Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7010/2019 ~ М-6678/2019 от 16.09.2019

Дело №2а-7010/2019 (10RS0011-01-2019-008792-98)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцева Сергея Александровича о признании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26.07.2019 №18016/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что 16.07.2019 административный истец обращалась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала в городе Петрозаводске, территориальная зона Жип, площадью 673 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. Решением административного ответчика №18016/12.4-21 от 26.07.2019 истцу отказано в удовлетворении заявления на основании подпункта 1, 3 пункта 16 ст.11.10, пункта 6 ст.11.9, пункта 12 ст.11.10 ЗК РФ. Административный истец просит признать указанное решение незаконным и обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала в городе Петрозаводске, территориальная зона Жип, площадью 673 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.

В судебном заседании административный истец и его представитель Филатов К.С., действующий на основании доверенности, административный иск поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Куппиева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве доводы.

Иные участники процесса в суде не присутствовали, о рассмотрении дела извещены.

Заслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 № 326-П Государственный комитет РК преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, к которому переданы функции Государственного комитета РК, в том числе, в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствин с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что семья административного истца является многодетной.

16.07.2019 административный истец обращалась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала в городе Петрозаводске, территориальная зона Жип, площадью 673 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.

Решением административного ответчика №18016/12.4-21 от 26.07.2019 истцу отказано в удовлетворении заявления на основании подпункта 1, 3 пункта 16 ст.11.10, пункта 6 ст.11.9, пункта 12 ст.11.10 ЗК РФ.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 N 2101-ЗРК (ред. от 29.04.2019) "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия" (принят ЗС РК 16.02.2017) В соответствии с подпунктом 5 статьи 39.5 Земельного кодекса

Бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным пунктом 2 части 3 статьи 1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия. Земельные участки на основании настоящего Закона предоставляются многодетным семьям однократно в общую долевую собственность всем членам таких семей в равных долях.

В силу ч.1 ст.4 Закона земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган.

Решением Администрации Петрозаводского городского округа от 05.05.2015 № 1.1.1-46-1152 семья административного истца признана соответствующей требованиям, установленным вышеуказанным Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пп. 1); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пп. 3).

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).

Исходя из п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

В соответствии с п. 8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

Вместе с тем, по мнению суда, административный орган, ссылаясь на положения п.п. 1, 3 п. 16 ст.11.10, п. 6 ст.11.9, ЗК РФ не установил со всей достоверностью факт того, что проезд к участку является тупиковым, в связи с чем на нем необходимо размещение площадки для разворота пожарной техники, при том, что в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания данного обстоятельства возложено на административного ответчика. Из схемы расположения земельного участка, испрашиваемого административным истцом, данное обстоятельство не усматривается. Административным истцом представлены доказательства, что доступ к земельному участку обеспечен, размеры испрашиваемого земельного участка не превышают предельно допустимые, в связи с чем оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным.

Так как, суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Зайцева С.А. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Зайцева Сергея Александровича удовлетворить частично.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26.07.2019 №18016/12.4-21 незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Зайцева Сергея Александровича от 17.07.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Зайцева Сергея Александровича 300 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение составлено 23.10.2019.

2а-7010/2019 ~ М-6678/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Зайцев Сергей Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений
Другие
Филатов Константин Сергеевич
Администрация Петрозаводского городского округа
Зайцева Юлия Васильевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация административного искового заявления
16.09.2019Передача материалов судье
17.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
15.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Дело оформлено
17.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее