Судебный акт #1 () по делу № 33а-2919/2021 от 15.06.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Гельвер Е.В.                                                                  Дело № 33а-2919/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       3 августа 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2021 года по делу №2а-1-108/2021, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить .

Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников» на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника  в с.Челдаево Инзенского района  Ульяновской области; скотомогильника в с.Шлемасс Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

Отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников  на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в с.Челдаево Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Шлемасс Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника в с.Челдаево Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Шлемасс Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

В удовлетворении административного иска к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области Сафонова А.А., Замалтдинова Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора  Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и основанным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, признании незаконным бездействия, признании незаконным и отмене распоряжения, обязании обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений.

Требования мотивированы тем, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации скотомогильников в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

На основании данного распоряжения организованы мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области о ликвидации указанных скотомогильников является незаконным и подлежащим отмене, поскольку ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники (биотермическую яму) содержат сведения о том, что захоронения являются сибиреязвенными.

В соответствии с требованиями п.7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, на вышеуказанные скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарные карточки, которые содержат сведения, что в скотомогильниках захоронены животные, павшие от сибирской язвы.

Согласно п.1.2, п.1.3. постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» требования указанного Порядка не распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы), земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п. 1.4).

Полагает, что ликвидация скотомогильников противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространения сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Прокурор просил восстановить срок на обращение с административным исковым заявлением; признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильников в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019; обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность вышеуказанных скотомогильников в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Областное государственное бюджетное учреждение «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», в качестве заинтересованного лица – Правительство Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора Ульяновской области, Управление Россельхознадзора Ульяновской области, МУ администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области, МУ администрация МО «Коржевское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Не соглашается выводами суда о признании захоронений сибиреязвенными скотомогильниками. Указывает, что действовавшие на момент захоронения, а также в настоящее время ветеринарные правила запрещают захоронение трупов животных без их сжигания. Нормативно-правовыми актами в сфере ветеринарии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено, что зола не может быть источником сибирской язвы.

Заместитель Роспотребнадзора в письме от 22.06.2020 и директор ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора в письме от 18.06.2020 искажают санитарно-эпидемиологические правила и неправомерно признают захоронения зольных остатков скотомогильниками. Выводы данных должностных лиц противоречат п.8.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, а также письму заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ Муковнина А.А. №25/2306 от 13.11.2020, которому судом не дана правовая оценка. Кроме того, в вышеуказанном письме директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора указано, что только при отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраниться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы. Подтверждением выполнения ветеринарными врачами всех мероприятий, предусмотренных при ликвидации сибирской язвы, в том числе сжигания трупа животного, является снятие карантина, то есть подтверждение безопасности территории для окружающей среды и населения.

Судом не учтены представленные материалы по отбору проб почвы с места захоронения в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области, лабораторные исследования и экспертные заключения, выполненные ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», которые доказывают безопасность ликвидированных захоронений.

Ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники не могут считаться первоисточником информации, поскольку проверка состояния скотомогильников осуществлялась в 2013 году, то есть через значительный промежуток времени после возникновения спорных объектов.

Факт бездействия со стороны Агентства ветеринарии Ульяновской области отсутствует, поскольку ветеринарными службами Ульяновской области, в том числе ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» проводились все необходимые профилактические мероприятия по предупреждению болезней животных. В период принятия спорного распоряжения осуществление каких-либо действий, направленных на обеспечение безопасности захоронения не предполагалось.

Ограждения и таблички на месте захоронения в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области установлены администрацией Инзенского района Ульяновской области в 2010 году во исполнение областной целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период с 2005-2012 годы».

Относительно требования административного истца о восстановлении ликвидированного скотомогильника указывает, что Агентством ветеринарии Ульяновской области не осуществлялись меры по ликвидации ограждений, канав и предупреждающих табличек. Мероприятия по ликвидации скотомогильника включали в себя разравнивание и прикатывание поверхностного слоя почвы с последующей дезинфекцией. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали, земля, находящаяся под отсутствующим объектом недвижимости не разграничена. Принятым решением предполагается расходование бюджетных средств на объект недвижимости, не находящийся в собственности Ульяновской области. Кроме того, судом не определены географические координаты места захоронения, размер и высота ограждений по всему периметру, а также размеры формирования по всему периметру канавы. Согласно ответу специализированной организации АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» установить место нахождения захоронений в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области невозможно.

Фактически места сжигания в с.Челдаево, с.Шлемасс, в с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области являются санитарно-неблагополучными пунктами, не представляющим биологическую опасность и не являющимися сибиреязвенными.

Считает необоснованным восстановление прокурору срока для подачи административного искового заявления, а также отказа в рассмотрении ходатайства о прекращении производства по делу на основании ч.2 ст.194 КАС РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» поддерживает доводы апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители административного истца и Агентства ветеринарии Ульяновской области. Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Как следует из материалов дела распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20.12.2019 №776-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского; Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильников: в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, на данные скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарные карточки.

Из представленных Агентством ветеринарии Ульяновской области в Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру копий ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники усматривается следующее.

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) с.Шлемасс Инзенского района Ульяновской области животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в 1952 году. Скотомогильник имеет площадь 100 кв.м, удален от с.Шлемасс на 3000 м, от фермы на 1500 м, от пастбища на 1500 м, от дороги «Инза – Шлемасс» на 1500 м, от водоема на 200 м. Скотомогильник по периметру огорожен забором из металлических столбов, обтянутых колючей проволокой.

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области содержит сведения, что животные, павшие от сибирской язвы, захоронены в 1947 году. Площадь скотомогильника – 5 х 5 кв.м, имеется ограждение из металлических столбов, обтянутых колючей проволокой, яма залита раствором бетона площадью 3 х 3 кв.м, удаление от с.Чумакино – 1000 м, от пастбища – 500м, от дороги – 300 м.

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) с.Челдаево Инзенского района Ульяновской области содержит сведения, что животные, павшие от сибирской язвы, захоронены в 1975 году. Площадь скотомогильника 100 кв.м, по периметру скотомогильник огорожен забором из металлических столбов, обтянутых колючей проволокой. Скотомогильник расположен в лесном массиве на расстоянии от с.Челдаево на 500 м, от пастбища – 500 м, от дороги – 800 м, от водоема 1000 м.

Указанные сведения подтверждаются актами обследования состояния скотомогильников за период с 2015 по 2018 годы, составленными Агентством ветеринарии по Ульяновской области, ОГБУ «Барышский центр ветеринарии» и администрацией МО «Коржевское сельское поселение».

Представленные Агентством ветеринарии Ульяновской области в суд копии ветеринарно-санитарных карточек содержит аналогичную информацию, а также о захоронении зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы.

Данные скотомогильники включены в базу сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, имеются их географические координаты в системе GPS.

Согласно выпискам из реестра муниципального имущества Коржевского сельского поселения Инзенского района Ульяновской области по состоянию на 12.04.2021 названные сибиреязвенные скотомогильники включены в реестр муниципального имущества Коржевского сельского поселения, им присвоены реестровые и кадастровые номера.

Согласно актам от 23.12.2019 указанные сибиреязвенные скотомогильники ликвидированы в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» и распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20.12.2019 №776-р.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация сибиреязвенных скотомогильников противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56, Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», названному постановлению Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на надлежащей оценке исследованных доказательств, правильном применении норм права.

В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).

Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники), не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.

В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия распоряжения №776-р от 20.12.2019 о ликвидации скотомогильников, в числе которых скотомогильники в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорных скотомогильниках захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, ликвидированные захоронения не являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.

Факт захоронения в скотомогильниках животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками, копии которых представлены в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации сибиреязвенных скотомогильников, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность, и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.

При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.

Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные сибиреязвенные захоронения не подлежали ликвидации в силу действующего законодательства.

Доводы Агентства ветеринарии Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что судом дана неправильная правовая оценка содержанию писем заместителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 и директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора от 18.06.2020, которые искажают санитарно-эпидемиологические правила, неправомерно признают захоронения зольных остатков сибиреязвенными скотомогильниками, противоречат п.8.6 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, а также письму заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ Муковнина А.А. №25/2306 от 13.11.2020, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не опровергают правильность выводов суда об отсутствии оснований для ликвидации сибиреязвенных захоронений.

При принятии решения суд исходил из того, что в скотомогильниках имело место захоронение зольных останков животных, павших от сибирской язвы. Суд не приходил к выводу о том, что при захоронении животных, павших от сибирской язвы, имело место нарушение положений п.8.6 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, которыми предусмотрено обязательное сжигание трупов больных животных и всех продуктов, полученных при вынужденном убое больных сибирской язвой животных.

Судебная коллегия обращает внимание, что спорные скотомогильники были включены как сибиреязвенные в областную целевую программу «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005 - 2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 №25/240-П. Разработчиком программы являлось, в том числе Управление ветеринарии администрации Ульяновской области. Данной программой было учтено , что возбудитель сибирской язвы является опасным в течение 100 лет.

Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда о возложении на Агентство обязанности по восстановлению скотомогильника также не опровергает правильность решения в указанной части.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку требования административного истца к Агентству ветеринарии по Ульяновской области удовлетворены, суд обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению безопасности скотомогильников в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10.

Судом в решении мотивирован вывод, на основании которого принято решение о возложении на Агентство ветеринарии по Ульяновской области обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения, и судебная коллегия с данным выводом соглашается.

Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие координат скотомогильника на местности, не свидетельствует о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для исполнения данным административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения скотомогильников имеется в ветеринарно-санитарных карточках, географические координаты в системе GPS содержатся в базе данных сибиреязвенных скотомогильников Ульяновской области. Кроме того названные обстоятельства не препятствовали Агентству ветеринарии по Ульяновской области принимать участие в мероприятиях по ликвидации скотомогильников, что свидетельствует о наличии у Агентства необходимой информации о месте их нахождения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска, поскольку данный срок был пропущен в связи с осуществлением административным истцом действий, направленных на проверку всех обстоятельств спора и сбор доказательств для обоснования исковых требований; прокурор обратился в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также в связи с тем, что допущенное нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно, нарушение прав неопределенного круга лиц носит длящийся характер.

Принятие закона, которым изменяется порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда о признании незаконным и отмене оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.

Довод апелляционной жалобы о нерассмотрении судом ходатайства Агентства ветеринарии по Ульяновской области о прекращении производства по делу на основании ч.2 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может быть признан состоятельным, поскольку данный вопрос решен судом при принятии решения по существу заявленного прокурором административного иска.

В соответствии с ч.2 ст.194 названного Кодекса суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Признание распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 02.04.2021 утратившим силу оспариваемого распоряжения от 20.12.2019 №776-р не свидетельствует о том, что совершенные ответчиком на основании данного распоряжения действия по ликвидации сибиреязвенных скотомогильников перестали затрагивать права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором заявлен настоящий административный иск.

При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу не имелось и рассмотрение судом требований прокурора по существу является правомерным.

В то же время судебная коллегия отмечает, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм процессуального права, без устранения которых решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебной коллегией установлено, что решение принято судом без соблюдения требований ч.1 ст.178, п.1 ч.6 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к форме и содержанию решения суда, в соответствии с которыми суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска.

Как усматривается из принятого по делу решения, судом требования прокурора удовлетворены частично, отказано в удовлетворении иска к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» отказать, однако резолютивная часть решения суда не содержит вывода суда об удовлетворении административного иска в части.

Также судом не принято решение по требованиям административного истца о признании незаконным бездействия Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильников в с.Челдаево, с.Шлемасс, с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области в период действия оспариваемого распоряжения.

При разрешении данного требования судебная коллегия учитывает следующее. Поскольку с момента вынесения распоряжения №776-р от 20.12.2019 о ликвидации скотомогильников Агентством ветеринарии Ульяновской области не осуществлялись мероприятия по обеспечению безопасности спорных сибиреязвенных скотомогильников, требования прокурора о признании незаконным бездействия Агентства ветеринарии Ульяновской области по реализации своих полномочий подлежали удовлетворению.

Довод Агентства ветеринарии Ульяновской области о том, что бездействие было вызвано изданием распоряжения о ликвидации скотомогильников и имело место в период действия названного распоряжения, не может служить основанием для вывода о законности оспариваемого бездействия, поскольку само распоряжение о ликвидации скотомогильников является незаконным.

В соответствии с ч.4 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Так как указанные нарушения повлекли принятие судом неправильного решения, принятое по делу решение в данной части подлежит изменению с указанием на частичное удовлетворение административного иска прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и указанием на признание незаконным бездействия Агентства ветеринарии Ульяновской области в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника в с.Челдаево Инзенского района Ульяновской области, скотомогильника в с.Шлемасс Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2021 года изменить.

Дополнить резолютивную часть решения указанием на частичное удовлетворение административного иска прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и указанием на признание незаконным бездействия Агентства ветеринарии Ульяновской области в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника в с.Челдаево Инзенского района Ульяновской области, скотомогильника в с.Шлемасс Инзенского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Чумакино Инзенского района Ульяновской области.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

 

33а-2919/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»
ОГБУ Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия
Агенство ветеринарии Ульяновской области
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Администрация МО Коржевское сельское поселение
Сафонов А. А.
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области
Замалтдинов Р.Р.
МУ Администрация МО Инзенский район Ульяновской области
Соколова М.С.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
16.06.2021Передача дела судье
03.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее