Дело № 2- 2121/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2012 года г.Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Нурисламовой Р.Р.,
при секретаре Рахимовой С.К.,
с участием: истца Дулова С.К.,
помощника прокурора Октябрьского района г.Уфы РБ- Шаймарданова А.З.,
представителя ответчика- Совета ГО г.Уфа- Иванова Б.В., действующего по доверенности № д- 26 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дулова С.К. к Совету городского округа г.Уфа об устранении нарушений права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда,
установил:
Дулов С.К. обратился в суд с иском к Совету городского округа г.Уфа об устранении нарушений права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец указал о том, что основанием для данного иска является
расстройство здоровья, которое начало проявляться у него ДД.ММ.ГГГГ года. Причиной к тому, считает, послужили нарушение ответчиком прав на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья в форме бездействия в части обеспечения здоровых, экологически безопасных условий проживания, непринятие профилактических мер, а также действия, предпринятые по реконструкции улиц в исторической части города, которые, считает экологическим нарушением, также, соответственно, нарушающими его права на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.
По адресу, по которому он прописан, проживает с ДД.ММ.ГГГГ года. Территория проживания находится в границах исторического центра города в понимании Генплана Уфы. На здоровье до определенного момента не жаловался, к врачам практически не обращался. Однако ДД.ММ.ГГГГ года стал замечать, что участились простуды, с которыми домашними средствами справиться не удавалось, простуды стали хроническими. При обращениях в поликлинику терапевты обнаруживали у него простудные заболевания, расстройство вегетативной нервной системы по смешанному типу, урологические расстройства, то есть зафиксировано расстройство здоровья. Ему были прописаны различные лекарственные средства - противовоспалительные, успокаивающие, витаминно-минеральные комплексы, без которых теперь обходиться не может.
Считает, что расстройства здоровья, зафиксированное объективно, являются событиями нарушения его прав на охрану здоровья.
Событиями нарушения его прав на благоприятную окружающую среду являются данные о превышении максимальных и среднемесячных, среднегодовых предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ. Данные также объективно зафиксированы в полученных им в ГУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Башгидромет) справках о загрязнении атмосферного воздуха по данным ближайших к месту проживания постов за ДД.ММ.ГГГГ (прилагаются). Данные постов, расположенных по границам исторического центра, территории его проживания, показали, что на территории его проживания окружающая среда также опасно загрязнена. По посту № (<адрес>) максимальные разовые ПДК превышаются по всем семи наиболее опасным загрязняющим веществам; по взвешенным веществам, диоксиду азота, формальдегиду и бенз(а)пирену из года в год превышаются и среднегодовые(накопительные) ПДК.
По посту № (<адрес>) максимальные разовые концентрации превышены в ДД.ММ.ГГГГ также почти по всем из девяти измеряемых веществ. Снижение показателей в ДД.ММ.ГГГГ объясняется тем, что пост временно прекращал работу накануне летнего периода, когда эксплуатация автомобилей выходит на пик. Среднегодовые ПДК стабильно превышаются по бенз(а)пирену, по взвешенным веществам, диоксиду азота достигли предела.
События нарушения его прав на благоприятную окружающую среду являются также событиями нарушения прав на охрану здоровья в силу ст. 18 Закона об основах охраны здоровья.
Неблагоприятное состояние окружающей среды имеет многолетний и публичный характер, ответчику данные обстоятельства известны. В частности, данные об этом публикуются на официальном сайте Администрации Уфы. Так, в опубликованном на сайте докладе «О состоянии окружающей природной среды на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан в ДД.ММ.ГГГГ» указывается, что «За последние 5 лет в целом отмечается тенденция стабилизации техногенного загрязнения и рост влияния выбросов от передвижных источников загрязнения». Аналогичные оценки содержатся и в соответствующих докладах за ДД.ММ.ГГГГ, также опубликованных на сайте. Таким образом, Ответчик, зная о загрязнении атмосферного воздуха, окружающей среды, мер не принимает, проявляет бездействие.
Ответчиком также предприняты действия, которые, как он считает, являются экологическим нарушением. Решением ответчика, на основании которого было принято Постановление главы Администрации ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, начаты реконструкция, расширение улиц, в том числе в исторической части города. В ходе реконструкции уничтожаются (в подавляющем большинстве случаев без восстановления, незаконно) зеленые насаждения - деревья и газоны, в частности, по <адрес> уничтожены зеленые насаждения, непосредственно отделявшие тротуары от проезжей части на протяжении от <адрес> (семь фото прилагается). Такая же реконструкция в той или иной мере производится на <адрес> (три фото прилагается), <адрес> (фото прилагается), <адрес> (фото прилагается), <адрес> (фото прилагается), <адрес>.
Правовыми основаниями для привлечения ответчика к ответственности являются следующие нормы.
Конституцией РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Ст.41 устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Ст.42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данные нормы прямого действия и развиваются в ряде других законодательных актов.
Градостроительная деятельность регламентирована Градостроительным кодексом и другими правовыми актами, при этом Градостроительный кодекс строится согласно ст.2 на следующих, в частности, принципах: обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме. Согласно ст.4 Градостроительного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды и др.
Ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан Российской федерации устанавливает среди основных принципов охраны здоровья, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Ст.9 данного закона устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Ст. 18 закона устанавливает, что право на охрану здоровья, в том числе, обеспечивается охраной окружающей среды. Ст. 17 закона наделяет органы местного самоуправления полномочиями по реализации на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Ст. 30 данного закона определяет, что профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления… путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.
Ст.98 Закона устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Закон об охране окружающей среды в ст.3 устанавливает следующие принципы хозяйственной и иной деятельности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к … негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Закон также требует, согласно ст.44: при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека.
Ст. 75 Закона устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.
Ст.15 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ст.16 данного закона при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий; при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности. Ст.17 данного закона устанавливает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
Ст. 31 Закона устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Соответствующими полномочиями для принятия вышеупомянутых мер и решений ответчик наделен.
Согласно ст. 17 Закона об основах охраны здоровья в полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья входит реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного самоуправления городского округа отнесены: «…5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ); …25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ); 26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа…». В соответствии со ст.4 Устава ГО город Уфа Республики Башкортостан в вопросы местного значения также включены: «…5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; …25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; 26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа…».
Реконструкция улиц исторической части города, в которой он проживает, считает, производится с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, с экологическими нарушениями, в противоречии с нормами законодательства, приведенными выше. Решением Совета ГО город Уфа РБ №23/19 от 26.02.2010 года издан подзаконный акт - Правила охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, согласно п.1.1 данных Правил, «с целью упорядочения деятельности по содержанию зеленых насаждений и лесов, выполняющих архитектурно- декоративные, экологические и санитарно- гигиенические функции, их оздоровления и расширения зеленых зон городского округа». К зеленым насаждениям отнесены, согласно п.1.2, дикорастущие и искусственно посаженные деревья и кустарники, травяной слой, газоны и цветы на всей территории городского округа, а также леса городского округа, которые образуют зеленый фонд. Согласно п.1.4, «юридические и физические лица, которым предоставлены в пользование земельные участки, обязаны обеспечивать охрану и воспроизводство зеленых насаждений, расположенных на данных участках», а п.3.1 устанавливает, что «юридические и физические лица несут ответственность за сохранность и содержание зеленых насаждений на отведенных им в пользование земельных участках». П.4.17 Правил устанавливает, что при сносе зеленых насаждений лица, осуществившие данный снос, обязаны восстановить сносимые зеленые насаждения на своей или прилегающей территории в очередной вегетационный период или перечислить восстановительную стоимость в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан для их восстановления и сохранения необходимого баланса зеленых насаждений на территории городского округа…». Снос зеленых насаждений, как деревьев (с частичным восстановлением), так и газонов (без восстановления), при реконструкции улиц исторической части Уфы - территории его проживания, таким образом, является незаконным, представляет из себя экологическое нарушение и причиняет экологический вред, нарушает его право на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья. При этом данные действия производятся на фоне превышения предельно допустимых концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Бездействие ответчика, а также его действия, связанные с нарушениями норм в области охраны окружающей среды, охраны здоровья, привели к следующим последствиям.
По объективным данным, состояние природной среды, атмосферного воздуха в городе вообще и на территории моего проживания, в частности, ухудшается постоянно, вызывая соответствующие негативные последствия для здоровья.
В Государственном докладе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан «О санитарно-эпидемиологической обстановке и защите прав потребителей в Республике Башкортостан в 2010 году», в частности, отмечается, что «Для атмосферного воздуха республики по-прежнему характерна тенденция снижения техногенного загрязнения с параллельным ростом влияния выбросов от передвижных источников… Несмотря на то, что деятельность многих промышленных объектов и производств не отличается прежней активностью, влияние их на окружающую среду и здоровье населения, обусловленное длительным предшествующим воздействием, продолжает играть значительную роль и проявляется в настоящее время. На это указывает рост числа заболеваний, отнесенных к экозависимой патологии, в 1,2-2,0 раза за последние 10 лет. Многочисленными исследованиями доказана связь между ростом заболеваемости населения болезнями органов дыхания и загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами, окислами азота, сероводородом, формальдегидом, хлористым водородом». В том числе в Уфе отмечалось превышение таких загрязняющих веществ, как этилбензол, гидрохлорид, сероводород, ксилол, фенол, оксид углерода свыше 5,1 ПДК, взвешенные вещества, бензин - от 1,1 до 2,0 ПДК.
По данным доклада, заболеваемость населения республики (обратившиеся за медицинской помощью с впервые установленным диагнозом) на протяжении последних 10 лет имела менее выраженную тенденцию роста, чем общая заболеваемость (распространенность), в ДД.ММ.ГГГГ году показатель заболеваемости по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ годом вырос на 2,9%. Выше среднемноголетних показателей в ДД.ММ.ГГГГ годах зарегистрирована заболеваемость, в частности, по следующим классам: болезни органов дыхания, психические расстройства, травмы, отравления и воздействия внешних факторов - на 2,1-5,3%. При этом болезни органов дыхания составляют свыше трети общей заболеваемости.
За 2010 год отмечен рост по таким классам заболеваний, как системы кровообращения, нервной системы, психические расстройства, травмы, отравления и воздействия внешних факторов - на 1,7-5,8%.
В докладе Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на научно-практической конференции «Государственная политика в области охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» на тему «Гигиенические проблемы охраны атмосферного воздуха в Республике Башкортостан» в рамках выставки «Уралэкология» в Уфе ДД.ММ.ГГГГ, в частности, указывалось, что в Уфе в атмосферном воздухе превышаются среднегодовые ПДК загрязняющих веществ: по формальдегиду в - 1,8 раза, взвешенным веществам - в 1,4 раза, диоксиду азота в 1,1-1,4 раза. Кроме того, в атмосфере города постоянно присутствуют вещества, обладающие при ингаляционном воздействии канцерогенной опасностью даже в концентрациях ниже предельно допустимых, такие как бензин, пыль кремнийсодержащая, хром, свинец, никель, тетрахлорметан, стирол. Несмотря на то, что деятельность многих предприятий города не отличается прежней активностью, влияние их на окружающую среду и здоровье населения, обусловленное длительным предшествующим воздействием, продолжает играть значительную роль и проявляется в настоящее время. На это указывает рост за последние 10 лет числа заболеваний, отнесенных к экозависимой патологии (в 1,2-2,0 раза): болезней кожи и подкожной клетчатки, эндокринной системы, мочеполовой системы, крови и кроветворных органов, системы кровообращения, в особенности новообразований. У взрослого населения г. Уфы за ДД.ММ.ГГГГ годы первичная заболеваемость новообразованиями, болезнями органов дыхания, мочеполовой системы достоверно выше, чем аналогичные показатели по республике. Высокий уровень содержания в воздухе оксида углерода, оксида азота, бензина, бензола определяет и высокий уровень заболеваемости болезнями крови и кроветворных органов, бензола и других ароматических углеводородов - сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, органов пищеварения, мочеполовой системы.
Перечисленные выше вещества оказывают следующее патогенное воздействие на человека.
Бенз(а)пирен - вещество первого класса опасности, типичный химический канцероген, обладает мутагенным действием, опасен даже в малых количествах, так как способен накапливаться в организме.
Бензол и его производные (этилбензол, толуол, ксилол) - обладает наркотическим действием, канцероген, поражает нервную систему, кроветворную систему, вызывает анемию.
Фенол - ядовит, вызывает нарушения функций центральной нервной системы, является причиной онкозаболеваний.
Оксид азота - токсичен, при вдыхании поражает дыхательные пути.
Диоксид азота - может оказывать действие на иммунную систему и легкие, приводя к понижению устойчивости к инфекции. Может вызвать генетические нарушения у людей, возможно, оказывает токсическое действие на репродуктивную функцию человека. Эффекты могут быть отсроченными.
Оксид углерода - угарный газ очень опасен, блокирует процессы транспортировки кислорода и клеточного дыхания.
Формальдегид - токсичен, оказывает отрицательное влияние на генетику, органы дыхания, зрения и кожный покров. Оказывает сильное воздействие на нервную систему, занесен в список канцерогенных веществ.
Сероводород - очень токсичен, вдыхание воздуха с небольшим содержанием сероводорода вызывает головокружение, головную боль, тошноту.
Взвешенные вещества - включают много различных компонент (пыль, зола, сажа, дым, сульфаты, нитраты и другие твердые составляющие). Взвешенные частицы при проникновении в органы дыхания человека приводят к нарушению системы дыхания и кровообращения.
Расстройство его здоровья связано с нарушением функций нервной, иммунной, мочеполовой систем, органов дыхания, является экозависимым, вызвано, считаю, состоянием атмосферного воздуха, бездействием Ответчика по улучшению его состояния, непринятием профилактических мер, нарушениями норм в области охраны окружающей среды, охраны здоровья. Данная связь установлена также юридически, согласно ст. 18 Закона об основах охраны здоровья право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды.
На фоне приведенных выше данных расширение проезжих частей в историческом центре города и увеличение интенсивности движения приведет к по крайней мере к непредсказуемым последствиям, а практически - к увеличению вредных выбросов, а снос деревьев, газонов и зеленых насаждений - увеличению воздействия вредных факторов на состояние окружающей среды, атмосферного воздуха, здоровье.
Состояние окружающей среды, атмосферного воздуха требует не интенсифицировать автомобильное движение, а ограничивать его, что предусмотрено законодательством. В частности, ст.15 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. Полагает, что данную меру на основании п.12 ст.12 ГК РФ следует рассматривать как способ защиты гражданских прав. Ст.17 предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств. Полагает, что данную меру на основании п.12 ст.12 ГК РФ также следует рассматривать как способ защиты гражданских прав.
Считает, что ответчиком причинен моральный вред по двум основаниям. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 25.10.1994 года разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими, в частности, на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и др.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. То есть судебной практикой установлено, что временное ограничение или лишение каких-либо прав вызывают нравственные переживания, создают основания причинения морального вреда, факт претерпевания морального вреда. Его права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, как указывались выше, были нарушены из-за бездействия ответчика, предпринятых им действий с нарушением норм в области охраны окружающей среды, он был в них ограничен, что составляет юридически (и фактически) факт претерпевания морального вреда, нравственных переживаний. Незаконность действий и вина причинителя вреда подразумеваются, что находит отражение в ст.249 ГПК РФ, согласно которой обязанности по доказыванию законности бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ложатся на органы и лиц, допустивших бездействие. Также согласно ст.6 закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» «На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод», что мною сделано представленными материалами Башгидромета, которые доказывают факт нарушения прав на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.
Второе основание претерпевания морального вреда составляет расстройство здоровья, что также составляет факт претерпевания вреда, нарушения прав на охрану здоровья, доказывающийся справками из поликлиники.
Бездействие, многолетнее непринятие профилактических мер, и действия ответчика по сносу без восстановления зеленых насаждений, нарушение норм по охране окружающей среды предшествовали причинению ему морального вреда, являются их причиной, что составляет причинно- следственную связь.
Компенсацию причиненного морального вреда оценивает в 50000 рублей.
Кроме того, ему причинен вред здоровью на сумму 651 (шестьсот пятьдесят один) рубль 65 копеек (копии чеков и ценников прилагаются) из-за того, что вынужден был покупать лекарственные средства - амоксициллин, компливит, плоды шиповника, настойку валерианы, ацетилсалициловую кислоту для устранения расстройства здоровья.
Также он понес судебные расходы: оплатил справки «Башгидромета» о состоянии атмосферного воздуха (копии счетов, платежных поручений, справка об оплате прилагаются) в размере 950 (девятьсот пятьдесят) рублей.
Всего имущественных требований на сумму 1601 (одна тысяча шестьсот один) рубль 65 копеек.
Право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, установлено ст.53 Конституции РФ, ст.1069 ГК РФ, ст. 32 Закона об охране окружающей среды, ст.ст. 77, 79 Закона об охране атмосферного воздуха.
На основании вышеизложенного, просит: признать деятельность ответчика по реконструкции улиц в исторической части города нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и прекратить указанную деятельность; обязать ответчика компенсировать нанесенный вред окружающей среде, в том числе восстановить состояние атмосферного воздуха до непревышения в нем разовых и среднегодовых предельнодопустимых концентраций загрязняющих веществ для чего, в частности: а ) ввести ограничения на въезд и передвижение транспортных средств в историческом центре города, б) ввести ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей; в) восстановить зеленые насаждения, снесенные при реконструкции улиц исторической части Уфы; взыскать с ответчика в качестве возмещения вреда здоровью 651 рубль 65 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, судебные расходы в размере 950 рублей.
Истец Дулов С.К. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика- Совета ГО г.Уфа- Иванов Б.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Совет является представительным органом местного самоуправления и состоит из 36 депутатов. Совет не осуще6ствляет деятельность по реконструкции улиц в исторической части города. Решение вопросов, указанных в требовании истца, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, но никак к полномочиям органов местного самоуправления. Восстановление зеленых насаждений не входит в компетенцию Совета.
Представители третьих лиц- Администрации ГО г.Уфа РБ, Министернства природопользования и экологии РБ, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса и прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о нижеследующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 77 указанного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды", определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда является мерой гражданско-правовой ответственности, обязательными условиями наступления которой являются наличие нарушения права, реального ущерба или упущенной выгоды, причинной связи между этими элементами, а также вины причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает наступление ответственности.
При этом размер реального ущерба или упущенной выгоды, а также наличие причинной связи подлежит доказыванию истцом.
В обоснование факта причинения вреда окружающей среде истец ссылается на расширение улиц, в том числе в исторической части города. Истец также указал, что в ходе реконструкции уничтожаются в подавляющем большинстве случаев без восстановления зеленые насаждения- деревья и газоны, в частности, по <адрес> уничтожены зеленые насаждения, непосредственно отделявшие тротуары от проезжей части на протяжении от улицы <адрес>. Истец считает, что расширение проезжих частей и увеличение интенсивности движения приведет к увеличению вредных выбросов, а снос деревьев, газонов и зеленых насаждений- увеличению воздействия вредных факторов на состояние окружающей среды, атмосферного воздуха, здоровье граждан.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Дулова С.К. к главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Качкаеву П.Р., Территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфа Ре6спублики Башкортостан об устранении нарушений права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда, установлено, что по заказу управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в ДД.ММ.ГГГГ г. институтом Баш НИИЛОС проведено лесопатологическое обследование зеленых насаждений на улицах <адрес> и др. В результате обследования установлено, что по <адрес> не имеют повреждений всего 3% деревьев, 60% поражены вредителями, остальные деревья имеют значительные морозобойные трещины. Обязательной вырубке подлежит до 91% деревьев. По ул. <адрес> из всех обследованных деревьев не имеют повреждений только лишь 2,6%, остальные поражены различными заболеваниями, имеют морозобойные трещины. Аналогичная картина наблюдается и на остальных улицах города. Из- за угрозы снего- ветролома деревьев, в результате которого возможно травмирование людей и повреждение автомобилей, институтом рекомендовано принять необходимые меры по уборке неблагонадежных деревьев, а учитывая эстетическую составляющую- полную реконструкцию зеленых насаждений. Вырубка производится с учетом расширения улиц и рекомендаций данного института. В ДД.ММ.ГГГГ году на расширяемых улицах и прилегающих территориях было снесено 219 деревьев, высажено 371 дерево- крупномер высотой от 3 до 5 м. (в основном пород берёза, липа, рябина, в том числе 46 деревьев хвойных пород), а в осенний период на территории города высажено более 11 тыс. саженцев деревьев и 9 тыс. кустарников. В 2011 году было снесено 354 дерева, на данный момент высажено 448 деревьев- крупномеров, 36 тыс. саженцев деревьев и кустарников, 8000 тыс. цветов и реконструировано более 15 тысяч м2. газонов. Работы по высадке продолжаются.
В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96- ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»- органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
Закон не уточняет, какие экономические стимулы могут быть применены при производстве и применении экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. Такую роль при применении экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей могут играть, в частности, платежи за загрязнение окружающей среды выбросами вредных веществ.
В соответствии с п.5 ст. 17 указанного Закона- органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.
Согласно пункту 4 ст.17 указанного Закона транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством РФ.
Проведение технических осмотров автомобилей регулируется Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 (с изм. от 24 января 2001 г.). Государственный технический осмотр организуется и проводится ГИБДД МВД России.
Таким образом, принятие и реализация региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей, а также введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местного отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух входит в полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст.6 Устава ГО г.Уфа РБ, принятого на заседании Совета ГО г.Уфа РБ (Протокол N 3 от 15 декабря 2005 г.)- в исключительной компетенции Совета находятся:
1) принятие устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение бюджета городского округа и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении председателя Совета в отставку;
11) определение порядка организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах городского округа.
7. Иные полномочия Совета определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и настоящим Уставом.
8. Совет заслушивает ежегодные отчеты председателя Совета, главы Администрации о результатах их деятельности, деятельности Администрации и иных подведомственных главе Администрации органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом.
9. Из состава депутатов Совета в порядке, установленном регламентом Совета, формируются Президиум Совета, постоянные и иные комиссии Совета.
10. Нормативные правовые акты Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета городского округа, могут быть внесены на рассмотрение Совета только по инициативе главы Администрации или при наличии заключения главы Администрации.
11. Нормативный правовой акт, принятый Советом, направляется председателю Совета для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов, принятых Советом, устанавливается настоящим Уставом.
Таким образом, Совет ГО г.Уфа РБ не наделен полномочиями по реконструкции улиц города.
В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ- каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В судебном заседании не был установлен факт изменений атмосферного воздуха именно вследствие действий либо бездействий ответчика и не нашел подтверждения факт причинения ответчиком вреда окружающей среде либо осуществления действий, в результате которых произошло негативное изменение окружающей среды. В рамках настоящего дела истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении ответчиками действий, в результате которых произошло бы негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов и как следствие причинение вреда здоровью истца.
В связи с изложенным, в удовлетворении требований Дулова С.К. к Совету городского округа г.Уфа о признании деятельности ответчика по реконструкции улиц в исторической части города нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и прекратить указанную деятельность; обязании ответчика компенсировать нанесенный вред окружающей среде, в том числе восстановить состояние атмосферного воздуха до непревышения в нем разовых и среднегодовых предельнодопустимых концентраций загрязняющих веществ для чего, в частности: а ) ввести ограничения на въезд и передвижение транспортных средств в историческом центре города, б) ввести ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей; в) восстановить зеленые насаждения, снесенные при реконструкции улиц исторической части Уфы; взыскать с ответчика в качестве возмещения вреда здоровью 651 рубль 65 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, судебные расходы в размере 950 рублей, следует отказать.
Руководствуясь ст.56, 57,194-196,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.