Дело №2-606/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2021 года пгт. Ленино
Резолютивная часть решения суда объявлена 9 августа 2021 года.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2021 года.
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Копаева А. А.,
при секретаре Мезенове В. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков: Управление образования администрации <адрес> Республики Крым, Финансовое управление администрации <адрес> Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором просил обязать администрацию <адрес> Республики Крым в течение одного года с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий на цели обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности объекта образования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виноградненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, а также обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности согласно паспорту безопасности МБОУ «Приозёрненская СОШ», в течение одного года с момента поступления денежных средств оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения; оборудовать объект (территорию) системой охранной сигнализации; обеспечить охрану объекта (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым устранить нарушения пожарной безопасности в течение одного года с момента поступления денежных средств, путем установления автоматической системы пожаротушения.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым соблюдения федерального законодательства установлены нарушения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. Прокурором в адрес школы было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое осталось неисполненным ввиду недостаточности финансирования на указанные цели, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика администрации <адрес> Республики Крым в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске к администрации отказать.
Представитель ответчика МБОУ «Приозёрненская СОШ» в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске к МБОУ «Приозёрненская СОШ» отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управления образования администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Причин своей неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Финансового управления администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. От него в суд поступили пояснения с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 152-153).
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование <адрес> Республики Крым в лице администрации <адрес> Республики Крым (л.д. 39-53).
<адрес> Республики Крым проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым выявлены нарушения и внесено представление об устранении нарушений, в том числе путем:
- оборудования объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудования объекта охранной сигнализацией;
- оборудования объекта системой охранного освещения;
- оснащения объекта (территорию) системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией;
- обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
В целях устранения нарушений требований законодательства, а также защиты прав неопределенного круга лиц (детей, пребывающих в образовательных учреждениях), прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, которые впоследствии уточнил.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательных учреждениях.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
В силу ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружения должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Из паспорта безопасности МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, утвержденного главой администрации <адрес> в июне 2020 года, следует, что объект отнесен к 3 категории опасности, а не ко 2 категории, как указано в иске на основании Паспорта безопасности, утвержденного в 2020 году, и с учетом категории определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 57-60).
Пунктом 1.7 Устава МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым предусмотрено, что образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Крым, решениями вышестоящих органов, осуществляющих управление в сфере образования, настоящим Уставом.
Согласно Положению об Управлении образования администрации <адрес> Республики Крым Управление имеет статус юридического лица, обладает полномочиями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для муниципальных нужд; является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным организациям в сфере образования; формирует и утверждает муниципальные задачи, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными организациями сферы образования муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществлять контроль их деятельности (л.д. 91-104).
В соответствии с подп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В связи с тем, что МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности несовершеннолетних, ограждение образовательного учреждения отвечает целям безопасности учащихся и преподавательского персонала, является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию учреждения.
Исходя из вышеприведенного, нарушение правил антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым имеет место нарушение требований федерального законодательства.
Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных ассигнований, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.
Непринятие мер по устранению указанных нарушений в МБОУ «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым создает условия для возможного наступления тяжких последствий, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, включающих меры по возведению ограждающих конструкций территории общеобразовательного учреждения, а также обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – администрации <адрес> Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.
При этом суд считает необходимым отметить, что возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления, в данном случае администрацию <адрес> Республики Крым, обязанность по социальной защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств, в связи с чем, доводы ответчика в этой части подлежат отклонению судом.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, –
РЕШИЛ:
Иск прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым, администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить в полном объеме.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели обеспечения антитеррористической защищенности и пожарной, безопасности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности согласно паспорту безопасности МБОУ «Приозёрненская СОШ», в течение одного года с момента поступления денежных средств, а именно:
- оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудовать объект охранной сигнализацией;
- оборудовать объект системой охранного освещения;
- оснастить объект (территорию) системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией; обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приозёрненская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Республики Крым устранить нарушения пожарной безопасности, в течение одного года с момента поступления денежных средств, путем установления автоматической системы пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А. А. Копаев