РЕШЕНИЕ дело № 2- №/2014
Именем Российской Федерации
с. Поярково 07 февраля 2014 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,
с участием заявителя Матяж Л.А., помощника прокурора Михайловского района Амурской области Тимошенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Матяж Л.А. к администрации Михайловского района, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области о признании незаконным отказа администрации Михайловского района от 25.11.2013, обязании администрации <адрес> сельсовета по организации работы комиссии по проведению обследования дома истицы, обязании администрации по результатам обследования принять решения о включении либо невключении истицы в списки пострадавших на получение финансовой помощи, признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района обратился в суд в интересах Матяж Л.А. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области с требованием о признании незаконным отказа администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ, обязании администрации Новочесноковского сельсовета по организации работы комиссии по проведению обследования дома истицы, обязании администрации по результатам обследования принять решения о включении либо невключении истицы в списки пострадавших на получение финансовой помощи.
В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой Михайловского района в ходе проверки соблюдения администрацией Михайловского района и администрацией <адрес> сельсовета законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части соблюдения порядка подготовки документов на предоставление гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения, единовременной материальной и финансовой помощи, а также законности принятия решения об отказе в предоставлении указанных видов помощи установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> сельсовета поступило заявление Матяж Л.А. (вх.№№) о предоставлении финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, вследствие ЧС. Согласно объяснению главы <адрес> сельсовета Колмыковой М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ заявление Матяж Л.А. без проведения обследования жилого дома заявителя передано на рассмотрение в администрацию Михайловского района, поскольку на основании Протокола № заседания комиссии при администрации <адрес> главам поселений рекомендовано прекратить с 16-00 часов 25.09.2013 прием заявлений от физических и юридических лиц, чье имущество пострадало. По результатам рассмотрения обращения Матяж Л.А. администрацией Михайловского района ДД.ММ.ГГГГ заявительнице направлен отказ в предоставлении финансовой помощи, в виду пропуска срока для обращения. Указанное решение об отказе в предоставлении Матяж Л.А. финансовой помощи является незаконным, поскольку принято без проведения обследования частного жилого дома заявительницы. Распоряжением главы <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № создана комиссия по обследованию частных жилых домов, подвергшихся чрезвычайной ситуации, на предмет определения ущерба, нанесенного крупномасштабным наводнением. Однако указанной комиссией в установленный трехдневный срок со дня поступления от Матяж Л.А. заявления, обследование жилого дома в целях определения размера ущерба, не проводилось, соответствующий акт обследования о наличии либо отсутствии поврежденного у заявителя имущества не составлялся, что не позволяет сделать вывод, имеет ли гражданин право на получение соответствующего вида помощи или нет. Кроме того, законодательством определены основания отказа в предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, такого основания для отказа в предоставлении помощи, как нарушение гражданином срока обращения в органы местного самоуправления за указанными видами помощи, действующим законодательством не предусмотрено.
Просил признать незаконным отказ администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ о невключении Матяж Л.А. в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с истечением срока обращения за указанной помощью, обязать администрацию <адрес> сельсовета по организации работы комиссии по проведению обследования дома истицы, обязать администрацию по результатам обследования принять решение о включении либо невключении истицы в списки пострадавших на получение финансовой помощи, признать за истицей право на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации
В судебном заседании истица Матяж Л.А. требования дополнила, просила также признать за ней право на получение финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Пояснила, что в период наводнения в селе было объявлено о том, что в сельском клубе ведется прием заявлений о выплате компенсации в результате паводка. Все жители писали заявления. Ей пришлось несколько раз переписывать заявления, куда далее направлялись заявлений ей не известно, впоследствии ей стало известно, что при подаче последнего заявления истек срок приема заявлений. Свое заявление от ДД.ММ.ГГГГ она самостоятельно отвозила в сельсовет, заявления при этом специалистами сельсовета не регистрировались. Она получила компенсацию в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., как неработающий пенсионер. В результате наводнения в подполье ее жилого дома была вода, приходилось сушить подполье. От влаги потрескались окна в доме. Уровень воды в подполье был на три доски, вода была только в подполье, мебель, иное имущество не пострадало. В летней кухне завалился погреб. Дом был куплен ею, но документы надлежащим образом не оформлены, договор купли-продажи не составлялся. Имеется технический паспорт на жилое помещение, кадастровый паспорт не земельный участок не получен. В жилом помещении проживает одна. Она не имеет регистрации в <адрес>, зарегистрирована в <адрес>, решением Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт ее постоянного проживания в <адрес>. Указала, что не имеется целесообразности в обязании администрации сельсовета обследовать жилое помещение, поскольку она самостоятельно устранила последствия от наводнения и комиссия ничего не установит, в связи с чем не настаивает на требовании об обследовании дома. Просила признать за ней право на выплату финансовой помощи в результате ЧС в размере 50000 руб.
Помощник прокурора Михайловского района Тимошенко А.В. поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, в том числе с учетом дополнений истицы. Указал, что необходимо провести обследование жилого помещения истицы, поскольку жилое помещение не обследовалось и только после этого сделать выводы относительно прав истицы на получение финансовой помощи.
Представители ответчиков администрации Михайловского района, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представители третьих лиц – Министерства финансов Амурской области, ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области №66 от 01.08.2013 «О введении на территории Новочесноковского сельсовета режима чрезвычайной ситуации» следует, что с 18.00 часов 01.08.2013 на территории <адрес> сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно Перечню населенных пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному Главой Михайловского района 16.09.2013 и главным специалистом службы ГЗ и ПБ администрации района от 16.09.2013, на территории <адрес> в августе 2013 года были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
Из справки администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица фактически проживает по адресу: <адрес> с апреля 2012 года.
Согласно предоставленной копии паспорта истица зарегистрирована в <адрес>.
Согласно копии решения Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Матяж Л.А. по адресу <адрес> <адрес>.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, расположение по адресу <адрес> отсутствуют.
Во исполнение требований законодательства по обеспечению мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, органом местного самоуправления Михайловского района Амурской области подготовлен список граждан на получение единовременной материальной помощи и список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. В указанные списки включены граждане, зарегистрированные по месту жительства на момент ЧС жители сел Михайловского района, которые обратились с соответствующим заявлением с предоставлением необходимых документов.
Согласно ответу администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Матяж Л.А. следует, что ей отказано во включении в список на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество из резервного фонда Правительства Амурской области, Правительства РФ, поскольку ею пропущен срок для приема заявлений от граждан, чье имущество пострадало в результате ЧС. Последним днем приема заявлений, согласно протоколу заседания комиссии при администрации Михайловского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности №59 от 24.09.2013, определено 25 сентября 2013 года.
Указывая на незаконность ответа администрации Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор ссылается на необоснованное применение положений Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 №750, поскольку считает, что такое Постановление распространяется на отношения, возникшие между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Однако суд исходит из того, что закрепляя в указанном Постановлении сроки обращения федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (в течение одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации), указанные органы должны исходить из общего количества людей, которым в результате чрезвычайной ситуации причинен ущерб. При этом в силу положений абзаца 2 п.7 Правил, в случае непредставления обосновывающих документов в установленные сроки вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение финансовой помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с предоставлением всех необходимых документов, что со стороны истицы сделано не было. Поскольку на момент подачи истицей заявления (24.10.2013) списки граждан, имуществу которых причинен ущерб были сформированы, то администрация района не имела возможности включить истицу в указанные списки, в связи с чем, и был дан ответ. Вместе с тем, при доказанности факта наличия причинения ущерба имуществу истца, суд вправе принять решение о включении заявителя в списки пострадавших для выплаты финансовой помощи.
Сам по себе факт обращения в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в списки пострадавших и выплате единовременной и финансовой помощи, а также наличие акта обследования жилого помещения не являются безусловными основаниями для производства таких выплат, поскольку у заявителя должно возникнуть право на получение таких компенсаций, которое возникает исключительно при причинении ущерба заявителям в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании истица просила признать за ней право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. Также указала на то, что в настоящее время отпала целесообразность проведения обследования дома, поскольку она весь дом привела в порядок, и комиссия никаких последствий наводнения не установит, и на требовании об обследовании дома она не настаивает.
Суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.
В поданном исковом заявлении, представленных материалах отсутствуют указания на причиненный ущерб. Указание на факт подтопления хозяйства и на наличия воды в подполье не может безусловно свидетельствовать о наличии у истицы повреждений имущества первой необходимости.
Истцом не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истец указала на причинение ущерба подполью жилого дома и погребу в летней кухне, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением.
Таким образом, судом не установлено, что у истицы в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости. Истицей не представлено суду доказательств утраты такого имущества, материалами дела такие обстоятельства не подтверждаются.
Кроме того, суд учитывает, что истица в судебном заседании указывала на то, что права на дом, в котором она проживает, не оформлены, дом приобретала давно, но договор не составляла, свои права не регистрировала.
Поскольку Матяж Л.А. не зарегистрировала свои права на жилой дом, то исходя из положений ч.2 ст.8, ст. 219 ГК РФ, она в настоящее время юридически не является собственником жилого помещения, а компенсация причиненного ущерба возможна только собственнику поврежденного имущества.
Также из пояснений истицы следует, что она обращалась с заявлением о выплате ей единовременной материальной помощи и получила данную помощь в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, как неработающий пенсионер.
Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Истице Матяж Л.А. была оказана единовременная материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истице финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости отсутствуют, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения иных заявленных требований, в том числе требований по возложению на администрацию Михайловского района обязанности по принятию заявлений истцов и их рассмотрению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Матяж Л.А. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Кундикова
В окончательной форме решение изготовлено 12.02.2014