№2а-5463/17-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2017 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Панкратовой И. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску в силу предоставленных Федеральным законом №243-ФЗ с 01.01.2017 полномочий обратилась в суд с административным исковым заявлением к Панкратовой И. В. (далее – административный ответчик, страхователь) о взыскании обязательных платежей. Требования мотивированы тем, что административный ответчик до 02.10.2015 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальный предприниматель), которым не в полном объеме исполнена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы), в связи с чем образовалась задолженность, на которую за период с 17.10.2015 по 26.04.2016 начислены пени в соответствие со ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон). В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страховании с 01.01.2017, административный истец просит взыскать:
– 2174,31 руб. – недоимку по страховым взносам за 2015г. (% от дохода) на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии;
– 325,61 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии;
– 42,23 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Кроме того, истец на основании ч.2 ст. 286 КАС РФ просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу искового заявления.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить, срок на подачу иска восстановить.
Административный ответчик Панкратова И.В. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске (межрайонное), являясь территориальным органом ПФ РФ в силу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» осуществляло контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС.
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административный ответчик осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по 02.10.2015.
Административный ответчик по состоянию на 26.04.2016 имел задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть пенсии, исчисленные исходя из дохода за 2015г. (1%), в связи с чем 26.04.2016 года административный истец в адрес страхователя направил соответствующее требование, согласно которому по состоянию на указанную дату административный ответчик в срок до 17.05.2016 был обязан уплатить недоимку и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; недоимку и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское страхование.
Ввиду отсутствия сведений об исполнении обязанности, вытекающей из вышеуказанного требования, ГУ УПФ России в г.Петрозаводске РК (межрайонное) обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №7 г. Петрозаводска. 19.08.2016 мировым судьей судебного участка № 1 г. Петрозаводска, временно исполнявшим обязанности мирового судьи судебного участка № 7 г. Петрозаводска, был вынесен судебный приказ, который был отменен 12.10.2016 на основании заявления административного ответчика.
Административный истец обратился с настоящим иском в Петрозаводский городской суд только 10 июля 2017г., хотя, с учетом совокупности предоставленных сроков, административный истец должен был обратиться за взысканием испрашиваемых сумм не позднее 12 апреля 2017 года.
В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, в связи с чем, взыскание недоимки является неправомерным.
Ходатайство Инспекции о восстановлении срока на обращение в суд, также удовлетворению не подлежит ввиду отсутствия законных оснований. Указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными. Суд полагает, что истец имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок.
Таким образом, в удовлетворении иска о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, следует отказать, в связи с истечением установленного срока их взыскания и отказа судом в восстановлении пропущенного срока.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 286, 289, 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Панкратовой И. В. о взыскании обязательных платежей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2017