Дело № 2а-7695/2017
Решение
именем Российской Федерации
27 октября 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области к Комиссаренко В. В. о взыскании недоимки транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Комиссаренко В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени в сумме 4744 рублей 45 копеек. Требования обоснованы тем, что Комиссаренко В.В. является налогоплательщиком имущественных налогов. Налоговой инспекцией начислены транспортный налог и налог на имущество физических лиц, в связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик налоги не уплатил, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени, направлены требования о добровольной уплате суммы недоимки по налогам, пени, которые налогоплательщик в установленный срок не исполнил. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 24.06.2016 года мировым судьей Белогорского городского судебного участка № 3 Амурской области вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество, 21.03.2017 года судебный приказ был отменен. На дату составления заявления за налогоплательщиком числится задолженность за 2012, 2014 года. В связи с чем, с учетом уточненных требований, Межрайонная ИФНС России № 3 по Амурской области просит взыскать с Комиссаренко В.В. недоимку по транспортному налогу в сумме 4192 рублей 50 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 550 рублей 92 копейки, пени но налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 03 копеек.
В судебное заседание административный истец Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области, административный ответчик Комиссаренко В.В., представитель административного ответчика Карташенко Е.А., не явились, уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела не поступало, при таких обстоятельствах, суд определили в порядке статьи 150, 289 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представителем административного ответчика Карташенко Е.А. представлен письменный отзыв, из которого следует, что административным истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления о взыскании недоимки по налогам. Комиссаренко В.В. не являлся субъектом налоговых правоотношений до его совершеннолетия.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.06.2016г. мировым судьей Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 3 был вынесен судебный приказ о взыскании с Комиссаренко В.В. недоимки транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, и начисленных пеней. 21.03.2017г. указанный судебный приказ отменен, в связи с чем, истец обратился с настоящим административным исковым заявлением.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что Комиссаренко В.В. с 28.01.2012 года по 09.07.2013 года являлся собственником транспортного средства марки «Nissan Laurel», государственный регистрационный знак «***»; с 27.12.2012 года по 17.05.2016 года являлся собственником транспортного средства марки «Toyota Mark II», государственный регистрационный знак «***».
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сроки и порядок уплаты транспортного налога, налоговые ставки установлены в соответствии с Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области».
Таким образом, законодатель, устанавливая транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Из этого следует, что прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что Комиссаренко В.В. с 17.02.2014 года является собственником канализационного коллектора, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статья 401 НК РФ к числу объектов налогообложения относит: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из вышеперечисленного с учетом норм налогового права, Комиссаренко В.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
В силу п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакциях, действующих на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом за 2012 год, в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом за 2014 год.
В силу ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Налоговой инспекцией на основании положений ч.ч. 2, 3 ст. 52, ст.ст. 362-363, 408-409 НК РФ, Закона Амурской области от 18.11.2002 года № 142-ОЗ Комиссаренко В.В. начислен транспортный налог за 2012 года на сумму 2842 рублей 50 копеек, в адрес налогоплательщика 13.07.2013 года направлено налоговое уведомление № 236053 о начисленном транспортном налоге, которые налогоплательщик в установленный законом срок не позднее 01.11.2013 года должен уплатить; за 2014 год начислен транспортный налог в размере 1350 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 267 рублей, в адрес налогоплательщика 07.07.2015 года направлено налоговое уведомление № 351716 от 06.05.2015г. о начисленном транспортном налоге и налоге на имущество н физических лиц, которые налогоплательщик в установленный законом срок не позднее 01.10.2015 года должен уплатить.
В связи с несвоевременной и не полной оплатой административным ответчиком начисленных налогов, в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговой инспекцией была начислена пеня по транспортному налогу в размере 9 рублей 38 копеек (за период с 02.11.2013 по 14.11.2013), пеня по транспортному налогу в размере 541 рубля 54 копеек (за период с 18.10.2011 по 16.10.2015), пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 1 рубля 03 копеек (за период с 02.10.2015 по 16.10.2015).
20.11.2013г. в адрес Комиссаренко В.В. было направлено требование № 86436 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором налогоплательщику предложено добровольно уплатить недоимку по транспортному налогу, начисленные пени до 27.12.2013г., однако оставлено последним без исполнения в полном объеме.
26.10.2015г. в адрес Комиссаренко В.В. было направлено требование № 169560 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в котором налогоплательщику предложено добровольно уплатить недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, начисленные пени до 25.12.2015г., однако оставлено последним без исполнения.
Согласно расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица, а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации, расчета пеней, на дату подачи искового заявления в суд, задолженность Комиссаренко В.В. по транспортному налогу составила 4192 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу в размере 550 рублей 92 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц составила 01 рубля 03 копеек (л.д. 12), которые не погашены.
Доказательств, опровергающих правомерность начисления налога и пени, подтверждающих исполнение обязательств по уплате налога и пени в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено. Расчет налога проверен судом и признан судом достоверным.
Доводы административного ответчика о пропуске срока обращения с административным исковым заявлением не состоятельны, так как в силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление поступило в суд 19 июня 2017 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены 21 марта 2017 года судебного приказа о взыскании с Комиссаренко В.В. недоимки по налогам и пеням.
Таким образом, административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законном установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Судом установлено, что несовершеннолетний Комиссаренко В.В. являлся налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пунктом 2 ст. 27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 2 ст. 26 ГК РФ).
С учетом приведенных норм, а также ст. 23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
С учетом изложенного, доводы представителя административного ответчика о том, что несовершеннолетний Комиссаренко В.В. субъектом налоговых правоотношений не мог являться до совершеннолетия, судом признаются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В связи с установленным фактом неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов, в установленный законодательством срок, пеней, суд приходит к выводу об обоснованности требований Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Амурской области и удовлетворении административного иска в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
В соответствии со ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Комиссаренко В. В., *** г.р., проживающего по адресу: *** в доход государства недоимку по транспортному налогу за 2012, 2014 года в сумме 4192 рублей 50 копеек, пени по транспортному налогу в размере 550 рублей 92 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 01 рубля 03 копеек.
Взыскать с Комиссаренко В. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2017 года.
Председательствующий Т.А. Коршунова