Решение по делу № 2-99/2015 ~ М-72/2015 от 10.03.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Федеральный суд Кайтагского района Республики Дагестан в составе

председательствующего-судьи ФИО9

секретаря ФИО2,

с участием:

истца зам.прокурора <адрес> ФИО3,

ответчика и.о. главы МО «ФИО10» ФИО6,

соответчика администрации МО «<адрес>» в лице ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия по обустройству обеспечению безопасности, сохранности автомобильных дорог местного значения и обязании администрации МО «ФИО11» и МО «<адрес>» провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, включить их в реестр муниципального имущества, составить их перечень,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ФИО4 в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МО «ФИО12» о признании незаконным бездействия администрации в области дорожного строительства.

В обоснование иска указывается, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах, в том числе постановке на кадастровый учет и регистрации прав на автомобильные дороги и занятые ими земельные участки.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися под автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории МО «ФИО13» <адрес>.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 6 указанной статьи дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ч. 8 ст. 6 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из ст. 8 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются - органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.

Статьи 15, 17 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных законоположений автомобильные дороги, расположенные в МО «ФИО14» <адрес> юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог необщего пользования не составлены. Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс сельской администрации, в связи, с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.

При таких обстоятельствах не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит:

Обязать администрацию МО «ФИО15» <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:

- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;

- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ .    

- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Судебные расходы по настоящему делу возложить на ответчика.

Старший помощник прокурора ФИО5 поддержал иск и заявил, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в закон №131-ФЗ, которым полномочия в области дорожного хозяйства переданы из ведения МО поселений в МО районов, поэтому просит в качестве соответчика привлечь администрацию района. Поскольку в Уставе МО «ФИО16» сохранены пока полномочия по дорожному хозяйству просит оставить ответчиком и данное МО и удовлетворить иск прокурора.

И.о. главы администрации МО «ФИО17» ФИО6 согласился с требованиями прокурора, и показал, что до сих пор не определен перечень дорог местного значения, нет кадастрового их учета, нет названий улиц в селах МО, других необходимых дорожных знаков и т.д. У бюджета поселения нет таких возможностей, поэтому не приведены дороги местного значения в соответствии с требованиями законодательства. Он готов при наличии финансовых средств в ближайшее время выполнить все исковые требования прокурора по дорогам местного значения. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из ведения органов местного самоуправления исключены полномочия в области дорожного строительства и обеспечения безопасности на автомобильных дорогах и переданы в ведение МО районов. Он совместно с главами других администраций района ездил в Управление МЮ РФ по РД с внесенными изменениями в Устав для регистрации, но там отказали, сославшись на отсутствие аналогичного закона Республики Дагестан. Кроме того, до сих пор не произведено разграничение земель поселений, и эти земли остаются в собственности МО «<адрес>». Поэтому никакие работы, связанные с отводом земель под дороги или иные объекты, их кадастрового учета, решением других вопросов, связанных с землей, МО «СФИО18» не вправе. Считает, что исковые требования должны быть направлены к МО «<адрес>», а не к ним.

Представитель администрации МО «<адрес>» признал исковые требования, и показал, что действительно по внесенным изменениям в закон –ФЗ с января 2015 года полномочия по дорожному хозяйству переданы в ведение районов. Требования справедливы, подлежат удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Однако Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в ст.14 данного закона. Согласно этим изменениям и дополнениям к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Вопросы дорожного хозяйства этим законом изъяты из ведения поселений и с ДД.ММ.ГГГГ переданы МО районов, поэтому исковые требования должны быть направлены к МО «<адрес>».

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия содержания дорог в процессе эксплуатации установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги определяется в п. 12 ст. 3 указанного закона как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Непринятие ответчиком надлежащих мер в области содержания дорог местного значения, обеспечение безопасной их эксплуатации является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, создает дискомфорт жителям сельского поселения.

В Уставе МО «ФИО19» (ст.6 п.5 ) дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осталась не приведенной в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ до сих пор в связи с тем, что не принят в <адрес> аналогичный закон. По этой причине органы Минюста России не регистрируют изменения в Устав, вытекающие из названного Федерального закона.

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О судебной системе Российской Федерации". Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации., соответственно имеют большую юридическую силу по отношению к Уставу МО и законам Республики Дагестан, поэтому суд применяет при разрешении данного спора Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ, который отнес с ДД.ММ.ГГГГ полномочия в сфере дорожного хозяйства в ведение муниципальных районов, соответственно ответчиком должна быть администрация <адрес>, а не МО «ФИО22».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> ФИО4

Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» по содержанию обустройству автомобильных дорог местного значения.

Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «ФИО21»:

- провести кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, а также земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества;

- составить перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования местного значения, а также присвоить им идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ .    

- принять меры к разработке и утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Взыскать в доход бюджета РФ 6000 руб. госпошлины с администрации МО «<адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий А.А.Темирбеков

2-99/2015 ~ М-72/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абакаров П.Х.
Другие
Сулейманов Иманзагир Арсланханович
Рабаданов Магомедсаид Адуевич
Суд
Кайтагский районный суд Республики Дагестан
Судья
Темирбеков Али Алиевич
Дело на странице суда
kaitagskiy--dag.sudrf.ru
10.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2015Передача материалов судье
10.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2015Судебное заседание
14.04.2015Судебное заседание
14.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2015Дело оформлено
17.04.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее