Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-17065/2020 от 06.05.2020

Судья – Супрун В.К. Дело № 33а-17065/2020

№ 2а-47/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«09» июля 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Касторновым А.С.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю Онищенко И.А. на решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Саядян Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 России по Краснодарскому краю (далее по тексту – МИФНС № 1) о возложении обязанности произвести перерасчет налогового обязательства.

В обоснование своих требований ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит магазин «Промтовары», расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.

15.02.2019г. в адрес административного истца поступило налоговое уведомление <№..> от 11.02.2019г. об уплате налога на имущество физических лиц в размере 6094 руб.

Саядян Р.М. полагает, что расчет налога, указанный в налоговом уведомлении <№..> от 11.02.2019г., произведен неверно, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Новопокровского районного суда Краснодарского края от 12.03.2020г. административное исковое заявление Саядяна Р.М. удовлетворено, суд возложил обязанность на МИФНС № 1 осуществить перерасчет налогового обязательства по налогу на имущество физических лиц в отношении магазина «Промтовары», с кадастровым номером <№..>, исходя из инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимости.

С указанным решением суда не согласилась заместитель начальника МИФНС № 1 Онищенко И.А. и подала апелляционную жалобу.

В обоснование своих доводов жалобы заместитель начальника МИФНС № 1 Онищенко И.А. ссылается на то, что расчет налога на имущество физических лиц, произведенный налоговым органом в отношении объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с применением кадастровой стоимости объекта, осуществлен на законных основаниях.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Саядяну Р.М. на праве собственности принадлежит нежилое здание - магазин «Промтовары», расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.

14.09.2018г. в адрес Саядяна Р.М. поступило налоговое уведомление <№..> от 15.07.2018г., в соответствии с которым ему начислен налог на иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером <№..>, по адресу: <Адрес...>, кадастровая стоимость которого составляет 6093449 руб., в сумме 121 869 руб.

Ввиду того, что в налоговом уведомлении <№..> от 15.07.2018г. содержалась ошибка в объекте налогообложений, Саядян P.M. обратился в ИФНС № 1 с устным заявлением о наличии ошибки и предоставил выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2018г. <№..> в отношении Магазина, 1969 года ввода в эксплуатацию, имеющего кадастровый <№..>, с кадастровой стоимостью 6093449,11 руб., и в отношении магазина «Промтовары», 1958 года, имеющего кадастровый <№..>, с кадастровой стоимостью 5678377,2 руб., находящегося в его собственности.

В результате обращения МИФНС России № 1 произведен перерасчет и выдана квитанция на сумму, подлежащую оплате, в размере 18 324 руб., которая была своевременно оплачена Саядяном P.M.

15.02.2019г. в адрес административного истца поступило налоговое уведомление <№..> от 11.02.2019г. об уплате налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимостью 6093449 руб. в размере 6 094 руб.

Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 данного Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Законом Краснодарского края от 04.04.2016г. № 3368-KЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2017 г.

Однако, приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.11.2018г. № 2368 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель; лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда» вступил в силу 01 января 2019 г.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» вопросы уплаты налога на имущество физических лиц, являющегося местным налогом, регулировались нормами Закона Российской Федерации от 9 Декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», согласно которому налог исчислялся в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (пункт 1 статьи 3).

Определение понятий «инвентаризационная стоимость» и «суммарная инвентаризационная стоимость» было дано Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в Инструкции от 2 ноября 1999 года № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (утратила силу в связи с изданием приказа Федеральной налоговой службы от 30 мая 2017 года N ММВ-7- 21/490@).

В соответствий с п. 3 названной Инструкции инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукции, работы и услуги, а суммарная инвентаризационная стоимость - сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Согласно Порядку оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности утвержден приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 87, определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборника укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам. Для расчета указанный коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии (пункт 3.12.1). Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производился не реже одного раза в пять лет (пункт 1.4).

В свою очередь, коэффициент-дефлятор - это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, примеряемого для целей соответствующих глав налогового кодекса Российской Федерации в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы (абзац двадцать седьмой пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В отношении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц Конституционный Суд Российской Федерации указал, что для исчисления суммы налога положения Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» устанавливают конкретную стоимостную характеристику облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, рассчитываемой органами технической инвентаризации; следовательно, такой элемент налога, как налоговая база, в данном Законе определен (Определение от 24 ноября 2005 года № 493-0). Изменение же стоимостного показателя, на основе которого рассчитывается налоговая база по налогу на имущество физических лиц, то есть замена инвентаризационной стоимости имущества на его рыночную стоимость, относится к прерогативе законодателя, который, реализуя принадлежащие ему полномочия, обязан руководствоваться конституционными принципами равенства и справедливости и не допускать несоразмерности налогообложения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает Сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 29 января 2004 года № 2-П, от 17 июня 2013 года № 13-П и др.).

В связи с чем, определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимости, может быть принято только после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговое уведомление № 831753 от 11.02.2019г. и налоговое уведомлении № 36526307 от 15.07.2018г., не соответствуют требованиям ст. 402 Налогового кодекса РФ, поскольку расчет суммы налога произведен исходя из не утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости недвижимости.

При этом, 28.02.2019г. Саядян Р.М. направил в адрес налогового органа заявление с предложением произвести перерасчет налога в соответствии с требованиями действующего законодательства, которое получено адресатом 04.03.2019г., однако ответ на поданное заявление дан не был, действия, направленные на перерасчет налога в соответствии с требованиями действующего законодательства административным ответчиком не предприняты.

Напротив, от МИФНС № 1 в адрес административного истца поступило требование № 38272 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.04.2019г. в соответствии с которым, за Саядяном Р.М. числится общая задолженность в сумме 6 155,01 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 6 094 руб., которая подлежит уплате.

13.06.2019г. в порядке подчиненности в вышестоящий орган через МИФНС № 1 была подана жалоба на требование № 38272 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.04.2019г.

По результатам рассмотрения жалобы, Федеральной налоговой службой управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в лице исполняющего обязанности руководителя < Ф.И.О. >7 23.07.2019г. было принято решение за <№..>, которым: жалоба Саядяна Р.М. удовлетворена частично; жалоба Саядяна Р.М. на действия должностных лиц МИФНС <№..> в части осуществления перерасчета налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц, оставлена без рассмотрения; признаны неправомерными действия должностных лиц МИФНС <№..>, выразившиеся в нарушении установленного Законом № 59-ФЗ РФ срока рассмотрения обращения Саядяна P.M. от 28.02.2019г.; признаны неправомерными действия должностных лиц МИФНС <№..> по Краснодарскому краю, выразившиеся в выставлении требования <№..> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.04.2019г.; на МИФНС <№..> возложена обязанность направить Саядяну Р.М. новое налоговое уведомление со сроком на добровольную уплату налога.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления Саядяна Р.М., поскольку МИФНС № 1 произвел расчет налога на имущество физических лиц исходя из не утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости недвижимости, на основании информации справочного характера.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска Саядяна Р.М. следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы заместителя МИФНС № 1 Онищенко И.А. о том, что расчет налога на имущество физических лиц, произведенный налоговым органом в отношении объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с применением кадастровой стоимости объекта, осуществлен на законных основаниях, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.

При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Краснодарскому краю Онищенко И.А. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий К.В. Лободенко

Судья Е.В. Цехомская

Судья В.В. Сидоров

33а-17065/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Саядян Р.М.
Ответчики
МиФНС №1 по КК
Другие
Раевский Е.Д.
Агарков Д.И.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Сидоров Вячеслав Валерьевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
13.05.2020Передача дела судье
09.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее