Решение по делу № 2-774/2013 ~ М-864/2013 от 10.09.2013

РЕШЕНИЕ

(в окончательной формулировке)

Именем Российской Федерации

08 ноября 2013 года г. Каспийск

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.

помощника Махачкалинского природоохранного прокурора Алиев К.Х.

при секретаре судебного заседания Багамаевой Х.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Республики Дагестан и Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РД к ООО Кристалл» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский природоохранный прокурор обратился в Каспийский городской суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Республики Дагестан и Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РД к ООО «Кристалл» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Требования согласно искового заявления обоснованы тем, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии по <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на объекте по производству кирпича ООО «Кристалл», расположенном на территории <адрес>.

Генеральным директором Общества является Чупалаев М. М..

Постановлением Каспийской городской администрации за от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кристалл» предоставлены два участка в районе АСП завода «Дагдизель» размерами по 4 га и 14,5 га.

В процессе проверки установлено, что основным видом деятельности Общества является осуществление на предоставленном на праве аренды земельном участке общей площадью 18,5 га деятельности по производству красного кирпича, на территории <адрес> РД.

Общество осуществляет недропользование на основании Лицензии на право пользования недрами МАХ 01041 ТЭ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно заключению руководителя Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД, составленному с участием директора ООО «Кристалл» Чупалаева М.М., в период проведения проверки с выездом на место завод по производству строительного кирпича функционировал, на нем осуществлялась производственная деятельность по обжигу кирпича так называемым «напольным способом», который заключается в укладке сырца - кирпича в несколько рядов в пирамидальных формах, и его обжиге подведенным по трубам природным газом, и обжиг кирпича производился открытым способом. На производственной площадке имеется готовая продукция - кирпич, а также остатки битого кирпича - отходы производства. В процессе деятельности кирпичного завода осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от напольных печей по обжигу кирпича и автотранспорта. В процессе жизнедеятельности работающих на производстве образуются пищевые отходы.

Однако, указанная деятельность им осуществляется с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды по следующим основаниям.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.

Согласно пункту 1 статьи 23 настоящего Федерального закона нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п.1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п.2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п.З).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 04.09.2012) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п.6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п.7).

В п. 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" также предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Наличие разрешения на выброс вредных ( загрязняющих ) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении

хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как следует из заключения руководителя Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД, в процессе производственной деятельности ООО «Кристалл» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества : в процессе обжига кирпича: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, диоксид серы; от колес автотранспорта- пыль; со слада глины- пыль; от сварочного поста - сварочная аэрозоль; от автотранспорта- оксид углерода.

В Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенном письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 14-01-333, определено, что стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными

В разделе 6 приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении в 2011 году пилотного обследования природоохранных расходов" стационарный источник загрязнения атмосферы определен как непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества, куда относятся и другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).

Согласно заключению руководителя Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Минприроды РД Закиргаева A.M. от ДД.ММ.ГГГГ площадка по производству кирпича является стационарным источником выбросов и ООО «Кристалл» не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 284-0, следует, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

В ходе проверки установлено, что ООО «Кристалл» не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год и за 1 и 2 квартал 2013года.

Из приведенного следует, что кирпичный завод является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и ООО «Кристалл» осуществляет производственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Следовательно, ООО «Кристалл», имея кирпичный завод со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение вышеприведенных правовых норм не получены в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ПДВ санитарным правилам и разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с установленными Управлением Росприроднадзора по РД предельно допустимыми выбросами для стационарного источника и осуществляет производственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, без приведенных разрешительных документов.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по <адрес> от 23.08.13г. на ООО «Кристалл» не получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по РД как плательщик за НВОС.

Генеральному директору ООО «Кристалл» Чупалаеву М.М. заместителем Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Омаровым М.М. ДД.ММ.ГГГГ объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности по производству кирпича, то сеть осуществление деятельности без получения специального разрешения на выбросы на атмосферный воздух.

Постановлениями заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Омарова М.М. от 27.08.2013г. в отношении директора ООО «Кристалл» Чупалаева М.М. и ООО «Кристалл» возбуждены дела об административном правонарушении по 4.1 ст.8.21 и ст. 8.41 КоАП РФ по признаку «выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения», которые направлены на рассмотрение в Минприроды РД и находятся в настоящее время на стадии рассмотрения.

Таким образом, ООО «Кристалл» осуществляет промышленную деятельность по производству кирпича, сопряженную с негативным воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов, без получения следующих разрешительных документов, получение которых обязательно в силу закона:

-санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам;

-разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в атмосферный воздух.

Между тем, деятельностью ООО «Кристалл» по производству кирпича и добычи кирпичной глины на предоставленном ему земельном участке нарушаются права и законные интересы публичных объединений и неопределенного круга лиц по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст.ст. 37, 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» усматривается, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Преамбула); санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности» (ст.1); граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8).

Статьей 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в соответствии с которыми в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п.1); действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п.8).

В ст. З Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха, земель и водного законодательства создается угроза окружающей среде и здоровью человека.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ответчика не может быть опровергнута в настоящее время.

Деятельность ООО «Кристалл» по производству кирпича является объектом подконтрольным Управления Росприроднадзора.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об Управлении Росприроднадзора по <адрес>, данный орган является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции

Управление осуществляет контроль и надзор:

- за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами;

-ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

-      выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

- устанавливает нормативы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов

Поскольку Управление Росприроднадзора по РД является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим

вышеприведенных функции управления, то допущенными ООО «Кристалл» нарушениями в сфере охраны окружающей среды нарушаются интересы Республики Дагестан в его лице в сфере осуществления указанных функций.

Таким образом, невыполнением ООО «Кристалл» вышеприведенных требований закона нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, Республики Дагестан - на осуществление функций управления, регулирования и контроля в сфере деятельности, а также предусмотренные ст. ст.37, 41 и 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем, так как возникла потенциальная угроза не соблюдения нормативов качества окружающей среды, и тем самым обеспечения благоприятной окружающей среды в связи с несоблюдением установленного порядка осуществления производственной деятельности и отсутствием разрешительных документов на ее осуществление и использование природных ресурсов, целью которых является исключение негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, а также рациональное природопользование.

Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Как следует из статей 56 и 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

Исходя из требований ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.

По характеру данный иск касается вопросов запрещения экологически вредной производственной деятельности за совершение экологических правонарушений, создающих угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц и не связан с экономической деятельностью.

В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.

Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь и благоприятную окружающую среду. Просят: 1. обязать общество с ограниченной ответственностью «Кристалл» приостановить производственную деятельность на кирпичном заводе, расположенном по адресу: <адрес>, земельный участок общей площадью 18,5 га, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, до получения следующих разрешительных документов:

-положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно - допустимых выбросов вредных, (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника санитарным правилам;

-специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника.

В ходе судебного заседания представитель истца – зам.прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Алиев К.Х. поддержал предъявленные исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Управления Росприроднадзора по РД будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения исковых треований в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика ООО «Кристалл» Чупалаев М.М. представляющий интересы своего предприятий в судебном заседании не признал исковые требования истца и пояснила, что у них действительно имелись указанные в исковом заявлении нарушения. Но на день рассмотрения исковых требований, ими эти нарушения уже устранены. Предприятием получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух с задержкой, так как они ранее обращались за его получением, но в виду того, что имеются определенные сроки его выдачи они его получили с задержкой. Также ими на день рассмотрение исковых требований получено положительнрое санитарно-эпидиологическое заключение о соответствии нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. На основании изложенного просил отказать истцу в удовлетворении иска в связи с тем, что на день рассмотрения исковых требований нарушения природоохранного законодательства устранены.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит, что в удовлетворении иска необходимо отказать.

Судом установлено, что на основании приказал №361-Э/ ВР-13 от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по РД ООО «Кристалл» выдано разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух на период с ДД.ММ.ГГГГ по 11.10. 18 г. и данный документ представлен суду в ходе судебного заседания..

Из санитарно эпидемиологического заключения № 05.01.01.000.Т.0000ДД.ММ.ГГГГ от 10.09.2013г. следует, что деятельность ООО ООО «Кристалл» соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.

Согласно ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране атмосферного воздуха" Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ)

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ)

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Как уже было сказано выше, конституционной обязанностью органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений является обязанность по соблюдению положений Конституции РФ и законов РФ (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Реализация принципа обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха является прямым исполнением требований Конституции РФ.

Одним из принципов охраны окружающей среды, заложенных в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Основная его цель состоит в обеспечении законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды. Эта цель раскрывается далее целями неотвратимости ответственности, общей и специальной превенции, дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания, обеспечения максимально возможного возмещения ущерба, нанесенного экологическим и экономическим интересам государства и общества.

Согласно ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды" требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В силу ст. 1065 ГК РФ «1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам».

Как следует из установленных в судебном заседании обстоятельств, ответчик устранил допущенные им в части законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Республики Дагестан и Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РД нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что ответчиком устранены имеющие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, следовательно, суд считает возможным в удовлетворении исковых требований Махачкалинскому природоохранному прокурору в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Республики Дагестан и Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РД к ООО «Крисстал» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды отказать, в связи с устранением ответчиком ООО «Крисстал» допущенных им нарушений на момент рассмотрения дела.

В силу ст. 103 ГПК РФ «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации».

В связи с тем, что судом Махачкалинскому природоохранному прокурору в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Республики Дагестан и Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РД к ООО Кристалл» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в удовлетворении исковых требований отказано, то следовательно необходимо отказать в иске и в части взыскания с ответчика государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Махачкалинскому природоохранному прокурору в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Республики Дагестан и Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по РД к ООО «Кристалл» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий

Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-774/2013 ~ М-864/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Росприроднадзор по РД
МАХАЧКАЛИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
Ответчики
ООО "КРИСТАЛЛ"
Другие
Чупалаев Муртазали Магомедович
Суд
Каспийский городской суд Республики Дагестан
Судья
Сунгуров Радик Гусейнович
Дело на странице суда
kaspiyskiy--dag.sudrf.ru
10.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2013Передача материалов судье
12.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2013Судебное заседание
08.11.2013Судебное заседание
12.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2014Дело оформлено
08.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее