Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7396/2012 ~ М-7244/2012 от 08.10.2012

№ 2-7396/24-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2012г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Прионежского муниципального района о признании недействительным предписания,

у с т а н о в и л:

Администрация Прионежского муниципального района обратилась в суд с заявлением по тем основаниям, что в период с 27.07.2012 г. по 30.07.2012 г. заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А.Э. была проведена внеплановая проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведения проверки был составлен акт от 30.07.2012 г. В адрес Администрации Прионежского муниципального района 30.07.2012 г. поступило предписание , вынесенное заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А.Э., в соответствии с которым установлены сроки устранения Администрацией Прионежского муниципального района выявленных нарушений. Администрация Прионежского муниципального района считает, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и свободы Администрации, незаконно возлагает на Администрацию обязанности по выполнению перечисленных в Предписании мероприятий в установленный срок по следующим основаниям: в предписания не указано, какие именно свидетельства о прохождении обучения (повышении квалификации) у членов КЧС и ПБ, у работников ЕДДС отсутствуют; не указано, в каких образовательных учреждениях указанные лица должны пройти обучение. При этом, Администрация Прионежского муниципального района не могла в срок до 01.10.2012 г. направить начальника отдела по МР, ГО и ЧС - <данные изъяты> работников ЕДДС, а также членов КЧС и ПБ - на обучение либо на курсы повышения квалификации, в связи с тем, что в ГКОУ РК «УМЦ по ГОЧС РК» соответствующие курсы в указанный период не проводились. В предписании в качестве нарушения также указано на отсутствие свидетельств о прохождении обучения у семи руководителей аварийно-спасательных формирований (АСФ). Однако, обязанность по направлению на обучение указанных лиц не может быть возложена на Администрацию. Организации на территории Прионежского муниципального района самостоятельно создают АСФ и назначают их руководителей (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»). В Предписания не указано, какие именно учетные документы отсутствуют; в перечисленных нормативных актах не содержится требований о заполнении каких-либо учетных документов. Тем самым, Администрация Прионежского района не могла в срок до 01.10.2012 г. устранить выявленное нарушение. В Предписания перечисленные нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательной актуализации плана действий, также в них не содержится требований о периодичности внесения каких-либо изменений. В Предписании также не указано, в связи с чем План действий должен быть актуализирован и откорректирован. В Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательном включении в План подраздела, касающегося организации и проведения мероприятий по сигналу «Внимание всем». Перечисленные в Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований о наличии таких текстов. В Предписания не указаны конкретные организации связи, организации телерадиовещания, с которыми необходимо заключить договоры. В Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований о наличии таких актов. В Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательном наличии мобильных средств оповещения. В Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательном наличии распорядительного документа. Перечисленные в Предписания нормативно-правовые акты не содержат даже перечень каких-либо отчетных документов. Таким образом, Администрация Прионежского муниципального района считает, что Предписание от 30.07.2012 г. не соответствуют закону, нарушает права и свободы Администрации, незаконно возлагает на Администрацию обязанности по выполнению перечисленных в Предписании мероприятий в установленный срок, вынесено не в пределах полномочий должностного лица. На основании вышеизложенного с учетом дополнений Администрация Прионежского муниципального района просит признать предписание от 30.07.2012 г., вынесенное заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А. Э., недействительным.

В судебном заседании представитель Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Ульянова А.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявление по основаниям в нем изложенным. Пояснила, что документов, подтверждающих прохождение обучения (повышении квалификации) у членов КЧС и ПБ, у работников ЕДДС не имеется.

Представитель ГУ МЧС России по Республике Карелия Красин В.В. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указал, что в ходе проверки были выявлены нарушения, изложенные в оспариваемом предписании, документов подтверждающих направление членов КЧС и ПБ и работником ЕДДС на соответствующее обучение, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе доведение сигналов оповещения до населения, также как и распорядительных документов о принятии решений по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, Администрацией представлено не было. При этом согласился с доводами представителя Администрации Прионежского муниципального района о том, что п.п. 4 п. 1 и п. 10 предписания являются незаконными.

Заинтересованное лицо Дуев А.Э. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную представителем ГУ МЧС России по Республике Карелия. Указал, что при проведении им проверки были выявлены нарушения, с которыми начальник отдела по МР, ГО и ЧС - <данные изъяты> согласился.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением.

