Дело № 2-5747/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации27 июня 2014 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Толоконниковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой З. Г. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка,
установил:
Симонова З.Г. обратилась в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей, как <данные изъяты>, в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Истец просит признать за ней право на получение бесплатно земельного участка, расположенного в пределах Петрозаводского городского округа, для индивидуального жилищного строительства и обязать ответчика предоставить ей указанный земельный участок; признать решение Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка недействительным.
Истец, ее представитель Симонова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав истца, ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Симонова З.Г. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. Администрация планирует использовать перспективные территории жилой застройки. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, в том числе заявитель, могут обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Симонова З.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Квартира по указанному адресу зарегистрирована за Симоновой З.Г. на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Согласно сведениям Администрации Петрозаводского городского округа истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований истца на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, ввиду отсутствия у него оснований для улучшения жилищных условий, в том числе в порядке, определенном ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В исковых требованиях Симоновой З. Г. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Ващенко