Дело № 5-7/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 сентября 2016 года с. Байкит
Судья Байкитского районного суда Красноярского края Навгинова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Государственного предприятия Красноярского края «КрасАвиа» (далее- ГП КК «КрасАвиа», Предприятие),
у с т а н о в и л:
Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ГП КК «КрасАвиа» законодательства о лицензировании, по результатам которой Енисейским транспортным прокурором ФИО2 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении в отношении юридического лица ГП КК «КрасАвиа» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и о направлении дела для рассмотрения в Байкитский районный суд Красноярского края.
Согласно постановлению транспортного прокурора на территории Эвенкийского муниципального района (Байкитская группа поселений) Байкитским филиалом № 2 ГП КК «КрасАвиа» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из наливного танкера – судна БРН-2004 бортовой № Е-1-0120 осуществлялась перекачка нефтепродуктов с помощью насосов, установленных на принадлежащем Предприятию понтоне рег.№ РЭД-01-68, в склад, расположенный на территории аэропорта «Байкит». Понтон установлен на причале Байкитского филиала № 2 Предприятия, расположенном в береговой зоне р. Подкаменная Тунгуска. ГП КК «КрасАвиа» имеет лицензию на осуществление в Байкитском филиале № 2 деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-66-001294 от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с приложением к лицензии у Предприятия имеется право на хранение воспламеняющихся веществ, а также транспортирование веществ указанной категории. Лицензия на осуществление ГП КК «КрасАвиа» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, отсутствует. Статьей 5 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 28 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 утверждено Положение «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах». Пункт 3 Положения в погрузочно-разгрузочную деятельность на внутреннем водном транспорте включает работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу. Работы по перекачке нефтепродуктов из наливного танкера на склад ГСМ, расположенный на территории аэропорта, выполненные Байкитским филиалом № 2 ГП КК «КрасАвиа» включены в определение погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте, следовательно, подлежат лицензированию. Предприятие является юридическим лицом и обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. Действия ГП КК «КрасАвиа» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения дела нет обращался.
Представитель юридического лица в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых указал следующее. Согласно п.п.4 п. 4 Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности» на морском и внутреннем водном транспорте», утвержденного Постановлением Правительства № 193 от 06.03.2012, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, является наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 № 623. В силу пункта 5 Технического регламента к объектам регулирования относятся суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, к которым относится принадлежащий ГП КК «КрасАвиа» понтон РЭД 01-68 (судовой билет маломерного судна № ГП КК «КрасАвиа» не использует иные гидротехнические объекты и суда в своей производственной деятельности. Понтон выполняет функцию временного причального сооружения, для обеспечения безопасного причаливания (швартовки) судов-перевозчиков на изменяющейся береговой полосе реки при выгрузке груза. Считает, что у Предприятия отсутствуют правовые основания для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
Изучив доводы юридического лица, материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 5 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Положения настоящего Кодекса распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия: внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
Как следует из материалов дела, ГП КК «КрасАвиа» в период с ДД.ММ.ГГГГ по 07.06. 2016 года осуществляло раскачку нефтепродуктов с помощью насосов, установленных на принадлежащем Предприятию понтоне с регистрационным номером РЭД 01-68, из наливного танкера – судна БРН-2004, бортовой номер Е-1-0120, в склад ГСМ, расположенный на территории аэропорта.
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя Предприятия ФИО3, директора Байкитского филиала № 2 ФИО4, актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным помощником прокурора Эвенкийского района Красноярского края ФИО1, фотоснимками, приложенными к материалам дела.
Согласно Положению о филиале № 2 ГП КК «КрасАвиа» (п. 1.13) полную ответственность за деятельность филиала № 2 ГП КК «КрасАвиа» несет Предприятие.
ГП КК «КрасАвиа» зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц.
По сведениям Байкитского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю понтон, регистрационный номер РЭД 01-68 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> принадлежит Байкитскому филиалу № 2 «КрасАвиа».
Согласно лицензии № ВП-66-001294 (ЖН) от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрешена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов Государственным предприятием Красноярского края «КрасАвиа», в том числе на складе ГСМ по адресу: <адрес>. Срок действия лицензии: до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложению к лицензии Предприятию разрешено хранение и транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (далее- Положение), которое определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - погрузочно-разгрузочная деятельность).
Пункт 3 Положения в погрузочно-разгрузочную деятельность включает работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.
Таким образом, в судебном заседании факт осуществления погрузочно- разгрузочной деятельности опасных грузов Предприятием нашел свое подтверждение.
По изложенным основаниям доводы представителя Предприятия о том, что у ГП КК «КрасАвиа» отсутствуют правовые основания для получения лицензии на осуществлении е погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, считаю несостоятельными.
Так, Предприятие являлось грузополучателем нефтепродуктов, которые были доставлены на наливном танкере - БРН 2004, с бортовым номером Е-1-0120. Разгрузка (раскачка) нефтепродуктов осуществлялась именно ГП КК «КрасАвиа» в береговой зоне реки Подкаменная Тунгуска, через принадлежащий предприятию плавучий объект (понтон), то есть разгрузка осуществлялась с одного транспортного средства на транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно через склад Байкитского филиала № 2 Предприятия. Следовательно, правоотношения по осуществлению разгрузки нефтепродуктов Предприятием регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта, Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Согласно п.п. 4, 5 6 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить, кроме прочего, взрывобезопасность объектов регулирования.
К объектам регулирования относятся причалы и портовые причальные сооружения. Под причальным сооружением Технический регламент признает гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
Требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию объектов регулирования.
С учетом положений Технического регламента, Предприятие осуществляет эксплуатацию причального сооружения, являющееся объектом регулирования данного Регламента.
Согласно п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
С учетом изложенных обстоятельств, осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов подлежит обязательному лицензированию независимо от сроков и продолжительности осуществления данной деятельности.
Учитывая, что данную деятельность Предприятие осуществляет ежегодно, что свидетельствует о том, что у Предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, регулирующих осуществление указанной деятельности, но Предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Предприятие осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). В результате проведенной проверки деятельности Предприятия правомочным должностным лицом выявлены нарушения, составляющие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Таким образом, действия ГП КК «КрасАвиа» содержат состав административного правонарушения и подлежат правовой квалификации ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Санкция указанной части статьи предусматривает альтернативное наказание, в том числе предупреждение.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение данного юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Судом установлено, что погрузочно-разгрузочная деятельность осуществлялась юридическим лицом не на постоянной основе, а кратковременно, эта деятельность носила разовый характер.
Учитывая данные обстоятельства, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считаю возможным назначить юридическому лицу более мягкое административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, 30.3 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Государственное предприятие Красноярского края «КрасАвиа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток через Байкитский районный суд.
Судья В. В. Навгинова