Дело № 2-1822/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск-Дальний 12 ноября 2015 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
Председательствующего: Федерального судьи Е.С. Палтусовой
С участием ст.помощника прокурора г.Спасска-Дальнего А.Е.Лях
при секретаре Т.А.Жемер
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хвалынского сельского поселения о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрациями поселений <адрес> требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6 Закона № 123-ФЗ, статей 3, 19, 20 Закона «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности", устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> было установлено, что в состав Хвалынского сельского поселения входят в том числе следующие села: <адрес>.
На основании статьи 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах №, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противопожарном режиме».
В силу пункта 78 Правил № на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или. другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Вместе с тем в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что на территории Хвалынского сельского поселения (<адрес>) не обновлена противопожарная полоса, не установлены соответствующие указатели противопожарных источников, отсутствует наружное освещение подъездных путей к пожарным гидрантам и пирсам пожарных водоемов,
Таким образом, администрацией Хвалынского сельского поселения меры, направленные выполнение действий по профилактике противопожарного режима не соблюдаются, что может привести к последствиям в виде чрезвычайных ситуаций, принести ущерб жизни и здоровью, а также имуществу жителей <адрес>, что является недопустимым и не может быть оставлено без внимания.
Просит обязать Администрацию Хвалынского сельского поселения обновить минерализованные противопожарные полосы в <адрес>, установить соответствующие указатели противопожарных источников, установить наружное освещение подъездных путей к пожарным гидрантам и пирсам пожарных водоемов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ..
В судебном заседании ст.помощник прокурора Лях А.Е. уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию Хвалынского сельского поселения обновить минерализованные противопожарные полосы в <адрес>, установить соответствующие указатели противопожарных источников, установить наружное освещение подъездных путей к пожарным гидрантам и пирсам пожарных водоемов, в срок 1 месяц после вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика администрации Хвалынского сельского поселения Хрол В.А. судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями согласен.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица государственный инспектор городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района по пожарному надзору И.П. в судебное заседание не явился, с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласен, просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав представителя истца ст.помощника прокурора Лях А.Е., установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Судом при рассмотрении дела установлено и, по сути, не оспаривается ответчиком, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что на территории Хвалынского сельского поселения (<адрес>) не обновлена противопожарная полоса, не установлены соответствующие указатели противопожарных источников, отсутствует наружное освещение подъездных путей к пожарным гидрантам и пирсам пожарных водоемов.
Государственным инспектором городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района по пожарному надзору А.В. 23.04.2015г. выдано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности администрации Хвалынского сельского поселения, которое до настоящего времени администрацией Хвалынского сельского поселения не исполнено.
В соответствии со ст. 14, 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, городского округа;
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в частности и тех мероприятий на которые указывает прокурор в иске, закреплены и в ст. 19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение мер пожарной безопасности.
В ходе проверки соблюдения администрациями поселений Спасского муниципального района требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокуратурой <адрес> установлено, что на территории Хвалынского сельского поселения (<адрес>) выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, администрацией Хвалынского сельского поселения меры, направленные на выполнение действий по профилактике противопожарного режима не соблюдаются, что может привести к последствиям в виде чрезвычайных ситуаций, принести ущерб жизни и здоровью, а также имуществу жителей <адрес>, а именно не обновлена минерализованные противопожарные полосы, не установлены соответствующие указатели противопожарных источников, не установлено наружное освещение подъездных путей к пожарным гидрантам и пирсам пожарных водоемов, что является недопустимым и не может быть оставлено без внимания.
Каких-либо доказательств, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарной безопасности, ответчиком не представлено.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 утверждены Правила противопожарного режима, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 78 которых предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Выявленные нарушения создают угрозу возникновения пожара, причинения вреда жизни и здоровью людей и значительных материальных потерь.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, считает, что при отсутствии доказательств обеспечения мер пожарной безопасности на территории Хвалынского сельского поселения (<адрес>) бездействие администрации Хвалынского сельского поселения в решении данного вопроса незаконно.
Кроме того, то обстоятельство, что обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является обязанностью администрации Хвалынского сельского поселения и что данная обязанность не исполнена представителем ответчика в предварительном судебном заседании не оспаривалось.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и полагает достаточным установить срок 1 месяц после вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хвалынского сельского поселения о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию Хвалынского сельского поселения обновить минерализованные противопожарные полосы в <адрес>, установить соответствующие указатели противопожарных источников, установить наружное освещение подъездных путей к пожарным гидрантам и пирсам пожарных водоемов, в срок 1 месяц после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течении одного месяца с подачей жалобы через Спасский районный суд.
Федеральный судья Е.С. Палтусова