№ 2-4540/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года |
г. Ростова-на-Дону |
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.,
при секретаре судебного заседания Шелковской А.А.,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области Лысенко Натальи Николаевны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ашкова С. Н. к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Ашков С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности в обоснование требований ссылаясь на то, что в результате получения травмы при исполнении обязанностей военной службы ему 30 сентября 2008 года установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону и далее последующими судебными актами с ответчика в его пользу с 01 мая 2012 года взыскана ежемесячно сумма возмещения вреда здоровью в размере 22302 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. В последующем Военный комиссариат Ростовской области в добровольном порядке осуществлял ежегодную индексацию сумм возмещения вреда здоровью, размер которой в настоящее время составляет 26063,96 руб. Однако с 01 января 2016 года Военный комиссариат Ростовской области перестал в добровольном порядке осуществлять ежегодную индексацию сумм в возмещение вреда здоровью.
В связи с тем, что ответчиком не производится индексация суммы возмещения вреда здоровью, по мнению истца, индексация данной суммы должна быть осуществлена в судебном порядке. Истец просит взыскать с ответчика в его пользу проиндексированную с 01 января 2016 года сумму возмещения вреда здоровью в размере 33314,72 руб., а также задолженность за период с 01 февраля 2016 года по 01 ноября 2021 года в размере 289262,96 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, к судебному заседанию предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, поэтому дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат» Ростовской области по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске истцу отказать, в обоснование позиции представила письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 20 октября 2010 года N 18-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м"), влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы.
Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к усмотрению федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.
Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки в случае признания их инвалидами вследствие военной травмы, законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предусмотрел в части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, вступившего в действие с 1 января 2012 года, для лиц, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (то есть в результате военной травмы), право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью, в размере, обусловленном группой инвалидности.
Согласно названной правовой норме при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей - инвалиду I группы; 2) 7000 рублей - инвалиду II группы; 3) 2800 рублей - инвалиду III группы.
По своей правовой природе установленная в части 3 статьи 13 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, она не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности.
При этом размеры установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ ежемесячных компенсаций, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ в связи с вступлением в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня его вступления в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено частями 9, 10 и 13 статьи 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.
Введенная частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ норма о праве инвалидов вследствие военной травмы на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение причиненного здоровью вреда в твердой денежной сумме в зависимости от установленной группы инвалидности является элементом данного публично-правового механизма.
При этом не исключается возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда при наличии оснований и условий для такого возмещения.
Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьей 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Статья 1084 ГК РФ предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П).
Из материалов дела следует, что травма истцом получена при исполнении обязанностей военной службы, ответчик непосредственным причинителем вреда здоровью истцу не является, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершал, доказательств его вины в причинении вреда здоровью истца суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, исходя из действующего правового регулирования, возмещение истцу вреда, причиненного его здоровью, должно осуществляться в рамках установленного публично-правового механизма на основании пункта 3 части 13 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ.
Поскольку истцу как инвалиду второй группы с причиной инвалидности "военная травма" выплата сумм в возмещение вреда здоровью производилась до вступления в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ и с 1 января 2013 года ежемесячно получаемая им сумма с учетом произведенной индексации составляла 22302,12 руб., что превышает установленный пунктом 3 части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ размер такой выплаты для инвалидов второй группы (7000 руб.), у суда не имеется законных оснований для удовлетворения требований истца об индексации ему ранее назначенных сумм возмещения вреда.
Доводы истца противоречат приведенным выше нормативным положениям Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ.
Решение суда о взыскании в пользу истца с ответчика суммы в возмещение вреда здоровью на основании главы 59 ГК РФ было принято ранее (01 февраля 2006 года), когда отсутствовал надлежащий правовой механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей военной службы.
Федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина в связи с исполнением им обязанностей военной службы, введено правовое регулирование этих отношений в Федеральном законе от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2012 года.
Положения названного Федерального закона действуют на будущее время, установление ими лицам, признанным инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (то есть в результате военной травмы), права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах.
Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории (инвалиды второй группы вследствие военной травмы), что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации).
В связи с изложенным выше и учитывая, что сумма возмещения вреда здоровью, выплачиваемая истцу составляет 26063,93 руб., превышает установленный размер денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью как инвалиду второй группы, суд и пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.