Судья: Шокурова Л.В. Дело № 33-48516/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В.
судей Щербаковой А.В., Мошечкова А.И.,
при секретаре Лапшиновой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.,
дело по апелляционной жалобе Кошке О.В. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2016 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Кошке *** к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о взыскании единовременной выплаты для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Истец Кошке О.В. первоначально обратилась в суд с иском к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о взыскании единовременной выплаты для приобретения жилого помещения в размере *** рублей, обосновывая тем, что она является государственным гражданским служащим, с *** года проходит государственную гражданскую службу в Федеральном дорожном агентстве, распоряжением которого №*** от *** она была поставлена на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в составе семьи из *** человек (***). Распоряжением ФДА № *** от *** в связи с ***, *** года, были внесены изменения в распоряжение ФДА № *** от *** года в части указания количества членов семьи, поставленных на учет для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения. После постановки на учет *** еще *** года, который был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: ***. *** был вселен в жилое помещение. Таким образом, по состоянию на *** года в квартире по адресу: ***, по месту жительства были зарегистрированы *** человек, в том числе истец с *** и ***. С *** в семье, истец в соответствии с пунктом 4 (1) Правил имеет преимущественное право на получение единовременной выплаты в *** году. Однако, выплата не произведена. Истец полагает, что Росавтодор нарушило её право на получение единовременной выплаты в *** году, а так же нарушает её права на получение единовременной выплаты для приобретения жилого помещения в *** году.
Истец Кошке О.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила взыскать с Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ единовременную выплату для приобретения жилого помещения в размере *** рублей *** копеек в *** году.
Представитель ответчика по доверенности *** в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика по доверенности *** в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Минстрой России, *** в судебное заседание явилась, пояснила, что Минстрой России является заказчиком на выделение субсидий для приобретения жилья для госслужащих в рамках бюджетных ассигнований. Деньги поступают из федерального казначейства, а затем распределяются в государственные учреждения. Руководитель государственного органа при распределении субсидий должен исходить из объема бюджета, данные отношения относятся к бюджетным, и должны происходить в рамках выделенных ассигнований, бюджетного законодательства, другие деньги не могут использоваться на данные цели, поскольку в данном случае целевой характер обязателен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Кошке О.В., ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права, и необоснованно.
Истец Кошке О.В., ее представитель *** в судебное заседание явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда.
Представители ответчика «РОСАВТОДОР» - *** в судебное заседание явились, возражали против доводов жалобы.
Представитель третьего лица МИНСТРОЙ РОССИИ *** в судебное заседание явилась, возражала против доводов жалобы.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем, коллегия сочла возможным рассомтреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 года № 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров; (п.п.б).
Согласно п. 16 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 года № 143н на каждого гражданского служащего, состоящего на учете для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся документы, представленные гражданским служащим в соответствии с пунктом 6 Правил, а также копии правовых актов федерального государственного органа о постановке на учет или снятии с соответствующего учета. В учетное дело вносятся документы, которые необходимы для подтверждения права гражданского служащего на получение единовременной выплаты, а также содержащие сведения для расчета размера единовременной выплаты. Подлежат внесению в учетное дело документы, подтверждающие изменения в семейном положении гражданского служащего и иных условий, которые влияют на предоставление единовременной выплаты».
Согласно п. 4, п. 9 Правил, члены семьи гражданского служащего учитываются при его постановке на учет для получения единовременной выплаты в случае совместного проживания с ним и регистрации по месту жительства при предоставлении документов, на основании которых они вселены в качестве членов семьи гражданского служащего. При этом определение уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из общей площади жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства (постоянно), а также общей площади других жилых помещений, принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности (занимаемых по договору социального найма).
Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 18.06.2009 года № 4090-17 «О применении федеральными государственными органами Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» Правилами не предусматривается формирование очереди из числа гражданских служащих, принятых на учет. Таким образом, дата постановки на учет гражданского служащего не является преимущественным основанием для предоставления единовременной выплаты. Комиссия готовит руководителю федерального государственного органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, состоящим на учете. Подготовка предложений о гражданских служащих, которым может быть представлена единовременная выплата, осуществляется Комиссией исходя из жилищных условий и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», субсидия предоставляется при условии доведения целевых бюджетных ассигнований федеральному государственному органу (Федеральному дорожному агентству) сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2016 год на обеспечение жильем гражданских служащих.
Распоряжением Правительства РФ от 08 августа 2015 года № 1539-р утверждено распределение в 2015 году бюджетных ассигнований на предоставление федеральным государственным гражданским служащим центральных аппаратов федеральных государственных органов и бюджетных ассигнований на предоставление федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов федеральных государственных органов единовременной субсидии на приобретение жилых помещений. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минстрою России (л.д.172-173).
Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилых помещений в 2015 году было в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2015 года № 828.
Согласно выписки из приложения № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 1539-р Федеральному дорожному агентству в *** году было выделено бюджетных ассигнований на предоставление федеральным государственным гражданским служащим центральных аппаратов федеральных государственных органов единовременной субсидии на приобретение жилых помещений в размере *** рублей, (л.д.174)
Как усматривается из заседания комиссии Федерального дорожного агентства для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от *** года (протокол № *** года) был рассмотрен вопрос по расчету размера субсидий на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим Федерального дорожного агентства (далее - гражданские служащие), поставленным на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и определены основными критериями при выделении единовременной выплаты стаж государственной гражданской службы и стаж работы гражданских служащих в дорожной отрасли более 10 лет. (л.д.175-180).
Согласно п.п. 2, 11 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 года № 143н комиссия для рассмотрения вопросов предоставления гражданским служащим единовременной выплаты (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом. Комиссия вносит руководителю федерального государственного органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим из числа состоящих на учете в федеральном государственном органе.
В соответствии с положениями норм пунктов 5, 26 и Приложения 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63, расчет размера предоставляемой единовременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом на день принятия руководителем соответствующего решения о предоставлении единовременной выплаты.
Согласно положениям пункта 2 Правил, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном указанными Правилами.
При этом, в соответствии с положениями пункта 24 Правил и пункта 2 Письма Минздравсоцразвития России от 18.06.2009 года № 4090-17 допускается возможность увеличения размера единовременной выплаты сверх норматива с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей; решение об увеличении единовременной выплаты может быть принято руководителем с учетом внесенных Комиссией предложений об увеличении размера единовременной выплаты гражданскому служащему (персонально) за безупречную и эффективную гражданскую службу на основе представления непосредственного руководителя гражданского служащего.
Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой же статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее -Правила), которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Как установлено, в силу пункта 2 Правил, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, а согласно п. 5 Правил решение руководителя федерального государственного органа о доставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Таким образом, для предоставления единовременной выплаты необходимо соблюдение порядка, установленного Правилами, в том числе, должно быть вынесено решение руководителя федерального государственного органа, оформленное правовым актом, а также федеральным государственным органом должен быть произведен расчет единовременной выплаты.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ № *** от *** г. Кошке О.В. поставлена на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на основании п. 2 «б» Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63.
Решением Комиссии Росавтодор для рассмотрения вопросов предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от *** г. (протокол заседания № *** от *** года) Кошке О.В. снята с учета для получения единовременной выплаты в соответствии с подпунктом «г» пункта 19 Правил, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.
В связи с изменением состава семьи на заседании Комиссии принято решение о внесении изменений в указанное выше распоряжение в части количества членов семьи, учитываемых при постановке на учет (Распоряжение от *** № ***).
Согласно, предварительному расчету, размер единовременной выплаты составил *** рублей.
Не соглашаясь с указанной суммой, Кошке О.В. *** года обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта и признании проживания разными семьями, зарегистрированными по адресу: ***. В обоснование заявленных требований Кошке О.В. указала на то, что факт признания проживания отдельными семьями необходим ей для изменения пункта Правил, послужившего основанием для постановки на учет на получение единовременной выплаты.
Обновленные документы, представленные в Комиссию, приняты к учету *** года. Также был сделан предварительный расчет размера единовременной выплаты. В результате пересчета согласно представленным документам по состоянию на *** года размер единовременной выплаты составил *** рублей.
На основании решения от *** года, ответчиком издано распоряжение *** года № *** о том, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 на основании решения комиссии Федерального дорожного агентства для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (протокол от *** г. № ***) в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты снять с учета Кошке ***.
Решением Останкинского районного суда города Москвы от *** года истцу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными Распоряжения № *** от *** года, принятого на основании решения Комиссии (протокол от *** года № ***), согласно которому Кошке О.В. была снята с учета для получения единовременной выплаты.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от *** года указанное решение отменено, принято новое решение: признать незаконным решение Комиссии Федерального дорожного агентства по вопросу предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от *** года (Протокол №***) о снятии Кошке *** с учета для получений единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, признать незаконным Распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) № *** от *** года о снятии Кошке *** с учета для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) восстановить Кошке *** на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела (протокол № ***), *** года на заседании комиссии ФДА Кошке О.В. была восстановлена на учете для получения единовременной выплаты в соответствии с апелляционным определением Московского городского суда. Датой постановки на учет считается *** года (л.д.92-94).
Как установлено судом, истец под распределение единовременной выплаты в *** году не попала в связи с тем, что на тот период времени была снята с учета.
Как установлено судом, по состоянию на *** год бюджетные ассигнования по *** выделенные в Федеральное дорожное агентство в размере *** до настоящего момента не поступили (л.д.95-96, 160-164).
Как усматривается из выписки из книги учета (примерный расчет) на учете как многодетные стоят *** человека: истец с *** года, стаж государственной службы *** лет *** месяцев, фактический стаж *** месяцев; главный специалист с *** года, стаж государственной службы *** лет *** месяцев, фактический стаж *** года *** месяцев; старший специалист с *** года, стаж государственной службы *** лет *** месяца, фактический стаж *** год *** месяца (л.д.146).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что они подлежат отклонению, поскольку до поступления в Росавтодор указанных бюджетных ассигнований невозможно принятие решения о предоставлении единовременной выплаты кому-либо из государственных служащих Росавтодора. Как установлено судом, предложения руководителю федерального государственного органа комиссия в отношении истца не вносила, на данный момент отсутствуют денежные средства. Какого-либо решения руководителя Росавтодора о предоставлении единовременной выплаты, оформленного правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения, в отношении истца не выносилось, истцом такие требования не заявлены.
Таким образом, суд пришел к выводу, что до вынесения руководителем Федерального дорожного агентства решения о предоставлении единовременной выплаты - расчет размера предоставляемой единовременной выплаты не может быть осуществлен.
Судом установлено, что решение руководителя федерального государственного органа о предоставлении Кошке О.В. единовременной выплаты на приобретение жилого помещения с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной федеральным государственным органом на день принятия соответствующего решения или какой-либо иной законный правовой акт, обязывающий Федеральное дорожное агентство выплатить Кошке О.В. субсидию на приобретение жилого помещения в истребуемой по данному иску сумме, не имеется, с учетом того, что действующим законодательством не установлена возможность рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии без соблюдения данного порядка.
При этом суд учел, что нарушенные права истца восстановлены, она восстановлена на учете для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Довод ответчика о том, что истцом пропущен пресекательный срок на подачу иска в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд счел несостоятельным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку он является законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора, судом первой инстанции, верно установлены все значимые для дела обстоятельства, и верно применены нормы процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вынесен необоснованное решение с нарушением норм материального права, коллегия находит необоснованными, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой коллегия соглашается; данные доводы опровергаются материалами дела и основаны на ином неверном толковании закона.
Иные доводы жалобы повторяют доводы искового заявления, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения.
В связи с чем, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328-329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: