Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-884/2012 (2-4671/2011;) ~ М-5200/2011 от 17.11.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2012 года

Раменский городской суд Московской области

в составе: судьи Фёдорова О.А.,

при секретаре Петрова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-884/12 по иску Раменского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ к Костенковой А. Г. <...>, ФГБУ <...> о признании договора социального найма недействительным,-

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Раменской городской прокуратуры обратился в суд к ответчикам с иском о признании договора социального найма от <дата> <номер>, заключенный между ФГУ <...> и Костенковой А.Г., согласно которому Костенковой А.Г. и членам ее семьи предоставлено помещение, расположенное по адресу: <адрес> и признать договор социального найма от <дата> <номер>, заключенный между ФГУ <...> и Костенковой А.Г., согласно которому Костенковой А.Г. и членам ее семьи предоставлено помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований истец указывает на то, что ими была проведена проверка по заявлению руководства ФГУ <...> по факту противоправного захвата федерального имущества, расположенного по указанному стороной спорному адресу. Установлено, что на основании договора социального найма от <дата> <номер> и аналогичного договора за <номер>, заключенных между ФГУ <...> и Костенковой А.Г., согласно которому Костенковой А.Г. и членам ее семьи предоставлено помещение, расположенное по адресу: <адрес>. указанные договора социального найма жилого помещения являются недействительными по следующим причинам. По договора социального найма жилые помещения предоставляются гражданами, принятыми в установленном законом порядке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Документов о том, что указанные граждане приняты в установленном законом порядке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий не представлено. Следовательно, при предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда нарушен порядок предоставления жилых помещений, установленных действующим законодательством. Кроме того, ответчиком не представлено документов подтверждающих, тот факт, что договор социального найма были заключены на то уполномоченным лицом или органом, поскольку спорное помещение Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2008 года № 1300-р ФГУ <...> отнесено непосредственно к ведению Минздрава РФ. Полагает разрешить указанный спор в судебном порядке и удовлетворить заявленные требования.

Истец – Прокурор Раменской городской прокуратуры о времени и месте рассмотрения дела извещен, явился представитель Абаимова Е.А., просила исковые требования удовлетворить, по указанным основаниям.

Истец – Министерство здравоохранения и социального развития РФ в лице своего представителя действующего по доверенности Бондаренко Р.С.явился, поддержал заявленные требования иска.

Ответчики – Костенкова А.Г., ФИО1, ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Ответчик – ФГУ «<...>» в лице своего представителя по доверенности Рыжикова М.А.явился, исковые требования признал и не возражал против их удовлетворения (л.д.140)

Третье лицо – Управление опеки и попечительства в лице своего представителя Белякова Д.А. в судебное заседание явился, поддержал исковые требования и не возражал против их удовлетворения.

Суд, выслушав мнение сторон по делу, изучив письменные материалы по делу полагает возможным заявленные требования истца удовлетворить в полном объеме.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела на основании договора социального найма от <дата> <номер> и договора социального найма от <дата> <номер>, заключенных между Федеральным государственным учреждением «<...> в лице бывшего директора ФИО3 и Костенковой А.Г., ей и членам ее семьи предоставлены жилые дома летние, финские <номер> и <номер>, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.24-33)

Согласно указанных договоров социального найма ответчикам Костенковой А.Г. и членам ее семьи из 11 человек предоставлено во владение и пользование – безвозмездное бессрочное пользование изолированных жилых помещений: жилого дома летнего, финского <номер> расположенного по адресу: <адрес> с правом последующей безвозмездной приватизации;

жилого дома летнего, финского <номер> по адресу: <адрес> с правом последующей безвозмездной приватизации.

Согласно представленной выписки из домовой книги и справки указанные ответчики по спорному адресу не зарегистрированы, ежемесячную оплату по оказанию бытовых и коммунальных услуг, а также плату за жилье не производят.

Каких-либо оригиналов указанных договоров в ФБГУ «<...>» отсутствуют, реестр договоров социального найма жилых помещений не существует.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находится в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом. Спорный жилой дом <номер> и служебный дом жилой финский <номер>, инв.<номер>, площадью <...> кв.м. относятся к федеральному имуществу, закрепленному на праве оперативного управления за ФГУ «<...>», распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от <дата> <номер> (л.д.43)

Из представленных свидетельств о государственной регистрации прав собственности, указанные спорные жилые дома расположены на земельном участке общей площадью <...> кв.м., являющимися собственностью РФ (л.д.83,84)

На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства РФ.

Согласно п.2.12 Типового регламента взаимодействия органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 года №30, устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, передаваемого подведомственным этим органам федеральным государственным учреждениям.

Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России» от <дата> <номер> ФГУ «<...>» передан в оперативное ведение Минздравсоцразвития России.

Пунктом 1.1. Устава ФГУ «<...>» его учредителем является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствии с п.5.5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №321, Минздравсоцразвития России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным Министерству.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Частью 1 ст. 298 ГК РФ определено, что учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» от 10.02.2004 года № 71 в Уставе ФГУ «<...>» установлен запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением.

При этом согласно ст. 52 ЖК РФ по договорам социального найма жилые помещения предоставляются гражданам, принятым установленном законом порядке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании п.2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признаны в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Ст.2 Закона Московской области 26.07.2006 года № 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» установлено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане Российской Федерации, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 10 кв.м.

Для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданином подается заявление в соответствующий уполномоченный орган Московской области.

Согласно ст. 10 указанного закона, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учёт.

Ответчиками не представлено каких-либо документов подтверждающих тот факт, что они являются поставленными на учет гражданами нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Суд обращает внимание на то, что согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона- собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель)- обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ наймодателем в договоре социального найма жилого помещения может выступать только собственник жилого помещения государственного жилищного фонда либо управомоченное им лицо.

Руководитель ФГУ «<...>» по вопросу заключения с гражданами договоров социального найма указанных выше жилых помещений в Минздравсоцразвития России не обращался.

Таким образом, руководитель ФГУ «<...>» не был наделен полномочиями на заключение с гражданами договоров социального найма жилых помещений, переданных учреждению на праве оперативного управления.

Действия должностных лиц, не имеющих полномочий по передаче жилых помещений гражданам во владение и пользование по договорам социального найма, являются недействительными ничтожными сделками в силу ст. 168 ГК РФ.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

На основании п.1 ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке ( ст. 167 ГК РФ).

В силу положений ст. 12 и ст. 304 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Кроме того, в силу п.3 ст.13 Федерального закона « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, может использоваться только в данных целях.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

При этом, в силу п.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №321, Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от <дата> <номер> «О реорганизации федерального государственного учреждения <...> и федерального государственного учреждения «<...> в форме присоединения второго учреждения к первому» образовано федеральное государственное бюджетное учреждение «<...>.

Учредителем ФГБУ <...> является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Таким образом, правопреемником ФГУ «Санаторий для детей с родителями «Кратово» Минздравсоцразвития России в настоящее время является ФГБУ «Санаторий для детей с родителями «Кратово» Минздравсоцразвития России.

С учётом изложенного и фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о незаконности совершенной сделки ответчиками по заключению договоров социального найма жилого помещения от <дата> <номер> и <номер> Костенковой А.Г. на спорные жилые дома по указанному адресу, лицом не управомоченным собственником на совершение указанных сделок, нарушает права и законные интересы Минздравсоцразвития России в части осуществления публично-правовых функций в установленной сфере деятельности, а также в части осуществления правомочий собственника в отношении имущества, являющегося объектами социальной инфраструктуры для детей, переданного подведомственному учреждению.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Исковые требования Раменского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ к Костенковой А. Г. <...>, ФГБУ <...> о признании договора социального найма недействительным удовлетворить.

Признать недействительным договор социального найма от <дата> <номер> заключенный между ФГУ <...> и Костенковой А. Г., согласно которому Костенковой А. Г. и членам ее семьи предоставлено помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Признать недействительным договор социального найма от <дата> <номер> заключенный между ФГУ <...> и Костенковой А. Г., согласно которому Костенковой А. Г. и членам ее семьи предоставлено помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с подачей апелляционной жалобы в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.А.Фёдоров

2-884/2012 (2-4671/2011;) ~ М-5200/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Раменский городской прокурор в интересах РФ в лице Министерства здравоохранения и социального развития
Ответчики
ФГУ "Санаторий для детей с родителями " Кратово"
Студенников Руслан Александрович
Яцковская Валерия Вадимовна
Костенкова Алла Георгиевна
Другие
Управление опеки и попечительства
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Федоров О.А.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
17.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2011Передача материалов судье
20.11.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2011Предварительное судебное заседание
09.02.2012Судебное заседание
27.03.2012Судебное заседание
22.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2013Дело оформлено
07.06.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее