Дело № 2-6304/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Исаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ладога-Лес», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в кв.172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» расположена несанкционированная свалка. Участок лесного фонда под свалкой находится в аренде ООО «Ладога-Лес». Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Истец просит обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на кв.172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество».
Определением суда от 07.11.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство по природопользованию и экологии РК, в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, администрация Олонецкого национального муниципального района.
Определением суда от 23.11.2017 года произведена замена Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В судебном заседании прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Ладога-Лес» - Сабурова Э.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв.
Представитель ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» в судебное заседание не явился, извещен судом о рассмотрении дела надлежащим образом, представил письменный отзыв.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – Бочинский О.А., Петухов В.А., действующие на основании доверенности, полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации Олонецкого национального муниципального района в судебное заседание не явился, извещен судом о рассмотрении дела надлежащим образом, представил письменный отзыв.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».
Судом установлено, что в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории Ильинского сельского поселения Тулокского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» квартала 172 выделе 77 было выявлено наличие несанкционированной свалки площадью 0,004 га.
Свалка строительного мусора расположена на территории земель лесного фонда, участок лесного фонда передан в аренду ООО «Ладога-Лес» на основании договора аренды от 18.12.2007, дополнительного соглашения от 28.11.2013 и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 10.12.2015, срок действия договора определен сторонами по 06.12.2031. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке.
По факту выявления несанкционированной свалки определением должностного лица от 15.07.2016 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ. Постановлением должностного лица от 15.09.2016 №11р производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с невозможностью установить виновное лицо. На момент рассмотрения настоящего дела виновное лицо не установлено. При этом истцом не оспаривается тот факт, что ущерб окружающей среде причинен не действиями ответчиков.
04.08.2017 ответчику ООО «Ладога-Лес» направлена претензия, которым ответчику предлагалось в десятидневный срок с момента получения претензии ликвидировать свалку. Свалка не ликвидирована до настоящего времени.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов и полуфабрикатов и иных изделий и продуктов, которые образуются в результате производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с договором аренды лесного участка № 136-з от 18.12.2007 арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, настоящим Договором (пункт 3.4.1); осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объеме и сроки которые указаны в проекте освоения лесов (пункт 3.4.5). Права и обязанности по указанному договору аренды перешли к ответчику на основании дополнительного соглашения от 28.11.2013 и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 10.12.2015.
Согласно представленному в материалы дела проекту освоения лесов с учетом его изменений, имеющих положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 1895 от 09.11.2017 года санитарно-оздоровительные мероприятия на арендуемом лесном участке проводятся в виде уборки неликвидной древесины. Иные санитарно-оздоровительные мероприятия ни договором, ни проектом освоения лесов не предусмотрены. Таким образом, на арендатора ООО «Ладога-Лес» договором не возложена обязанность по уборке несанкционированных свалок, созданных третьими лицами на арендуемом лесном участке.
Прокурором в настоящем гражданском деле заявлены настоящие требования в интересах неопределенного круга лиц на основании Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.77 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Таким образом, указанный Закон возлагает ответственность за причинение вреда окружающей среде в результате ее загрязнения на лицо, виновное в причинении такого вреда. Однако ответчики такими лицами не являются.
Судом не может быть принят довод истца о том, что обязанность по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов возложена на ООО «Ладога-Лес» договором аренды, так как исковые требования заявлены истцом не в интересах Российской Федерации, собственника и арендодателя земель лесного фонда, неисполнение договора аренды влечет иные санкции, предусмотренные самим договором, кроме того такая обязанность на арендатора договором и проектом освоения лесов не возложена исходя из буквального понимания условий договора, доказательств неисполнения или нарушения арендатором условий договора аренды судом не установлено.
Не может быть принят судом и довод истца о возложении ответственности на арендатора лесного участка на основании ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с ЛК РФ лицами. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ЛК РФ.
Таким образом, осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть возложено в установленном порядке на лиц, использующих леса. Как установлено судом на ООО «Ладога-Лес» осуществление таких мероприятий возложено только в части уборки неликвидной древесины в соответствии с проектом лесов, которым не предусмотрена уборка несанкционированных свалок бытовых отходов.
Предусмотренные главой 3.1. ЛК РФ в действующей на момент рассмотрения настоящего гражданского дела редакции мероприятия по защите лесов направлены на защиту лесов от вредных организмов, меры санитарной безопасности в лесах также не предусматривают уборку лесных участков от загрязнения бытовыми отходами. Не содержат таких требований и Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607. При таких обстоятельствах оснований для понуждения ООО «Ладога-Лес» к каким-либо действиям у суда не имеется.
Согласно ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление в том числе следующих полномочий в области лесных отношений, а именно - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пп.4). Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской
Таким образом, организация использования лесов, их охраны, защиты на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях (за указанными выше исключениями) в случае, если они не возложены в установленном порядке на лиц, использующих леса возлагается на уполномоченный орган, которым в Республике Карелия является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в соответствии с его Положением.
Указанные выводы суда согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении № 26-П от 13.10.2015 года, с учетом изменений, внесенных в настоящий момент в ЛК РФ и действующих Правил санитарной безопасности в лесах. Так, согласно п. 5.1 действовавший ранее порядок использования и охраны лесного фонда включал в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 ЛК РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны были осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Однако указанные нормы утратили силу на момент рассмотрения настоящего дела, регулирование указанных вопросов законодателем изменено.
Однако органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 ЛК РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 ЛК РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
При таких обстоятельствах оснований для возложения такой обязанности на администрацию муниципального образования не имеется.
С учетом установленных судом обстоятельств и имеющегося на момент рассмотрения настоящего гражданского дела правового регулирования суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 83 ЛК РФ обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов на площади 40 кв.м. в квартале 172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества (ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество») необходимо возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отказав в удовлетворении таких требований к ООО «Ладога-Лес».
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого ответчику следует совершить указанные действия, суд полагает, что двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом установленных обстоятельств, финансовых возможностей ответчика, является достаточным и разумным.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в части.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на площади 40 кв.м. в квартале 172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества (ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество»).
В удовлетворении требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Ладога-Лес» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2017 года.