Установленные законом сроки для обращения с настоящим заявлением Администрацией Прионежского муниципального района соблюдены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно преамбуле указанного Закона действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как установлено в судебном заседании, 30.07.2012 г. Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республики Карелия в лице заместителя начальника отдела ГПН УНД ГУ МЧС России по Республики Карелия Дуева А.Э., на основании распоряжения <данные изъяты>. за от 08.02.2012 г., проведена проверка в отношении Администрации муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании предписания за от 30.07.2012 г. на Администрацию муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность по устранению следующих нарушений: 1. «Не имеется свидетельств о прохождении обучения (повышении квалификации) у следующих лиц: - Должностное лицо органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; - Пять членов КЧС и ПБ; - Три работника ЕДДС; - Семь руководителей АСФ (Н)». 2. «Отсутствуют учетные документы о проведении обучения, учений и тренировок по месту работы, а также месту жительства для неработающего населения». 3. «Не откорректирован и не актуализирован план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования». 4. «Отсутствует подраздел Плана действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ПДЛЧС), касающийся организации и проведении мероприятий по сигналу «Внимание всем!». 5. «Отсутствуют тексты речевых сообщений по каждому виду ЧС». 6. «Отсутствуют договоры с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания на осуществление работ по поддержанию технической готовности систем оповещения». 7. «Отсутствуют акты проверок системы оповещения». 8. «Отсутствуют запасы мобильных средств оповещения». 9. «Отсутствует распорядительный документ об утверждении номенклатуры и объемов средств индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе медицинских». 10. «Отсутствуют отчетные документы о проведении учений и тренировок», в срок до 01.10.2012 г.

Приказом МЧС России от 19.01.2004 г. № 19 утвержден перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований

В соответствии с Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2001 г. № 547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом 5 вышеуказанного положения установлено, что для лиц впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Как следует из материалов дела, в отдел «Единая дежурно-диспетчерская служба» 01.12.2010 г. на должности <данные изъяты> приняты <данные изъяты>., 02.08.2011 г. – <данные изъяты>., что подтверждается копиями приказов Документов, подтверждающих направление вышеуказанных лиц на обучение, а также иных лиц, указанных в предписании, Администрацией Прионежского муниципального района не представлено.

Согласно представленному письму ГКОУ РК «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Карелия» от 14.11.2012 г. в период с июля по ноябрь 2012 г. было организовано обучение для категорий: члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (члены КЧС и ПБ) ОИВ Республики Карелия, ОМСУ РК и организаций – 24.09. по 28.09.2012 г.; руководители и работники ЕДДС ОМСУ - 08.10. по 12.10.2012 г. Кроме того в указанный период проводилась подготовка аналогичных категорий, от ОМСУ дополнительных заявок не поступало.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемого предписания является законным.

Вместе с тем, предписания об отсутствии свидетельств о прохождении обучения (повышении квалификации) семи руководителей АСФ (Н) суд находит незаконным в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», распоряжения Главы Республики Карелия от 30.03.2005 года № 164-р «О нештатных аварийно-спасательных формированиях Республики Карелия» организации на территории Прионежского муниципального района самостоятельно создают нештатные аварийно-спасательные формирования и назначают их руководителей. Руководители органов местного самоуправления осуществляют работу по ведению реестров организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования (п. 2 распоряжения Главы Республики Карелия от 30.03.2005 года № 164-р «О нештатных аварийно-спасательных формированиях Республики Карелия»).

Из материалов дела усматривается, что и.о. главы Администрации Прионежского муниципального района <данные изъяты> утвержден реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования на территории Прионежского муниципального района.

Таким образом, направление на обучение (повышение квалификации) руководителей АСФ (Н) должны осуществляться данными организациями.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.

Согласно пункту 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Как следует из материалов дела, 29.03.2012 г. Главой Администрации Прионежского муниципального района утверждена примерная программа обучения неработающего населения Прионежского муниципального района. 05.01.2012 г. на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности утвержден комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения Прионежского муниципального района в области гражданской защиты на 2012 г.

Вместе с тем со стороны заявителя в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено документов, подтверждающих проведение с работающим населением занятий по месту работы, не представлена программа обучения работающего населения, отсутствует приказ руководителя о создании учебных групп, а также отсутствуют документы, подтверждающие выполнение программы и плана мероприятий по обучению неработающего населения.

В силу п. «и» «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с требованиями п. «в» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Пунктом 3.9 ГОСТ Р 22.3.03 - 94 определено, что применение комплекса мероприятий по защите населения в ЧС в рамках РСЧС должно обеспечиваться, в том числе доведением до населения установленных сигналов и порядка действий в конкретно складывающейся обстановке.

В соответствии с п. 5 Приложения к приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» (далее - Приказ № 422/90/376) создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время. Таким образом, сигнал оповещения «Внимание всем!» является единым сигналом оповещения населения об опасностях военного времени и чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 23, п.п «а» п. 28 постановления Правительства РФ № 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органом местного самоуправления в рамках единой системы РСЧС осуществляется на основе плана действий органа местного самоуправления. Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности является основным мероприятием, проводимым органами управления и силами единой системы в режиме повседневной деятельности.

На основании вышеизложенного, органы управления РСЧС Администрации обязаны планировать свои действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе доведение сигналов оповещения до населения. Кроме того, в соответствии с п. 3.9 ГОСТ Р 22.3.03 - 94 население необходимо оповещать и о порядке действий в конкретно складывающейся обстановке. Однако планом действий Администрации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оповещения населения о порядке действий в конкретно складывающейся обстановке не запланировано. Более того, в нарушении п.п. 23 и 25 Приказа № 422/90/376 (пункт 5 и 8 Предписания) Администрацией не разработаны тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, не созданы запасы мобильных средств оповещения, что делает невозможным доведение порядка действий населения в конкретно складывающейся обстановке чрезвычайной ситуации.

В соответствии с требованиями п. «в» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ, п.п. 19, 20, 25 Приказа № 422/90/376 органы местного самоуправления обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, поддерживают систему оповещения в состоянии постоянной готовности, совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности системы оповещения. При этом организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

Администрацией не представлено договоров с организациями связи, актов по результатам плановых и внеплановых проверок работоспособности системы оповещения. Данные обстоятельства не оспаривались представителем заявителя в судебном заседании.

В соответствии с требованиями п. «д» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ и п.п. 2, 3, 4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340) органы местного самоуправления обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые, в частности, включают в себя средства индивидуальной защиты, медицинское имущество и медикаменты. При этом для создания указанных резервов органу местного самоуправления необходимо принять решение, установить номенклатуру и объем создаваемых резервов. Однако распорядительных документов о принятии решения по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по установлению их номенклатуры и объема Администрацией в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Вместе с тем, суд находит требования заявителя о признании <данные изъяты> предписания недействительным обоснованным, поскольку заявителем представлен план проведения учений (тренировок) в Администрации Прионежского муниципального района и организациях в 2012 г., Методический план, утвержденный Председателем КЧС и ПБ Прионежского муниципального района от 14.03.2012 г. Данные обстоятельства не оспаривались представителем ГУ МЧС России по Республике Карелия.

Таким образом, предписание , вынесенное заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А.Э. в адрес Администрации Прионежского муниципального района, является законным и обоснованным, за исключением п.п.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199, 258 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Заявление удовлетворить частично.

Признать п.п. предписания от 30.07.2012 г., вынесенного заместителем начальника отдела ГПН УНД ГУ МЧС России по РК Дуевым А.Э., в части обязывающей Администрацию Прионежского муниципального района направлять на обучение (повышения квалификации) семь работников АСФ (Н) и п. предписания об отсутствии отчетных документов о проведении учений и тренировок незаконными.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Франгулова

2-7396/2012 ~ М-7244/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
Заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора Управления надзорной деятельности Главного управление МЧС РФ по РК А.Э.Дуев
ГУ МЧС России по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Франгулова О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
08.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2012Передача материалов судье
09.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.10.2012Предварительное судебное заседание
06.11.2012Предварительное судебное заседание
15.11.2012Судебное заседание
22.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2013Дело оформлено
15.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее