УИД: 77RS0031-02-2023-013872-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2023 года Хорошевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи В.Л. Вингерт, при секретаре А.Ю. Григорчук, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8810/2023 по иску Аношиной И.Ю. к Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о признании действий противоправными, возложении обязанности, взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Аношина И.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о признании действий противоправными, возложении обязанности, взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец ссылается, что Аношина И.Ю. с марта 1999 года замещала должности в аппарате Государственной Думы Российской Федерации. 24.12.2020 с истцом заключен служебный контракт с замещением должности ведущего специалиста 3 разряда отдела координации и планирования Управления организационной работы Аппарата Государственной Думы Российской Федерации. За весь период работы в Аппарате ГД к работнику дисциплинарные взыскания не применялись, также истец является многодетной матерью. На ее иждивении находятся двое детей, а также осуществляется уход за престарелыми родителями-пенсионерами и не работающий супруг. На протяжении всего периода прохождения государственной службы в Аппарате ГД до момента до февраля 2021 года премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных заданий, входящие в оплату труда в соответствии со служебным контрактом и «Положением об оплате труда в Аппарате ГД и иных выплатах» № 410р-1 от 24 декабря 2008 г., осуществлялись в полном объеме. Однако за 2021, 2022, 2023 года истцу произвольно незаконно снижают премию, в то время как, за указанные периоды нареканий со стороны непосредственного руководства по выполнению поставленных задач и исполнению поручений она не имела. Замечаний по исполнению требований своего служебного контракта и Служебного распорядка Аппарата ГД также не имела. Считая свои права нарушенными истец обратилась с настоящим иском в суд, в котором просит признать незаконными действия ответчика, произвольно снижающего размер дополнительных выплат, взыскать с ответчика в пользу истца удержанные суммы заработной платы за период 2021-2023 года в размере 1 321 080,00 руб., взыскать компенсацию за задержку выплаты заработной платы по день фактического исполнения, компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 руб.
Истец Аношина И.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что премия, установленная локальными актами не является фиксированной, ссылаясь на письменные возражения.
Представитель 3-его лица в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом требования не обоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу абзацев 10, 15 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Судом установлено, а также следует из материалов гражданского дела, что Аношина И.Ю. с марта 1999 года замещала должности в аппарате государственной Думы Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы от 24.12.2020 №2-1652ЛС Аношина И.Ю. назначена на должность государственной гражданской службы ведущего специалиста 3 разряда отдела координации и планирования Управления организационной работы и общественных связей Аппарата Государственной Думы.
24.12.2020 с истцом заключен Служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рег. № 20-1285АН.
Аношиной И.Ю. установлен: должностной оклад в размере 6201,00 руб. в месяц; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 105 процентов должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 2,5 должностного оклада, сохранены ранее установленные размеры оклада за классный чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, премии за выполнение особо важных и сложных задач в соответствии с действующим положением в Аппарате Государственной Думы, другие выплаты.
Истец ссылается на то, что на протяжении 2021,2022,2023 года работодателем незаконно удерживается премия из заработной платы, входящая в оплату труда работника.
Пунктом 9 служебного контракта предусмотрено, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются в соответствии с действующим положением в Аппарате Государственной Думы.
Пунктами 1.3 и 7.4 Положения об оплате труда 2008 и пунктами 1.3 и 7.4 Положения об оплате труда 2021 предусмотрены в качестве дополнительных выплат премии за выполнение особо важных и сложных заданий по обеспечению деятельности Государственной Думы, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (л.д. 35-53; 54-76).
Согласно пункту 7.5 Положения об оплате труда 2021 под особо важными и сложными заданиями понимается осуществление правового, организационного, документационного, аналитического, информационного, финансового, кадрового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности депутатов Государственной Думы, фракций в Государственной Думе, Совета Государственной Думы, комитетов (комиссии) Государственной Думы, Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы.
Пункт 7.6 Положения об оплате труда 2008 года предусматривает, что размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий носит дифференцированный характер и зависит от личного вклада гражданского служащего Аппарата Государственной Думы в выполнение особо важных и сложных заданий при решении задач, стоящих перед соответствующим структурным подразделением Аппарата Государственной Думы, по обеспечению деятельности Государственной Думы.
Пункт 7.7. Положения об оплате труда 2021 года предусматривает, что размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий зависит от личного вклада гражданского служащего аппарата Государственной Думы в выполнение особо важных и сложных заданий при решении задач, стоящих перед соответствующим структурным подразделением Аппарата Государственной Думы по обеспечению деятельности Государственной Думы и носит дифференированный характер.
Как следует из пункта 7.10 Положения об оплате труда 2008 и 7.10 Положения об оплате труда 2021 года руководитель структурного подразделения Аппарата Государственной Думы в пределах выделенного фонда премирования гражданских служащих структурного подразделения Аппарата Государственной Думы готовит предложения по установлению гражданским служащим структурного подразделения размеров премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
Пункт 7.12 Положения об оплате труда 2008 и определяет, что при внесении предложений по определению размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий руководитель структурного подразделения Аппарата Государственной Думы учитывает: личный вклад гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий при решении задач, стоящих перед соответствующим структурным подразделением Аппарата Государственной Думы, по обеспечению деятельности Государственной Думы; исполнение гражданским служащим должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; уровень исполнительской дисциплины гражданского служащего; качество работы гражданского служащего с документами и выполнение им поручений руководителя структурного подразделения Аппарата Государственной Думы; степень ответственности гражданского служащего за исполнение служебных обязанностей; соблюдение гражданским служащим Служебного распорядка.
Согласно пункту 7.13 Положения об оплате труда 2008 исходя из требований пункта 7.12 Положения об оплате труда 2021 по предложению руководителя структурного подразделения Аппарата Государственной Думы премия за выполнение особо важных и сложных заданий гражданскому служащему Аппарата Государственной Думы может не выплачиваться.
Согласно пункту 7.1 Положения об оплате труда 2008 размер фонда премирования определяется с учетом сложившейся экономии по фонду оплаты труда гражданских служащих.
Как следует из пункта 11.4 Положения об оплате труда 2008 единовременные поощрения в связи с персональными юбилейными датами (по достижении возраста 50, 55, 60, 65 и 70 лет) гражданским служащим, как правило, в размере оклада денежного содержания могут выплачиваться по решению Представителя нанимателя на основании представления руководителя соответствующего структурного подразделения Аппарата Государственной Думы. Представитель нанимателя вправе определить иной размер указанного поощрения Аппарата Государственной Думы.
Из представленных суду сторонами документов следует, что выплата премии и определение ее размера для каждого из работников является исключительной прерогативой работодателя, данная премия не является гарантированной систематической выплатой, не входит в число обязательных выплат и ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя. Основными критериями при решении вопроса о выплате премии и определении ее размера для гражданских служащих являются результаты выполнения ими особо важных и сложных заданий. При этом периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.
Ни законодательством о государственной гражданской службе, ни трудовым законодательством, ни служебным контрактом, ни локальными нормативными актами производство поощрительных выплат не определено как прямая обязанность нанимателя, который дает оценку труду государственного гражданского служащего.
В соответствии с принятой в 2021 году системой оплаты наниматель вправе, но безусловно не обязан начислять государственному гражданскому служащему премии, что снимает с него обязательства по их выплате.
Определение условий выплаты и размера премий является прерогативой нанимателя; сама премия не является гарантированной частью денежного вознаграждения, ее невыплата не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за службу.
Исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 21, 22, 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением об оплате труда в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выплатах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании действий противоправными и взыскании денежных средств, поскольку нарушение трудовых прав истца судом не установлено.
Также суд обращает внимание, что согласно справкам о доходах истца, истцу систематически выплачивалась материальная помощь, премии, иные выплаты, входящие в систему оплаты труда.
Несогласие истца с размером премии является субъективным мнением работника и не может являться основанием для удовлетворения исковых требований.
Требования о взыскании процентов за задержку выплат (ст. 236 ТК РФ) и компенсации морального вреда носят производный характер и также подлежат отклонению.
Доводы истца о неправомерности действий работодателя своего подтверждения в рамках рассмотрения дела не нашли и не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований.
В силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Истцом срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, однако при установлении всех вышеизложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется и в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аношиной И.Ю. к Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о признании действий противоправными, возложении обязанности, взыскании денежных средств, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Хорошевский районный суд города Москвы.
Мотивированное решение суда ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░