Дело № 2-2446/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2018 года Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Седых Е.А., при секретаре Александровой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова ДМ к ГБУ Автомобильные дороги ЮАО, ГБУ г. Москвы «Жилищник ..», Управа Нагорного района города Москвы, Префектуре ЮАО Москвы, Госинспекции по недвижимости города Москвы о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мельников Д.Н. обратился в суд с указанным иском к ГБУ г. Москвы «Жилищник ..», Управе Нагорного района г. Москвы, Префектуре ЮАО г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы, ссылаясь на то, что Мельников Д.Н. и Мельникова Н.В. являются равнодолевыми собственниками земельного участка площадью 700 кв.м. по адресу: ….. … между ООО Группа компаний «Б.» (подрядчиком) и Мельниковым Д.Н. (заказчиком) заключен договор подряда № .., по которому подрядчик обязуется по заданию заказчика своими силами с использованием своих материалов на основании согласованного с заказчиком проекта выполнить работы по строительству подсобного некапитального сооружения по адресу: …, а заказчик обязуется принять и оплатить работы. В процессе исполнения договора подрядчик вывез грунт, осуществил планирование территории, произвел устройство железобетонного основания и стеновое заполнение полистеролбетона на сумму … коп. В период с … сотрудники ГБУ г. Москвы «Жилищник ..» и Управы ..г. Москвы произвели демонтаж возведенного подсобного некапитального сооружения. В установленном законом порядке решение о сносе не принималось, о предстоящем сносе и причинах сноса истец не уведомлялся. Истец полагает действия ответчиков незаконными и просит взыскать с них в счет возмещения материального вреда … коп., расходы по оплате госпошлины … коп. (том 1 л.д. 2-4).
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просил произвести взыскание с ГБУ «Автомобильные дороги ЮАО» (том 2 л.д. 34).
Истец Мельников Д.Н., представитель истца Кравец С.Г. в суд явились, иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям с учетом уточненных исковых требований.
Представитель ответчика ГБУ «Автомобильные дороги ЮАО» по доверенности Жоголь М.Г. в суд явился, иск не признал по доводам представленных ранее письменных пояснений и дополнений к ним по заявленным требованиям, где указано, что …Госинпекцией по недвижимости г. Москвы было выявлено незаконное (нецелевое) использование земельного участка по адресу: …, в виде возведенного на нем незавершенного строительством каркаса строения, состоящего из бетонных блоков, площадью около 36 кв.м. Акт не обжаловался и не отменялся. … в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № … «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» были выполнены работы по освобождению земельного участка от самовольно возведенного незавершенного строительством строения. В свидетельстве о праве собственности на земельный участок видом разрешенного использования обозначено: эксплуатация административного здания, то есть возведение на земельном участке каких-либо строений не предусмотрено, истец не получал разрешения на возведение строения.
Представитель ответчиков Префектуры ЮАО г. Москвы и Управы Нагорного района г. Москвы по доверенностям Плескачева М.М. в суд явилась, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель Госинспекции по недвижимости Гайдуков А.С. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель ответчика ГБУ г. Москвы «Жилищник ..», и представитель третьего лица ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении дела не просили, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо Мельникова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена, обеспечила явку своего представителя.
Третье лицо Мельникова Н.В. в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Кравец С.Г., который просил удовлетворить иск.
Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии ст. 167 ГПК РФ при обозначенной явке.
Заслушав явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Мельников Д.Н. и Мельникова Н.В. являются равнодолевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером … площадью 700 кв.м. по адресу: …. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация административного здания, и расположенного на нем 4х этажного нежилого здания (подземный этаж – 1) общей площадью … кв.м. (том 1 л.д. 27, 28).
… между ООО Группа компаний «БиоТерм» (подрядчиком) и Мельниковым Д.Н. (заказчиком) заключен договор строительного подряда № .., по которому подрядчик обязуется по заданию заказчика своими силами с использованием своих материалов на основании согласованного с заказчиком проекта выполнить работы по строительству подсобного некапитального сооружения по адресу: …, а заказчик обязуется принять и оплатить работы (том 1 л.д. 29-36).
… подрядчик и заказчик подписали акт о приемке выполненных работ (перемещение, вывоз грунта, планировка территории, устройство железобетонного основания, стеновое заполнение из полистеролбетона) стоимостью … руб. 00 коп. (том 1 л.д. 38).
Факт оплаты стоимости выполненных работ в сумме … руб. 00 коп., подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру (том 1 л.д. 39).
… Госинспекцией по недвижимости были составлены рапорт о результатах планового (рейдового) обследования № … и акт подтверждения незаконного (нецелевого) использования земельного участка № .., в соответствии с которыми земельно-правовые отношения в отношении земельного участка надлежащим образом не оформлены, разрешительная документация на возведение / строительство на земельном участке незавершенного строительством каркаса строения, состоящего из бетонных блоков, площадью 36 кв.м., отсутствует, сведения о государственной регистрации права собственности и о фактическом пользователе незавершенного строительством каркаса строения, состоящего из бетонных блоков, площадью 36 кв.м. отсутствуют. Земельный участок под строительство / реконструкцию объекта не предоставлялся. Объект обладает признаками самовольной постройки (том 1 л.д. 53-54, 55-58).
… сотрудники ГБУ «Автомобильные дороги ЮАО» демонтировали объект (том 2 л.д. 10-11).
