 в четырех емкостях бесхозяйной вещью, передать ее в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> для уничтожения или переработки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья подпись
Копия верна: судья Ожев М.А.