№ 2-7396/24-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации15 ноября 2012г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Прионежского муниципального района о признании недействительным предписания,
у с т а н о в и л:
Администрация Прионежского муниципального района обратилась в суд с заявлением по тем основаниям, что в период с 27.07.2012 г. по 30.07.2012 г. заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А.Э. была проведена внеплановая проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведения проверки был составлен акт № от 30.07.2012 г. В адрес Администрации Прионежского муниципального района 30.07.2012 г. поступило предписание №, вынесенное заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А.Э., в соответствии с которым установлены сроки устранения Администрацией Прионежского муниципального района выявленных нарушений. Администрация Прионежского муниципального района считает, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и свободы Администрации, незаконно возлагает на Администрацию обязанности по выполнению перечисленных в Предписании мероприятий в установленный срок по следующим основаниям: в № предписания не указано, какие именно свидетельства о прохождении обучения (повышении квалификации) у членов КЧС и ПБ, у работников ЕДДС отсутствуют; не указано, в каких образовательных учреждениях указанные лица должны пройти обучение. При этом, Администрация Прионежского муниципального района не могла в срок до 01.10.2012 г. направить начальника отдела по МР, ГО и ЧС - <данные изъяты> работников ЕДДС, а также членов КЧС и ПБ - на обучение либо на курсы повышения квалификации, в связи с тем, что в ГКОУ РК «УМЦ по ГОЧС РК» соответствующие курсы в указанный период не проводились. В предписании в качестве нарушения также указано на отсутствие свидетельств о прохождении обучения у семи руководителей аварийно-спасательных формирований (АСФ). Однако, обязанность по направлению на обучение указанных лиц не может быть возложена на Администрацию. Организации на территории Прионежского муниципального района самостоятельно создают АСФ и назначают их руководителей (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»). В № Предписания не указано, какие именно учетные документы отсутствуют; в перечисленных нормативных актах не содержится требований о заполнении каких-либо учетных документов. Тем самым, Администрация Прионежского района не могла в срок до 01.10.2012 г. устранить выявленное нарушение. В № Предписания перечисленные нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательной актуализации плана действий, также в них не содержится требований о периодичности внесения каких-либо изменений. В Предписании также не указано, в связи с чем План действий должен быть актуализирован и откорректирован. В № Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательном включении в План подраздела, касающегося организации и проведения мероприятий по сигналу «Внимание всем». Перечисленные в № Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований о наличии таких текстов. В № Предписания не указаны конкретные организации связи, организации телерадиовещания, с которыми необходимо заключить договоры. В № Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований о наличии таких актов. В № Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательном наличии мобильных средств оповещения. В № Предписания нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательном наличии распорядительного документа. Перечисленные в № Предписания нормативно-правовые акты не содержат даже перечень каких-либо отчетных документов. Таким образом, Администрация Прионежского муниципального района считает, что Предписание № от 30.07.2012 г. не соответствуют закону, нарушает права и свободы Администрации, незаконно возлагает на Администрацию обязанности по выполнению перечисленных в Предписании мероприятий в установленный срок, вынесено не в пределах полномочий должностного лица. На основании вышеизложенного с учетом дополнений Администрация Прионежского муниципального района просит признать предписание № от 30.07.2012 г., вынесенное заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А. Э., недействительным.
В судебном заседании представитель Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Ульянова А.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявление по основаниям в нем изложенным. Пояснила, что документов, подтверждающих прохождение обучения (повышении квалификации) у членов КЧС и ПБ, у работников ЕДДС не имеется.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Карелия Красин В.В. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указал, что в ходе проверки были выявлены нарушения, изложенные в оспариваемом предписании, документов подтверждающих направление членов КЧС и ПБ и работником ЕДДС на соответствующее обучение, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе доведение сигналов оповещения до населения, также как и распорядительных документов о принятии решений по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, Администрацией представлено не было. При этом согласился с доводами представителя Администрации Прионежского муниципального района о том, что п.п. 4 п. 1 и п. 10 предписания являются незаконными.
Заинтересованное лицо Дуев А.Э. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную представителем ГУ МЧС России по Республике Карелия. Указал, что при проведении им проверки были выявлены нарушения, с которыми начальник отдела по МР, ГО и ЧС - <данные изъяты> согласился.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением.
Установленные законом сроки для обращения с настоящим заявлением Администрацией Прионежского муниципального района соблюдены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно преамбуле указанного Закона действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как установлено в судебном заседании, 30.07.2012 г. Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республики Карелия в лице заместителя начальника отдела ГПН УНД ГУ МЧС России по Республики Карелия Дуева А.Э., на основании распоряжения <данные изъяты>. за № от 08.02.2012 г., проведена проверка в отношении Администрации муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании предписания за № от 30.07.2012 г. на Администрацию муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность по устранению следующих нарушений: 1. «Не имеется свидетельств о прохождении обучения (повышении квалификации) у следующих лиц: - Должностное лицо органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; - Пять членов КЧС и ПБ; - Три работника ЕДДС; - Семь руководителей АСФ (Н)». 2. «Отсутствуют учетные документы о проведении обучения, учений и тренировок по месту работы, а также месту жительства для неработающего населения». 3. «Не откорректирован и не актуализирован план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования». 4. «Отсутствует подраздел Плана действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ПДЛЧС), касающийся организации и проведении мероприятий по сигналу «Внимание всем!». 5. «Отсутствуют тексты речевых сообщений по каждому виду ЧС». 6. «Отсутствуют договоры с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания на осуществление работ по поддержанию технической готовности систем оповещения». 7. «Отсутствуют акты проверок системы оповещения». 8. «Отсутствуют запасы мобильных средств оповещения». 9. «Отсутствует распорядительный документ об утверждении номенклатуры и объемов средств индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе медицинских». 10. «Отсутствуют отчетные документы о проведении учений и тренировок», в срок до 01.10.2012 г.
Приказом МЧС России от 19.01.2004 г. № 19 утвержден перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
В соответствии с Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2001 г. № 547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом 5 вышеуказанного положения установлено, что для лиц впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Как следует из материалов дела, в отдел «Единая дежурно-диспетчерская служба» 01.12.2010 г. на должности <данные изъяты> приняты <данные изъяты>., 02.08.2011 г. – <данные изъяты>., что подтверждается копиями приказов № Документов, подтверждающих направление вышеуказанных лиц на обучение, а также иных лиц, указанных в предписании, Администрацией Прионежского муниципального района не представлено.
Согласно представленному письму ГКОУ РК «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Карелия» от 14.11.2012 г. № в период с июля по ноябрь 2012 г. было организовано обучение для категорий: члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (члены КЧС и ПБ) ОИВ Республики Карелия, ОМСУ РК и организаций – 24.09. по 28.09.2012 г.; руководители и работники ЕДДС ОМСУ - 08.10. по 12.10.2012 г. Кроме того в указанный период проводилась подготовка аналогичных категорий, от ОМСУ дополнительных заявок не поступало.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что № оспариваемого предписания является законным.
Вместе с тем, № предписания об отсутствии свидетельств о прохождении обучения (повышении квалификации) семи руководителей АСФ (Н) суд находит незаконным в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», распоряжения Главы Республики Карелия от 30.03.2005 года № 164-р «О нештатных аварийно-спасательных формированиях Республики Карелия» организации на территории Прионежского муниципального района самостоятельно создают нештатные аварийно-спасательные формирования и назначают их руководителей. Руководители органов местного самоуправления осуществляют работу по ведению реестров организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования (п. 2 распоряжения Главы Республики Карелия от 30.03.2005 года № 164-р «О нештатных аварийно-спасательных формированиях Республики Карелия»).
Из материалов дела усматривается, что и.о. главы Администрации Прионежского муниципального района <данные изъяты> утвержден реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования на территории Прионежского муниципального района.
Таким образом, направление на обучение (повышение квалификации) руководителей АСФ (Н) должны осуществляться данными организациями.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Согласно пункту 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Как следует из материалов дела, 29.03.2012 г. Главой Администрации Прионежского муниципального района утверждена примерная программа обучения неработающего населения Прионежского муниципального района. 05.01.2012 г. на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности утвержден комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения Прионежского муниципального района в области гражданской защиты на 2012 г.
Вместе с тем со стороны заявителя в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено документов, подтверждающих проведение с работающим населением занятий по месту работы, не представлена программа обучения работающего населения, отсутствует приказ руководителя о создании учебных групп, а также отсутствуют документы, подтверждающие выполнение программы и плана мероприятий по обучению неработающего населения.
В силу п. «и» «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с требованиями п. «в» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Пунктом 3.9 ГОСТ Р 22.3.03 - 94 определено, что применение комплекса мероприятий по защите населения в ЧС в рамках РСЧС должно обеспечиваться, в том числе доведением до населения установленных сигналов и порядка действий в конкретно складывающейся обстановке.
В соответствии с п. 5 Приложения к приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» (далее - Приказ № 422/90/376) создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время. Таким образом, сигнал оповещения «Внимание всем!» является единым сигналом оповещения населения об опасностях военного времени и чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 23, п.п «а» п. 28 постановления Правительства РФ № 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органом местного самоуправления в рамках единой системы РСЧС осуществляется на основе плана действий органа местного самоуправления. Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности является основным мероприятием, проводимым органами управления и силами единой системы в режиме повседневной деятельности.
На основании вышеизложенного, органы управления РСЧС Администрации обязаны планировать свои действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе доведение сигналов оповещения до населения. Кроме того, в соответствии с п. 3.9 ГОСТ Р 22.3.03 - 94 население необходимо оповещать и о порядке действий в конкретно складывающейся обстановке. Однако планом действий Администрации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оповещения населения о порядке действий в конкретно складывающейся обстановке не запланировано. Более того, в нарушении п.п. 23 и 25 Приказа № 422/90/376 (пункт 5 и 8 Предписания) Администрацией не разработаны тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, не созданы запасы мобильных средств оповещения, что делает невозможным доведение порядка действий населения в конкретно складывающейся обстановке чрезвычайной ситуации.
В соответствии с требованиями п. «в» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ, п.п. 19, 20, 25 Приказа № 422/90/376 органы местного самоуправления обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, поддерживают систему оповещения в состоянии постоянной готовности, совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности системы оповещения. При этом организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.
Администрацией не представлено договоров с организациями связи, актов по результатам плановых и внеплановых проверок работоспособности системы оповещения. Данные обстоятельства не оспаривались представителем заявителя в судебном заседании.
В соответствии с требованиями п. «д» ч. 2 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ и п.п. 2, 3, 4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340) органы местного самоуправления обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые, в частности, включают в себя средства индивидуальной защиты, медицинское имущество и медикаменты. При этом для создания указанных резервов органу местного самоуправления необходимо принять решение, установить номенклатуру и объем создаваемых резервов. Однако распорядительных документов о принятии решения по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по установлению их номенклатуры и объема Администрацией в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Вместе с тем, суд находит требования заявителя о признании <данные изъяты> предписания недействительным обоснованным, поскольку заявителем представлен план проведения учений (тренировок) в Администрации Прионежского муниципального района и организациях в 2012 г., Методический план, утвержденный Председателем КЧС и ПБ Прионежского муниципального района от 14.03.2012 г. Данные обстоятельства не оспаривались представителем ГУ МЧС России по Республике Карелия.
Таким образом, предписание №, вынесенное заместителем начальника ОГПН УНД ГУ МЧС России по Республике Карелия Дуевым А.Э. в адрес Администрации Прионежского муниципального района, является законным и обоснованным, за исключением п.п. №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199, 258 ГПК РФ суд
р е ш и л :
Заявление удовлетворить частично.
Признать п.п. № предписания № от 30.07.2012 г., вынесенного заместителем начальника отдела ГПН УНД ГУ МЧС России по РК Дуевым А.Э., в части обязывающей Администрацию Прионежского муниципального района направлять на обучение (повышения квалификации) семь работников АСФ (Н) и п. № предписания об отсутствии отчетных документов о проведении учений и тренировок незаконными.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова