судья: фио
адм. дело №33а-1959/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В.,
при секретаре Помаз А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-629/2021 по административному исковому заявлению Шевченко Юрия Владимировича к УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, ОВМ ОМВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес о признании заключения незаконным
по апелляционной жалобе административного истца Шевченко Ю.В. на решение Гагаринского районного суда адрес от 26 октября 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В., объяснения административного истца Шевченко Ю.В., его представителя фио, возражения представителя административного ответчика УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по доверенности фио, представителя заинтересованного лица ОМВД России по адрес по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Шевченко Ю.В. обратился в суд с иском к УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, ОВМ ОМВД России по адрес о признании незаконным и отмене заключения ОМВД России по адрес от 01.04.2021 о выдаче паспортные данные Шевченко Ю.В. в нарушение установленного порядка, мотивируя свои требования тем, что он родился в ГДР на территории воинской части вооруженных сил СССР, где его отец служил в составе 99 артиллерийского полка 47 дивизии 2 ударной армии ЗГВ СССР. В июле 1990 года поступил на обучение в МГИМО МИД РФ, который окончил в 1995 году. На момент вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» постоянно не проживал в Российской Федерации. В период обучения в МГИМО с 1990 года по 18.06.1993 проживал во временном жилье. С 18.06.1993 истец был зарегистрирован по адресу: адрес. С 2009 года зарегистрирован по адресу: адрес; с 20.02.2016 зарегистрирован по адресу: адрес. С осени 1995 года административного истца стали призывать на военную службу, в связи с чем он запросил справку об отсутствии у него гражданства Российской Федерации. При этом, истец не обращался с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации. В мае 1996 года родители истца подали документы на получение паспортов Российской Федерации на основании Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» в части положений о военнослужащих и членах их семей. Истец не обращался за получением паспорта Российской Федерации до 2003 года, так как работал за рубежом и имел на руках паспорт СССР образца 1974 года. Истец указывает, что при проведении проверки не были установлены обстоятельства являющиеся основанием для отказа ему в выдаче паспорта Российской Федерации, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика ГУ МВД России по адрес, заинтересованных лиц УВД по адрес, ОМВД по адрес.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 26 октября 2021 года постановлено:
«В удовлетворении административных требований Шевченко Юрия Владимировича к УВД по адрес ГУ МДВ Росси по адрес, ОВМ ОМВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес о признании заключения незаконным отказать».
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Шевченко Ю.В., его представителя фио, возражения представителя административного ответчика УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по доверенности фио, представителя заинтересованного лица ОМВД России по адрес по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которым под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3).
Статьей 2 указанного Закона установлено, что вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В соответствии со статьей 11 Закона гражданство Российской Федерации приобретается:
по рождению;
в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
На основании части 1 статьи 22 указанного Закона решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Статьей 42 Закона установлено, что документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Глава II Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего до 1 июля 2002 года, содержала положения регулирующие приобретение гражданства РФ.
Как усматривается из материалов дела, 05 марта 2021 года в ОВМ ОМВД России по адрес из ГУ МВД России по адрес поступило поручение о проведении проверки гражданской принадлежности Шевченко Ю.В., паспортные данные.
В рамках проведенной проверки было установлено, что 05 апреля 2003 года Шевченко Ю.В. был документирован паспортные данные, в связи с заменой паспорта серии XVII-БМ №566824, выданного ОВД адрес 30 сентября 1989 года.
14 января 2016 года Шевченко Ю.В. Отделением УФМС России по адрес по адрес выдан паспортные данные в связи с непригодностью паспортные данные Раменки адрес 05 апреля 2003 года.
18 января 2020 года Шевченко Ю.В. документирован паспортные данные в связи с утратой паспортные данные.
Шевченко Ю.В. с 22.06.1990 по 26.02.1993 г.г. был постоянно прописан в Молдавии. В 1993 году приехал в Москву и был прописан по адресу: адрес.
Согласно выводам заключения по результатам проверки, утвержденного начальником ОМВД России по адрес 01 апреля 2021 года, паспортные данные, оформленный Отделением УФМС России по адрес на имя Шевченко Ю.В., признан выданным в нарушение установленного порядка, поскольку Шевченко Ю.В. не является гражданином Российской Федерации, так как на момент вступления в силу Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» проживал в адрес.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение миграционного органа от 01.04.2021 соответствует нормам действующего законодательства и отмене не подлежит, поскольку отсутствуют сведения о приобретении Шевченко Ю.В. гражданства Российской Федерации в установленном порядке.
Между тем, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).
На момент документирования административного истца в 2003 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 г. № 1400) (далее - Инструкция).
Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).
Учитывая тот факт, что в 2003 году Шевченко Ю.В. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у него гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 года и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) адрес при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) адрес, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
Также в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, решением Суздальского районного суда адрес от 25 февраля 2022 года установлен факт проживания Шевченко Юрия Владимировича, паспортные данные, на адрес на 06 февраля 1992 года.
Как следует из материалов дела, в принятых органом внутренних дел документах от Шевченко Ю.В. имелись сведения о документировании паспортом гражданина Российской Федерации. Кроме того поименованный выше Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 устанавливал, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на адрес на день вступления в силу данного закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (часть 1 статьи 13), а также предусматривал приобретение гражданства в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на адрес после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт «г» статьи 18). Кроме того пунктом «а» статьи 18 указанного Закона было предусмотрено приобретение гражданства лицом, у которого родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации. На момент прибытия в Россию у Шевченко Ю.В. имелись родственники по прямой восходящей линии, что предоставляло ему право в заявительном характере получить гражданство Российской Федерации.
Также материалами дела подтверждается, что административный истец как гражданин Российской Федерации был документирован военным билетом, зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации, проходил обучение в ВУЗе России.
Таким образом, нельзя признать правомерным вывод суда о том, что Шевченко Ю.В. не состоял в гражданстве Российской Федерации, отсутствие записей о приобретении им гражданства в информационных базах данных миграционных органов об этом не свидетельствует.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Шевченко Ю.В. о признании незаконным заключения ОМВД России по адрес от 01 апреля 2021 года о выдаче паспортные данные, оформленного Отделением УФМС России по адрес на имя Шевченко Юрия Владимировича в нарушении установленного порядка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 26 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение ОМВД России по адрес от 01 апреля 2021 года о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации Шевченко Юрию Владимировичу в нарушении установленного порядка.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
1