Дело №2-1592/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2017 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.
при секретаре судебного заседания Трембач Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску И.о. прокурора Бахчисарайского района Охтинова П.П. в интересах Майданец А.А. к Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий, -
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Бахчисарайского района Охтинов П.П. в интересах Майданец А.А. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Администрации Бахчисарайского района о возложении обязанности предоставить Майданец А.А. благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное на территории Бахчисарайского района Республики Крым, общей площадью не менее 25 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что Майданец А.А. отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которая в силу норм действующего законодательства, в частности ЖК РФ, подлежит обеспечению жилым помещением. Однако до настоящего времени Майданец А.А. Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым жильем не обеспечена.
И.о. прокурора указывал, что Майданец А.А. обратиться самостоятельно в суд возможности не имеет, обратилась в прокуратуру Бахчисарайского района, в связи с чем, в порядке ст.45 ГПК РФ прокурором был подан соответствующий иск в интересах Майданец А.А..
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление И.о. прокурора Бахчисарайского района Охтинова П.П. в интересах Майданец А.А. к Администрации Бахчисарайского района Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий принято к производству судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым ФИО 2
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
По резолюции и.о. председателя Бахчисарайского районного суда Республики Крым ФИО 1, в связи с нахождением судьи ФИО 2 в отпуске, дело № по иску И.о. прокурора Бахчисарайского района Охтинова П.П. в интересах Майданец А.А. к Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий передано в производство судьи Готовкиной Т.С.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № принято к производству судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым Готовкиной Т.С.
В судебном заседании помощник прокурора Юрченко Т.А. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить последние.
Истец Майданец А.А. в судебное заседание не явилась. О дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик - Администрация Бахчисарайского района Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. О дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Ответчик Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения исковых требований возражают.
Ранее в суд поступили возражения относительно заявленных требований, согласно которым представитель ответчика Администрации Бахчисарайского района Республики Крым просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в силу норм действующего законодательства финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления полномочий в том числе по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Между Министерством и администрацией Бахчисарайского района заключены соглашения о предоставлении субвенции для проведения мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; в настоящее время проводится процедура закупок по приобретению жилых помещений, а также регистрации права собственности муниципального образования Бахчисарайский район на приобретаемые жилые помещения и включения их в специализированный жилищный фонд Бахчисарайского района для дальнейшего предоставления соответствующим категориям лиц.
Дополнительно средств субвенции из республиканского бюджета на 2017 год не выделялось, приобрести и предоставить Майданец А.А. благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма не предоставляется возможным.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее.
Майданец А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и включена в список лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Бахчисарайском районе Республике Крым (п.7 Списка) (л.д.16, 19).
Майданец А.А. до настоящего времени жильем не обеспечена, недвижимого имущества на праве собственности не имеет, что подтверждено материалами дела (л.д.20).
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3 ст.8 вышеуказанного закона).
В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регулируются Законом Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18.12.2014г. №46-ЗРК/2014.
В силу п.п.1, 2 ст.8 Закона №46-ЗРК/2014 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
В силу ст.9 Закона №46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С момента включения Майданец А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, у Администрации Бахчисарайского района Республики Крым возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Данная правовая позиция отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. №20-КГПР15-11.
Довод представителя ответчика о том, что финансирование осуществляется за счет субвенций республиканского бюджета, в 2017 году дополнительных средств не выделялось, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Следует отметить, что исходя из сути заявленных требований, солидарных обязанностей Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в данных возникших правовых отношениях не имеется, соответственно Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым не является надлежащим ответчиком по данному делу, однако поскольку прокурором исковых требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым не заявлялось, оснований к отказу в их удовлетворении не имеется.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Бахчисарайского района Охтинова П.П. в интересах Майданец А.А., удовлетворить.
Обязать Администрацию Бахчисарайского района предоставить Майданец А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное на территории Бахчисарайского района Республики Крым, общей площадью не менее 25 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.11.2017.
Судья: Т.С. Готовкина