№ 4г-7162/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 15 августа 2019 года
Судья Московского городского суда Пономарев А.Н., изучив кассационную жалобу Братченко А.В., Братченко Н.Ю., поступившую в Московский городской суд 22 мая 2019 года, на решение мирового судьи судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы от 2 августа 2018 года и апелляционное определение Черемушкинского районного суда города Москвы от 7 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ТСЖ «Профсоюзная 42-4» к Братченко А.В., Братченко Н.Ю. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени
установил:
ТСЖ «Профсоюзная 42-4» обратилось в суд с иском к Братченко А.В., Братченко Н.Ю. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 34 212.68 рублей в отношении квартиры *** города Москвы за период с июля 2015 года по май 2017 года, а также пени в размере 10 401,91 рублей, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязанностей сособственников указанного жилого помещения перед управляющей компанией названного многоквартирного дома, возложенных на них нормами Жилищного кодекса РФ.
Решением мирового судьи судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы от 2 августа 2018 года иск удовлетворен частично, постановлено взыскать солидарно с Братченко А.В., Братченко Н.Ю. задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с июля 2015 года по май 2017 года в размере 22 405,55 рублей, пени в размере 7 459, 34 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 095,95 рублей, а всего 30 960, 84 рублей.
Апелляционным определением Черемушкинского районного суда города Москвы от 7 февраля 2019 года решение мирового судьи судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы изменено в части размера взысканных сумм: с Братченко А.В., Братченко Н.Ю. в пользу ТСЖ «Профсоюзная 42-4» солидарно взыскана задолженность по оплате жилого помещения и коммунальные услуги за период с июля 2015 года по май 2017 года в размере 34 212,98 рублей, пени в размере 10 401,91 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 538,44 рублей, а всего 46 153,33 рублей; в остальной части решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Московский городской суд, Братченко А.В., Братченко Н.Ю. просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Заявители кассационной жалобы полагают, что судебные постановления не соответствуют требованиям закона, поскольку не учитывают, что право на льготную оплату жилого помещения и коммунальных услуг распространяется не только на Братченко А.В., как на ветерана боевых действий, но и члена его семьи Братченко Н.Ю.
По запросу судьи Московского городского суда от 20 июня 2019 года настоящее гражданское дело истребовано из судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы для проверки в кассационном порядке и 16 июля 2019 года поступило в Московский городской суд.
В соответствии со статьей 387, пунктом 7 части 1 статьи 384 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителей, нахожу основания для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Президиума Московского городского суда, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых судебных актов, ТСЖ «Профсоюзная 42-4» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом *** города Москвы, в котором Братченко А.В. и Братченко Н.Ю. на праве равнодолевой собственности принадлежит квартира № ***.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о том, что расчет задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 34 212,68 рублей за период с июля 2015 года по май 2017 года произведен истцом без учета положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку Братченко А.В. представил удостоверение от 2 июля 2013 года, выданное ФСБ России, подтверждающие наличие у него статуса ветерана боевых действий.
На основании изложенного мировой судья счел необходимым установить размер задолженности за спорный период в сумме 22 405,55 рублей, так как истец не учитывал право на льготы Братченко Н.Ю., как члена семьи ветерана боевых действий Братченко А.В.
Черемушкинский районный суд города Москвы, не соглашаясь с решением мирового судьи судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы, указал, что меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на членов семьи ветерана боевых действий не предоставляются, Братченко А.В. вправе самостоятельно воспользоваться имеющейся у него льготой соразмерно ½ доле в его праве собственности от всей площади квартиры (53,7 кв.м), то есть в пределах 26,85 кв.м жилого помещения.
По мнению суда апелляционной инстанции, если квартира находится в долевой собственности и доля гражданина менее 33 кв.м, то скидка по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется только на его долю.
Полагаю, что при рассмотрении дела судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса РФ).
Разъясняя приведенные законоположения, в пунктах 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» отмечено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано (пункт 47).
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»).
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьей 23.2 того же Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьях 14-19 и 21 данного Федерального закона.
В целях реализации положений Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», других законов города Москвы о дополнительных гарантиях по социальной поддержке отдельных категорий жителей в городе Москве и во исполнение переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Правительство Москвы постановлением от 7 декабря 2004 года N 850-ПП утвердило Порядок и условия предоставления с 1 января 2005 года отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Порядок и условия), согласно приложению к настоящему постановлению.
Пунктом 2.4 Порядка и условий установлено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 19995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предоставляются скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета, в размере 50 процентов стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) независимо от вида жилищного фонда с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих.
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветераном боевых действий является непосредственно действующим, распространяется на всех членов его семьи. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления, как ошибочно полагал суд апелляционной инстанции.
Более того, вывод суда апелляционной инстанции о том, что в городе Москве скидка по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется только на долю ветерана боевых действий, если квартира находится в долевой собственности и доля гражданина менее 33 кв.м, постановлен с нарушением норм материального права.
В письме Управления городского заказа Правительства Москвы от 27 мая 1999 года N 83-122/9 «О льготах по оплате жилищных и коммунальных услуг» организации, осуществляющие управление жилищным фондом, проинформированы о том, что льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи отдельным категориям граждан предоставляются законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Москвы. В них четко указывается, кому, по каким видам платежей, в каком объеме, на каких условиях предоставляются льготы (пункт 1).
Льготы по оплате жилья и плате за наем жилых помещений, являющихся государственной или муниципальной собственностью, или по оплате услуг технического обслуживания дома, за жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан, а также льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, если законодательными и нормативными актами РФ и Москвы не предусмотрено иное (пункт 5).
Льготы по оплате услуг технического обслуживания дома гражданам - собственникам жилых помещений, имеющим на то право в соответствии с законодательными и нормативными актами, предоставляются не более чем на одно жилое помещение (по желанию собственника), исходя из ставок оплаты услуг технического обслуживания дома, не превышающих установленные Правительством Москвы для собственников жилых помещений в результате приватизации на площадь, занимаемую в пределах социальной нормы (пункт 6).
В том случае, когда льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставляются конкретным категориям граждан и не распространяются на совместно с ними проживающих членов семьи, расчет платежей с учетом имеющихся льгот производится в следующем порядке: если квартира находится в долевой собственности и доля гражданина, имеющего право на льготы, менее 33 кв.м, то льгота предоставляется только на его долю площади. Если доля находящейся в собственности жилой площади более 33 кв.м, то льготы предоставляются только на 33 кв.м (пункт 11).
Таким образом, указанный пункт 11 письма Управления городского заказа Правительства Москвы от 27 мая 1999 года N 83-122/9, который фактически применил Черемушкинский районный суд города Москвы, не регулирует спорные правоотношения, так как относится к иной категории лиц, имеющих право на льготы.
В силу части 1 статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, то есть должно быть законным и обоснованным.
В нарушение приведенных законоположений суды не определили размер льгот, предоставленных ответчикам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также наличие правовых оснований для освобождения истца от обязанности производить учет этих льгот.
С учетом изложенного, полагаю, что доводы кассационной жалобы о существенном нарушении норм закона заслуживают внимания, в связи с чем кассационная жалоба подлежит передаче на рассмотрение в судебном заседании Президиума Московского городского суда, решение мирового судьи судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы от 2 августа 2018 года, апелляционное определение Черемушкинского районного суда города Москвы от 7 февраля 2019 года подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
передать кассационную жалобу Братченко А.В., Братченко Н.Ю. на решение мирового судьи судебного участка № 48 района Черемушки города Москвы районного суда города Москвы от 2 августа 2018 года и апелляционное определение Черемушкинского районного суда города Москвы от 7 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ТСЖ «Профсоюзная 42-4» к Братченко А.В., Братченко Н.Ю. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья Московского
городского суда А.Н. Пономарев