Дело №2 - 4282/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Благовещенск 25 июня 2012 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Колмаковой Ю.О.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В., истца Потапова А.А., представителя администрации г. Благовещенска Арефьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в защиту прав и законных интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Потапов А. А. к администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор *** в защиту интересов Потапов А. А. обратился в суд с указанным иском к администрации ***. В обоснование указал, что *** в прокуратуру *** поступило заявление Потапов А. А., *** года рождения о нарушении администрацией *** его жилищных прав (как сироты) в связи с не предоставлением жилья. Потапов А. А. постоянного жилья не имеет, обучается в ГПЛ ***, остался без попечения родителей, *** решением Благовещенского городского суда от *** лишены родительских прав. Постановлением мэра *** от *** *** Потапов А. А. определен в детский дом для дальнейшего воспитания и содержания. В *** Потапов А. А. окончил школу-интернат *** в ***. Постановлением мэра *** от *** *** Потапов А. А. включен в списки на внеочередное предоставление жилья. В нарушении пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ администрация *** до настоящего времени не выполнила обязанность по предоставлению Потапов А. А. жилья во внеочередном порядке, чем нарушило его жилищные права.
На основании изложенного просит обязать органы местного самоуправления в лице администрации *** предоставить Потапов А. А. жилое помещение в черте ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ***. метров по договору социального найма.
Определением суда от *** в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования и науки ***, Управление социальной защиты населения по *** и ***. Определением суда от *** в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов ***.
Третьи лица уведомлены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном отзыве Управление социальной защиты населения по *** и *** просили рассмотреть дело без участия их представителей, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности этих причин суду не представили..
При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 п. 3, ст. 118 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании помощник прокурора *** и истец на удовлетворении заявленного требования настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель администрации *** против удовлетворения требований возражает, с ними не согласна и считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление *** от *** N 638 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы". Основная цель принятой Постановлением *** от *** N 638 программы - усовершенствовать систему государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства жилых помещений, что позволит более мобильно и в кратчайшие сроки добиться решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно механизму реализации программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы, в части определения строительных площадок, обеспечения строительства жилых помещений, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться строительство. Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. *** в соответствии с актом приема-передачи органу местного самоуправления переданы два жилых дома по ***, расположенные в квартале *** ***. В настоящее время в Управлении Росреестра по *** осуществляется государственная регистрация права муниципальной собственности на указанные жилые помещения. Кроме того, в *** до администрации *** доведены лимиты по субвенциям на обеспечение жилыми помещениями детей сирот в сумме ***. Указанная сумма поступила на счет администрации *** (УФК по ***) ***. Потапов А. А. поставлен на учет нуждающихся ***. В июне *** он оканчивает обучение в ГОАУ НПО *** «*** ***». Считает, что права и законные интересы Потапов А. А. не нарушены, он будет обеспечен жилым помещением.
Выслушав пояснения участников процесса и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Потапов А. А., *** года рождения осталась без попечения родителей, *** решением Благовещенского городского суда от *** лишены родительских прав. Постановлением мэра *** от *** *** Потапов А. А. определен в детский дом для дальнейшего воспитания и содержания..
Постановлением мэра *** от *** *** за Потапов А. А., была закреплена жилплощадь по ***, ком. *** в ***. Решением Благовещенского городского суда от *** признано незаконным постановление мэра *** от *** *** в части сохранения за Потапов А. А. права проживания в жилом помещении по адресу: ***, ком. ***.
Постановлением мэра *** от *** *** несовершеннолетний Потапов А. А. поставлен на учет как не имеющий закрепленного жилого помещения.
Постановлением мэра *** от *** *** Потапов А. А. как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В *** Потапов А. А. окончил школу-интернат *** в ***, где находился на полном государственном обучении.
В *** он поступил в ГОАУ НПО ПТЛ ***, где в настоящее время проходит обучение по очной форме, срок обучения - по ***.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Жилищный кодекс РФ регламентирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).
Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст.8 данного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.3 ст.4 *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства жилой площадью за счет средств областного бюджета.
Из данных норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена непосредственно на органы местного самоуправления за счет средств бюджета ***. В связи с этим доводы ответчика о том, что данные обязательства не могут быть возложены на органы местного самоуправления, являются необоснованными. Поскольку законодательство предусматривает предоставление бюджетных средств субъекта Российской Федерации на исполнение данных обязательств и соответствующие права и обязанности бюджетов муниципального образования и субъекта Российской Федерации, суд не может принять во внимание возражения ответчика об отсутствии соответствующего финансового обеспечения. При этом суд учитывает, что граждане не являются участниками бюджетного процесса и не вправе непосредственно получить соответствующие денежные средства с бюджета субъекта Российской Федерации.
В обоснование возражений администрация *** указывает на наличие целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы». Однако в указанной программе не содержится положений, освобождающих органы местного самоуправления от обязанности по предоставлению жилых помещений за счет средств бюджета ***. Более того, из данной программы следует, что она направлена на создание механизма по возведению жилья в течение определенного периода времени, тогда как в силу ст. 8 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем указанной категории лиц должно осуществляться немедленно при возникновении правовых оснований.
Как следует из буквального содержания ст. 8 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилым помещением по окончании образовательного учреждения. При этом в законодательстве не предусмотрено, что в случае поступления в другое учебное учреждение обязанность по обеспечению жилым помещением возникает по его окончании.
При этом суд учитывает, что по смыслу ст. 8 данного Закона обеспечение жилым помещением должно осуществлять безотлагательно с тем, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не были лишены права на жилище. В случае применения закона согласно позиции администрации *** последующее поступление данной категории лиц в учебное заведение становится основанием для отказа в незамедлительном обеспечении жилым помещением, что не соответствует содержанию указанных положений.
В связи с этим судом отвергнуты доводы ответчика о том, что прокурор *** преждевременно обратился в суд за защитой прав истца, поскольку он обучается в ГОАУ НПО ПТЛ *** и право на получение жилого помещения у него возникнет только после его окончания - в ***.
Постановлением мэра *** от *** *** установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере ***. метра на одного члена семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).
Поскольку в ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось кем-либо, что Потапов А. А. относится к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения согласно ст. 8 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», окончил учебное заведение и состоит на учете в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения в ***, жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворения заявленных требований о предоставлении по договору социального найма отвечающего установленным требованиям жилого помещения в *** общей площадью не менее ***.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора *** в защиту интересов Потапов А. А. к администрации *** о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать администрацию *** предоставить Потапов А. А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в черте ***, общей площадью не менее ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Юркова
Решение в окончательной форме изготовлено ***