Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1998/2017 ~ М-1226/2017 от 21.02.2017

Дело № 2а-1998/24-2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гомулькина М. В. к Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,

у с т а н о в и л:

Гомулькин М.В. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Административный истец обратился в администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, но получила отказ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ . Отказ мотивирован тем, что принадлежащий на праве собственности Гомулькину М.В. земельный участок относится к категории «полевой земельный участок», так как расположен за пределами населенного пункта <адрес> (согласно Правил землепользования и застройки Кончезерского сельского поселения, утвержденных решением №28 от 10.06.2014 года Советом Кончезерского сельского поселения " сессии 3 созыва). Гомулькин М.В. просит признать отказ администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома незаконным; обязать административного ответчика подготовить и выдать градостроительный план указанного земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО6 иск поддержала в полном объеме.

Представитель администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия ФИО7, действующий на основании по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены, в представленном в суд отзыве указали, что в ЕГРН отсутствуют сведения об описании местоположения границ населенного пункта <адрес>, соответствующих документов, содержащих сведения об установлении или изменении границ указанного населенного пункта до настоящего времени в орган регистрации не поступало. В связи с чем, определить тот факт, что земельный участок с кадастровым номером располагается за пределами населенного пункта <адрес> не представляется возможным. На указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за Гомулькиным М.В.

Заслушав пояснения представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что Гомулькин М.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1700 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Гомулькин М.В. обратился в Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана на земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия отказала Гомулькину М.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что согласно Правил землепользования и застройки Кончезерского сельского поселения, утвержденных решением №28 от 10.06.2014 Советом Кончезерского сельского поселения VII сессии III созыва, указанный выше земельный участок расположен за пределами населенного пункта д.Западное Кончезеро. Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), т.е. оспариваемый земельный участок является полевым. Согласно п. 3 ст.4 указанного закона полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.

Отказ в выдаче градостроительного плана нарушает гарантированное истцу Конституцией и гражданским законодательством право собственности.

Анализ положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).

Пунктом 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, в силу ч. 1 ст. 18 ГрК РФ являющихся документами территориального планирования муниципальных образований, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Генеральным планом Кончезерского сельского поселения, утвержденным Решением Совета Кончезерского сельского поселения №27 от 10.06.2014, установлены границы населенных пунктов Кончезерского сельского поселения, в частности границы д. Западное Кончезеро.

Как видно из карты границ населенных пунктов Кончзерского сельского поселения, выкопировки с публичной кадастровой карты, приобщенной к материалам и карты градостроительного зонирования <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен за границами населенного пункта <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Между тем, в настоящее время сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером , местоположение определено как: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь - 1700 кв.м.

На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Гомулькиным М. В., регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), в последующем ЕГРН, сведения о земельном участке с кадастровым номером были внесены ДД.ММ.ГГГГ решением органа кадастрового учета в соответствии с ч.7 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п.21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. №42, действовавших на момент внесения сведений, на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировки №б/н.

Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в ГКН, в последующем ЕГРН, были внесены ДД.ММ.ГГГГ решением Филиала на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности серия 10 А А , межевого плана в виде электронного документа от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно п. 5, 6 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) в реестр границ вносятся, в том числе, и описание местоположения границ населенных пунктов, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

Требованиями п.8 ч.1 ст.32 Закона о регистрации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе, и об установлении или изменении границ населенного пункта.

Частью 18 ст.32 Закона о регистрации установлено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с п.3, 7, 8 и 10 ч.1 ст.32, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве».

Как установлено в судебном заседании в ЕГРН отсутствуют сведения об описании местоположения границ населенного пункта <адрес>, соответствующих документов, содержащих сведения об установлении или изменении границ указанного населенного пункта до настоящего времени в орган регистрации не поступало.

Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривается, что в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка не требуется проведения процедур, предусмотренных частями 1-17 настоящей статьи (подготовка документации по планировке территории, публичные слушания). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка.

Отказывая в выдаче градостроительного плана Гомулькину М.В. Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия указала, на то, что принадлежащий ему земельный участок является полевым и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Однако при этом не было учтено, что градостроительный план земельного участка является основанием для подготовки необходимой землеустроительной документации и получения разрешения на строительство.

Пунктом 1 ст.51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка … и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

Рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства на принадлежащем административному истцу участке, установления соответствия или несоответствия проекту планировки территории, требованию к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании отказа в выдаче градостроительного плана не законным подлежащими удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обязывает административного ответчика совершить действия, в которых Гомулькину М.В. было незаконно отказано.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу Гомулькина М.В. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Гомулькина М. В. удовлетворить.

Признать незаконными отказ Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в выдаче градостроительного плана, оформленные письмом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:977.

Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия подготовить, утвердить и выдать Гомулькину М. В. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу Гомулькина М. В. расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2017

2а-1998/2017 ~ М-1226/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гомулькин Михаил Владимирович
Ответчики
Администрация Кондопожского муниципального района
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
21.02.2017Регистрация административного искового заявления
21.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Судебное заседание
06.04.2017Судебное заседание
12.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2017Дело оформлено
29.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее