Дело № 2-1532/13 Копия.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2013 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крымских Т.В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е.В.,
с участием истца Дуна В.В.,
представителя ответчика Администрации Тюлькинского сельского поселения Чуклиновой В.А., действующей на основании письменной доверенности,
третьего лица Вретик Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуна В. В. к администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского района Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Дуна В. В. обратился в Соликамский городской суд с иском к администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского района Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В исковом заявлении сослался на то, что проживал ранее и был зарегистрирован по адресу <...>. В <дата> году дом сгорел. В настоящее время дома нет. Вынужден снимать жилое помещение в <...>.
В судебном заседании истец Дуна В.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал. Исковые требования неоднократно уточнял. Окончательно просит обязать ответчика предоставить ему жилье по месту жительства в границах Тюлькинского сельского поселения.
Представитель ответчика – администрации Тюлькинского сельского поселения в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что жилой дом по <...> сгорел в <дата> году. В настоящее время дома не существует. В доме были зарегистрированы истец Дуна В.В. и супруг его сестры Паршаков С.Е.. На момент пожара в доме проживал Дуна В.В., который принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обследование жилого помещения не проводилось. Однако, полагает, что требования Дуна В.В. законны, поскольку, дом уничтожен, непригоден для проживания. Получали предписание от пожарной службы о сносе дома. Администрация Тюлькинского сельского поселения является надлежащим ответчиком по делу, поскольку, сгоревший дом находится в ее собственности, числится на балансе. Межведомственная комиссия создана только в <дата> году, начнет свою работу в <дата> году.
Третье лицо Вретик Т. А. иск поддержала. Пояснила, что проживала в дома по <...>, где зарегистрирована и в настоящее время. В <...> по месту жительства не регистрировалась, т.к. имела собственное жилье, не хотела его терять. В последние <данные изъяты> года жила с Дуна В.В. в спорном жилом помещении без регистрации. Сейчас полагает, что жилое помещение администрация Тюлькинского сельского поселения должна выделить Дуна В.В., с которым она зарегистрировала брак в <дата> года, с учетом ее (третьего лица) прав.
Третье лицо Паршаков С.Е. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, судебными повестками, что подтверждается возвращенными почтовыми конвертами с отметками об истечении срока хранения.
Администрация Соликамского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила. О рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебных документов.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. Уважительных причин неявки суду не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, исследовав материалы наследственного дела №, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
П.1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат…
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания (ч. 3).
В силу ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.
Судом установлено, что жилой дом по <...> на основании Акта приема-передачи от <дата> года как жилищно-коммунальный объект передан в ведение Администрации Соликамского района (лд. 40-50).
Согласно акту приема-передачи объектов муниципальной собственности Соликамского муниципального района от <дата>, в собственность Тюлькинского сельского поселения передан жилой дом по <...> (лд. 56).
Истец Дуна В.В. зарегистрирован по настоящее время и проживал до <дата> в жилом помещении, состоящем из <данные изъяты> комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире <...> по договору найма жилого помещения, вселен в жилое помещение на законных основаниях. Законность вселения истца в жилое помещение не оспаривается представителем ответчика.
Жилых помещений в собственности, в пользовании (за исключением спорного жилого помещения по адресу <...>) истец не имеет, что подтверждается сведениями Управления Росреестра (лд. 22).
Из справки ответчика следует, что в данной квартире зарегистрированы истец Дуна В.В. и третье лицо Паршаков С.Е. (лд. 27). Данное обстоятельство подтверждается так же сведениями из Домовой книги для прописки граждан в <...> (лд. 30).
<дата> жилой дом по адресу <...> сгорел, что подтверждается справкой <данные изъяты> ОНД по <данные изъяты> от <дата> (лд. 6).
Представитель ответчика так же подтвердила тот факт, что жилой дом, в котором ранее проживал истец, не подлежит восстановлению, не пригоден для проживания, подлежит сносу, пояснила, что в связи с изложенным, <данные изъяты> ОНД по <данные изъяты> было вынесено предписание о сносе сгоревшего жилого дома, для исполнения предписания к дому № по <...>, для его сноса была направлена бригада рабочих, Дуна В.В. рабочих на принадлежащий ему земельный участок не пустил, сам сносил жилое строение.
Справка ответчика № от <дата> свидетельствует о том, что на участке по адресу <...> строения нет.
Судом установлено, что фактически жилой дом по указанному адресу отсутствует, что подтверждается фотоматериалом.
Согласно сообщению администрации Тюлькинского сельского поселения от <дата> Дуна В.В. был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях <дата>, номер очереди - <данные изъяты> (л.д. 28), что подтверждается так же его письменным заявлением (лд. 11).
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспариваются.
Из Устава Тюлькинского сельского поселения следует, что к вопросам местного значения Тюлькинского сельского поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищных законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В <дата> года в Тюлькинском сельском поселении разработано Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.
<дата> создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Тюлькинского сельского поселения.
Вопрос о предоставлении жилого помещения истцу в порядке, определенном ст. 89 ЖК РФ, не решен до настоящего времени.
Анализ приведенного выше законодательства позволяет сделать вывод, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания его аварийным, непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как на наймодателя жилого помещения, которым является ответчик - администрация Тюлькинского сельского поселения.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Органам местного самоуправления при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (п. 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (п. 17). На основании Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 29).
К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Истцом представлены все имеющиеся у него доказательства того, что жилое помещение, в котором он проживал, непригодно для постоянного проживания. Кроме того, истцом и ответчиком суду также представлены фотографии останков дома, в котором он занимает жилое помещение.
Ответчик, не опровергая представленные истцом документы, в том числе и фотографии, не представил суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ никаких доказательств, опровергающих довод истца о том, что занимаемое им жилое помещение непригодно для постоянного проживания. Вместе с тем, именно в компетенцию ответчика входит обследование жилого помещения истца, в том числе и составление акта МВК. Однако, ответчик не производил обследование жилищных условий истца на протяжении нескольких лет.
Ответчик не оспаривает техническое состояние дома и необходимость расселения, проживавших в нем граждан.
По правилам ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд полагает, что действия в указанной части ответчика нельзя признать обоснованными и правомерными, поскольку истец занимает жилую площадь фактически по договору социального найма, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения, неоднократного обращался к ответчику и ставил его в известность о непригодности жилья для проживания, суду представлены иные доказательства, свидетельствующие о непригодности жилого дома, в котором проживал истец, согласно которым износ дома составил 100%, данные доказательства ответчиком не опровергались.
Формальное отсутствие в деле акта межведомственной комиссии, составленного в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не может служить основанием к отказу в восстановлении прав граждан, от которых возможность оформления данного акта не зависит. Из материалов дела усматривается, что ответчик уклонился от обязанности производить обследование занимаемого истцом жилого помещения, доказательств того, что после <дата> года жилой дом стал пригоден для постоянного проживания суду не представлен.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что спорный дом не пригоден для проживания, что не оспаривалось ответчиком, отсутствует возможность его ремонта и реконструкции, квартира истца ввиду аварийного состояния жилого дома ремонту и реконструкции не подлежит, не пригодна для проживания, истец относится к категории граждан, указанных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, обязанность по обеспечению жилым помещением вне очереди истца, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, должна быть возложена на администрацию Тюлькинского сельского поселения, к компетенции которой относится разрешение данного вопроса, приходит к выводу, что оснований для отказа истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется.
При этом, суд полагает, что, в связи с тем, что в квартире зарегистрирован третье лицо Паршаков С.Е., на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения с учетом Паршакова С.Е., поскольку, он не лишен права пользования жилым помещением по <...>, не признан не приобретшим или утратившим это право. Его право на жилое помещение по <...> не оспорено, оно трансформируется в право на вновь выделяемое жилое помещение.
В ином случае, на основании отдельного требования Паршакова С.Е. на ответчика следовало бы возложить обязанность по предоставлению ему иного отдельного жилого помещения, что является незаконным, поскольку, не соответствует положениям ст. 57 ЖК РФ.
При этом, суд не может принять во внимание довод Дуна В.В. о том, что на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на семью, состоящую из него и Вретик Т.А., поскольку, Вретик Т.А. права пользования спорным жилым помещением по <...> не приобрела, в спорное жилое помещение в предусмотренном ст. 70 ЖК РФ порядке не вселялась. Она постоянно проживала и имеет регистрацию по месту жительства по адресу <...>, что подтверждается домовой книгой прописки граждан по адресу <...>, справкой администрации Тюлькинского сельского поселения. С заявлением о вселении в спорное жилое помещение к его собственнику не обращалась. Не утратила права на иное жилое помещение по адресу <...>.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства указанных помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности подлежащего предоставлению конкретным лицам жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, признанных непригодными для проживания, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещений определяются, в том числе, количеством комнат.
Предоставление гражданам в порядке ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, меньше ранее занимаемой по количеству комнат.
Учитывая изложенное, довод представителя ответчика о том, что истцу следует предоставить жилое помещение по учетным нормам обеспечения и нормам предоставления площади жилого помещения из расчета 15 кв.м. на человека, не обоснован и не может быть положен судом в основу судебного решения.
Ответчиком каких-либо мер по расселению граждан из жилого помещения, непригодного для проживания, не предпринимается. В связи с этим суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца, изложенных в иске.
В силу вышеприведенных норм материального права, заявленное требование о возложении обязанности на администрацию ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания предполагает и вселение истца в предоставляемое жилое помещение.
Срок исполнения судебного решения в течение <данные изъяты> дней со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и обоснованным. Определяя указанный срок, суд исходит из интересов истца и ответчика.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Дуна В. В. к администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского района Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию Тюлькинского сельского поселения Соликамского района Пермского края в течение <данные изъяты> дней со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить Дуна В. В. на семью из 2-х человек с учетом Паршакова С. Е., вне очереди, на условиях договора социального найма, изолированное жилое помещение в виде квартиры, состоящей не менее чем из <данные изъяты> комнат, размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, отвечающее установленным санитарным правилами и нормам, по признакам благоустроенности, соответствующее ранее занимаемому жилому помещению и находящееся по месту его жительства, в границах соответствующего населенного пункта - <...>.
В удовлетворении оставшейся части иска.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. 12.08.2013 года.
Судья (подпись) Копия верна.
Судья Т.В. Крымских.