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п.п. 2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Постановлением Правительства Москвы № 234-ПП от 31.05.2011 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» установлено, что Городская комиссия вправе принимать решения по объектам недвижимости, созданным в результате строительства или реконструкции, обладающим признаками самовольных построек, а также по самовольно возведенным некапитальным строениям на территории города Москвы независимо от площади и месторасположения объекта. Окружные комиссии рассматривают вопросы и принимают решения по объектам недвижимости, созданным в результате строительства или реконструкции, а также по самовольно возведенным некапитальным строениям с общей площадью самовольно возведенного (реконструированного) объекта 1 500 кв.м. и менее.
Постановлением Правительства Москвы № 614-ПП от 02.11.2012 утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов.
В соответствии с п. 2 Положения рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия).
Разделом 2 Положения предусмотрен порядок выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов.
Управа района города Москвы на постоянной основе выявляет незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, осуществляет проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 2 дней с момента получения, в случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, или подтверждения поступившей информации о незаконном размещении объекта составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, направляет указанный акт в префектуру административного округа города Москвы.
Департамент торговли и услуг города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы в случае выявления в рамках предоставленных полномочий незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в 2-дневный срок направляют информацию о выявлении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в управу соответствующего района города Москвы.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта обследования земельного участка направляет указанный акт в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.
Префектура административного округа города Москвы в 3-дневный срок с момента прекращения действия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, направляет соответствующую информацию в управу района города Москвы, в течение 5 рабочих дней с момента поступления в префектуру административного округа города Москвы акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или акта обследования земельного участка (п. 6) обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества, в течение 3 рабочих дней с даты принятия Окружной комиссией решения обеспечивает демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку, в течение 5 рабочих дней с даты принятия Окружной комиссией решения, указанного в пункте 7.2.2 настоящего Положения, направляет в суд исковое заявление об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов, обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на досках объявлений префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на объектах информации о проведении на территории административного округа проверок обоснованности размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и реализуемых мерах по демонтажу незаконно размещенных объектов, о самостоятельном осуществлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку в случае отказа правообладателей объектов в добровольном порядке освободить земельный участок от незаконно размещенного объекта, о месте и сроке хранения демонтированных или перемещенных объектов (их составных частей), перечне документов, необходимых для возврата правообладателям находящихся на хранении объектов.
Отсутствие правообладателя незаконно размещенного объекта при его демонтаже и (или) перемещении не является препятствием для осуществления действий по демонтажу и (или) перемещению незаконно установленного объекта на специально организованную для хранения площадку.
Постановлением Правительства Москвы № 819-ПП от 11.12.2013 утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Разделом 2 Положения установлен порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Управа района города Москвы обеспечивает еженедельный мониторинг территории соответствующего района города Москвы с целью выявления признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков с направлением информации о результатах мониторинга (информации о наличии, отсутствии признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков) в 2-дневный срок в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Префектуры административных округов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы при выявлении в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в 2-дневный срок направляют соответствующую информацию в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков незаконного (нецелевого) использования с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы, акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке):
Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В случае наличия прав на использование земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости осуществление мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется с сохранением возможности для использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением такого объекта недвижимости.
Оценивая доводы истца и ответчиков, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с представленными в материалы дела градостроительным планом земельного участка (том 2 л.д. 13-20) и составленной Госинспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы схемой расположения незавершенного строительством каркаса строения, последнее было размещено в границах принадлежащего Мельникову Д.Н. и Мельниковой Н.В. земельного участка.
В соответствии с п. 2.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, оно применяется в случае установления признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, под которым понимается использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Таким образом, составление рапорта о результатах планового (рейдового) обследования и акта подтверждения незаконного (нецелевого) использования земельного участка рапорта, акта о приемке выполненных работ по демонтажу незаконно размещенных объектов, последующий снос незавершенного строительством строения были осуществлены с применением правовых норм, не подлежащих применению.
Кроме того, в акте о приемке выполненных работ по демонтажу незаконно размещенных объектов указывается на то, что объект является некапитальным, что в случае нахождения объекта на территории г. Москвы свидетельствовало бы о нарушении порядка выявления и пресечения самовольного строительства, ДГИ г. Москвы иным уполномоченным лицом разрешения на снос объекта не выдавалось.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ для наступления деликтной ответственности необходимо установить наличие вреда, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, размер вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ доказыванию также подлежит вина причинителя вреда.
В рассматриваемом случае непосредственным причинителем вреда является ГБУ «Автомобильные дороги ЮАО», которое в отсутствии законных оснований совершило действия, приведшие к возникновению у истца убытков в размере стоимости подрядных работ по возведению затем снесенного строения - … коп., данная сумма подлежит взысканию с ГБУ «…» в пользу Мельникова Д.Н.
В силу с. 98 ГПК РФ суд также взыскивает с ГБУ «Автомобильные дороги ЮАО» в пользу Мельникова Д.Н. расходы по оплате госпошлины 6 356 руб. 50 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельникова ДН к ГБУ Автомобильные дороги ЮАО, ГБУ г. Москвы «Жилищник ..», Управа Нагорного района города Москвы, Префектуре ЮАО Москвы, Госинспекции по недвижимости города Москвы о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с ГБУ Автомобильные дороги ЮАО в пользу Мельникова ДН денежные средства в счет возмещения ущерба в размере … руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере … руб.
В удовлетворении исковых требований Мельникова ДМ к ГБУ г. Москвы «Жилищник ..», Управа Нагорного района города Москвы, Префектуре ЮАО Москвы, Госинспекции по недвижимости города Москвы о возмещении ущерба отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Чертановский районный суд города Москвы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: