Дело № 2-3526/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.
при секретаре Богомоловой А.А.
с участием: помощника прокурора Кировского района гю.Уфы РБ- Шаретдиновой Э.Р.,
представителя Администрации ГО г.Уфа РБ- Хафизовой А.Г. (доверенность № 01-05-1385/13 от 20 мая 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района города Уфы в интересах Багаувы М.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить специализированное жилое помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кировского района города Уфы в интересах Багаувы М.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа и учетом последующего уточнения требований, просил обязать ответчиков предоставить Багауве М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека и заключить с ним договор социального найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В последствии истцом подано уточненное исковое заявление, в котором к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Республики Башкортостан.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой Кировского района г.Уфы проведена проверка по обращению Багаува М.А. о нарушении его жилищных прав.
В ходе проверки установлено, что Багаув М.А., <данные изъяты>, относится к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного жилого помещения не имеет.
Отец Багаува М.А.- Багаув А.Р. решением Кировского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Мать- Багаув С.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ попечителями Багаувы М.А. назначены Назмиев Р.Р. и Назмиева Л.Р..
Согласно сведениям ГУП БТИ РБ, Управления Росреестра РБ, Багаув М.А. собственником объектов недвижимости не является.
В 2012 году Багаув М.А. окончил ГБОУ НПО Профессиональное училище № по профессии повар кондитер.
Распоряжением главы Администрации Кировского района ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ Багаув М.А. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, Багаув М.А., <данные изъяты>, имеет право на получение жилья вне очереди, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен, в связи с этим находится в сложной жизненной ситуации.
В судебном заседании представитель истца подержал исковые требования по основаниям, изложенным в исках.
Представитель ответчика- Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования не признала.
Истец Багаув М.А., представитель ответчика- Правительства РБ, представитель третьего лица - Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления в материалах дела.
В силу ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Установлено, что Багаувы М.А. родился <данные изъяты> в графе «мать» указана Багаув С.П., в графе «отец»- Багаув М.А., что следует из свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Мать Багаув М.А.- Багаув С.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, отец ребенка- Багаув А.Р. лишен родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына.
Распоряжением Главы Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ Багаув М.А. принят на учет граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.
В настоящее время Багаув М.А. проживает с регистрацией по месту пребывания по адресу: <адрес>, общежитие; жилья в собственности не имеет, о чем также свидетельствуют сообщения, предоставленные Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и Государственным унитарным предприятием «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан».
Несмотря на то, что на законных основаниях Багаув М.А. принят на учет в предоставлении жилья по договору социального найма, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а так же определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее- орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее- заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу приведенных ранее норм действующего законодательства, суд считает, что обязанность обеспечения Багаува М.А. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения Багаува М.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа г. Уфа.
В соответствии с частями 4 и 6 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года №188-з (в редакции от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
По смыслу действующего законодательства, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Багаув М.А. в силу ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в учреждении профессионального образования, следовательно, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - а именно Администрацией городского округа Город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья.
По смыслу действующего законодательства, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Суд, дав оценку представленным доказательствам в силу ст. 59,60 ГПК РФ дает основание считать, что Багаув М.А. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет.
При таких обстоятельствах, суд обязывает ответчика Администрацию городского округа г.Уфа предоставить Багауве М.А.. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В требованиях Прокурора Кировского г.Уфы в интересах Багаувы М.А. к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений суд полагает необходимым отказать по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора Кировского района города Уфы в интересах Багаувы М.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Багаувы М.А. благоустроенное специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет, в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям не менее 14 кв.м.
В удовлетворении исковых требованиях Прокурора Кировского района города Уфы в интересах Багаувы М.А. к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить специализированное жилое помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Р.Нурисламова